Чт. Ноя 15th, 2018

Программа развития Нарына. Избавляемся от мифов

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

enter site Самая высокогорная область страны с её суровым климатом традиционно ассоциируется у нас с животноводством. Там 160 дней в году зима, холодно; из-за трудных условий проживания регион всегда дотировался из республиканского бюджета. Нарынская область характеризуется низкой производительностью труда, почти натуральным ведением хозяйства. Экономику этого края не поднять без тщательного экономического анализа местных возможностей, перехода на интенсивное животноводство, увеличения экспорта в соседнюю Китайскую Народную Республику, считает большинство исследователей.

Время показало, что, несмотря на то, что вся область была объявлена свободной экономической зоной (бизнесмены не платили никаких налогов), ожидаемого прорыва не произошло. Предприниматели не торопились ехать в отдалённую от центра область, вкладывать свои кровные в строительство подъездных путей, очистных сооружений, дорог, складов, ирригационную систему и т. д. Деловые люди не миротворцы, каждому инвестору нужна прибыль, стабильный и незатратный рынок сбыта произведённой продукции, хорошие современные трассы. Инфраструктура, конечно, дело государства, но денег в бюджете всегда не хватает.

За более чем 20-летний период суверенитета Кыргызстана мы так и не придумали чёткой комплексной программы развития регионов с опорой на особенности их собственной производственной базы. Сделано это было только в наши дни. Но проблемы копились годами и десятилетиями, в результате они привели к огромной диспропорции проживания в центре и на периферии.

Пришла пора жителям отдалённых окрестностей самим определять, как развивать бизнес, что и когда строить. В целях реализации среднесрочной (на 5 лет) государственной политики социально-экономического развития регионов выбрали 20 городов и населённых пунктов в качестве «точек роста». В условиях острого дефицита казённых средств решили их не распылять, как прежде, а вкладывать строго в проекты, одобренные самими жителями, поддержанные гражданскими активистами. Что это за проекты? Чтобы начать их финансировать, в правительстве должны были убедиться в экономической целесообразности реализации задуманного, перейти на субсидирование человека, его запросов, а не многочисленных предприятий, руководители которых вместо тщательных подсчётов и поиска резервов занимались «выбиванием» денег из Минфина.

Создавшаяся диспропорция между столицей и регионами привела к тому, что почти половину внутреннего валового продукта обеспечивают сегодня Бишкек и Чуйская долина. Качество жизни сельского населения в 2,5 раза ниже городского. А минимальная заработная плата в Бишкеке — 14 773 сома в месяц — на треть превысила размер средней по республике — 11 411 сомов.

Чтобы усилить ответственность полномочных представителей правительства за экономический подъём регионов, проекты генеральных планов развития отобранных городов как «точек роста» решили утверждать на уровне кабинета министров. Во избежание прежних ошибок для того, чтобы проверить, убедиться на месте — действительно ли люди на периферии нуждаются в реализации заявленных бизнес-проектов, по поручению кабинета министров независимые эксперты отправились в пилотные города: Нарын, Каракол и Джалал-Абад. Их задача — внедрить новый подход к инвестированию, пробудить деловую активность, стимулировать самостоятельное развитие населённых пунктов с целью создания экономического регионального пояса, его поддержки со стороны государства.

Сегодня мы расскажем об областном центре Нарынской области, его завтрашнем дне, приграничном и межрайонном развитии. В Нарыне проживает около 40 тысяч человек, с демографией здесь всё нормально: ежегодный прирост населения 20%. Бюджет города — 100 млн. сомов плюс бюджетные трансферты. Мэрия не использует имеющихся у неё резервов: сделки с муниципальной собственностью мизерные, всего 4%. На это и обратил внимание эксперт Национального института стратегических исследований Александр Третьяков.

Мировой финансовый кризис отразился на правилах ведения бизнеса. Те планы, осуществление которых прежде приносило неплохой доход, теперь не так уж и прибыльны. В то же время сознание молодых будоражат истории головокружительных успехов наших соотечественников, сумевших за несколько лет работы сколотить собственный капитал. Где искать истоки новых бизнес-идей, не занятые другими ниши?

Александр Третьяков побывал в Нарыне, где обсуждали программу развития города на 2018-2023 годы.

С ним встретилась корреспондент «СК». «В предлагаемый вариант генерального плана Нарына свои предложения по оказанию помощи уязвимым слоям населения внесли сотрудники университета Центральной Азии имени Ага Хана, — сообщил А. Третьяков. — В диалоге приняли активное участие представители Министерства экономики, райгосадминистрации, мэрии Нарына, депутаты городского совета и МСУ. Рассматривали не только программу развития города, но и её влияние на всю область.»

