Автобаны Кыргызстана ХХI века (фото)

К строительству альтернативной дороги, соединяющей северные и южные регионы республики, Кыргызстан приступил в 2014 году. Протяжённость трассы север — юг, или Балыкчи — Джалал-Абад, составляет 433 километра. Она проходит через Кочкор, Чаек, Кокомерен и Казарман.

Альтернативная дорога — это новая трасса шириной земляного полотна 15 м, с двухслойным 15-сантиметровым асфальтобетонным покрытием в труднодоступной горной и сильно пересечённой местности с суровыми природно-климатическими условиями. Здесь никогда не существовало даже козьих троп. Отметим, что протяжённость существующей трассы между Балыкчи и Джалал-Абадом — 748 км, альтернативная же дорога сократит расстояние на 300 км.

Этот крупнейший дорожный проект финансируют несколько международных доноров. В свою очередь Министерство транспорта и дорог обещает завершить строительство в начале 2022 года.

В отличие от трассы Бишкек — Ош на этой местности нет перевалов, а самая высокая точка находится на высоте 2500 м над уровнем моря. Именно здесь располагается автодорожный тоннель на перевале Кок-Арт Ферганского хребта протяжённостью 3 815 м.

Если говорить подробнее о планах, то через реку Нарын на трассе решено построить два эстакадных моста, высота опор которых достигнет 40 м.

Заметим, что дорога проходит по живописным местам Нарынской и Джалал-Абадской областей, а это уже возможность для будущих путешественников полюбоваться красотами нашей страны.

Реализует проект китайская компания China Road and Bridge Cо., один из основных подрядчиков реконструкции многих наших дорог. В её активе — 16 проектов в Кыргызстане. Данный проект предусматривает строительство дороги и поделён на три фазы: 1-я — протяженностью 150,9 км, проходит по маршруту с. Кызыл-Жылдыз — с. Арал (183 — 195 км), с. Казарман — г. Джалал-Абад (291 — 433 км). На этом участке как раз и пробьют тоннель через перевал Кок-Арт; 2-я фаза равна 99, 23 км, её маршрут с. Арал — с. Казарман (195- 291 км); 3-я — 138 км и соединит г. Балыкчи — с. Кочкор — с. Эпкин (0 — 89 км).

Глава группы по строительству тоннеля Алтынбек Карагулов рассказал, что строительство тоннеля затруднено из-за короткого сезона: зима приходит рано и весна уходит поздно.

«Мы стараемся максимально ускорить работу. Для этого у нас есть вторая техническая штольня, которая соединяется с основным тоннелем через каждые 300 метров. Как только прокопаем малый тоннель на 900 метров, работа ускорится по обе стороны».

Отметим