Так, решительно опровергли миф о том, что в Нарынской области якобы много мяса, необходимо возродить его переработку, то есть выстроить ряд мясокомбинатов. На самом деле скот здесь низкорослый (сказывается влияние высокогорья), требуется в первую очередь улучшить породу овец и крупного рогатого скота, шире использовать метод искусственного осеменения, повысить компетентность ветврачей.

Александр Третьяков считает, что сначала следует заложить прочную производственную базу, поддержать работающие предприятия, привлечь в регионы бизнесменов, частный капитал, а потом уже браться за осуществление социальных проектов, которых великое множество. Его мнение разделяют большинство депутатов Жогорку Кенеша. Парламентарии выступают за перевод государственных проектов в категорию инвестиционных, с привлечением механизма муниципально-частного партнёрства. О полученных результатах позволит судить уровень жизни местного населения. Необходимо ставить конкретные цели, выработать индикаторы, которые можно было бы сравнить с предыдущими показателями.

Эксперт привёл наглядный пример: жители Нарына захотели осуществить проект строительства гаража для карет скорой помощи. Высокогорной области машины подарили спонсоры, новенькие авто стоят на улице и в дождь, и в град, ржавеют, люди волнуются за их техническое состояние. Казалось бы, всё правильно, деньги на гараж очень нужны, но при близком взгляде на проблему выяснилось, что в Нарынской области не хватает врачей, ездить на скорых в ближайшее время некому. Для начала следует решить проблему медицинских кадров в высокогорье, это важнее, чем построить гараж, который будет ждать выпускников медакадемии неизвестно сколько лет.

Что касается растениеводства, которое в Нарынской области составляет треть всего сельхозпроизводства, то в Кочкорском районе хорошо бы построить картофелехранилище, под него можно взять товарный кредит.

Ат-Башинская ГЭС, производящая 7,5 мегаватт-часов электроэнергии, нуждается в модернизации. Специалисты посчитали: необходимо вложить 7,5 млн. сомов. В этом проекте нарынчане надеются на грантовые средства, которые обещала прислать Швейцария в августе т. г. Капитального ремонта требует и городская больница, в течение 40 лет здесь делали только мелкий, косметический.

Александр Викторович рекомендовал упор делать на поддержку уже существующих производств. К примеру, для модернизации нарынского завода по производству минеральной воды нужны инвестиции, проект сполна окупится уже через четыре года, необходимо предоставить бизнес-расчёты.

В городе работают предприятия по выпуску мебели, железобетонных изделий, перерабатывающий комбинат, выпускающий сливочное масло, сыр, брынзу. Современный торгово-логистический центр планируется построить в Ат-Баши, на трассе, ведущей в Китай. Уже выделено 200 гектаров земельного участка недалеко от границы. Есть и спонсор из Индии.

«Точкой роста», безусловно, может служить Верхне-Нарынский каскад гидроэлектростанций, надо только проявить активность, настойчивость, уверен А. Третьяков, взамен можно получить новые рабочие места, а это реальный шаг из бедности. Неплохие перспективы развития эксперт нашёл и на угольном разрезе Кара-Кече, нужно только отремонтировать дорогу, ведущую в Балыкчи.

Сегодняшний Нарын — транспортный тупик. Город надо открыть и превратить в намечающуюся железнодорожную трассу из Китая в Узбекистан — тоже в одну из «точек роста». Проект этот давний, «с бородой», пришло время воплотить его в жизнь, получать плату за транзит.

Что касается реконструкции местного аэропорта, то деньги — $45 млн. — нашлись у Фонда Ага Хана. После открытия международных рейсов о Нарыне узнает весь мир.

Особое внимание Александр Третьяков уделил Университету Центральной Азии. Это современный образовательный и культурный центр, где трудятся 120 преподавателей. Из задуманных в 2016 году грандиозных планов осуществлены только 12%. Здесь обучают не только студентов, но и взрослых, работающих на предприятиях специалистов: они повышают свою квалификацию или приобретают новую профессию, востребованную на рынке. Вуз использует новейшие IT-технологии. По словам эксперта, в Нарыне сегодня нет «интеллектуального товара». Жаль, это огромный региональный ресурс, он тоже мог бы стать надёжной «точкой роста».

see url Галина ЛУНЁВА.
watch Фото из Интернета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *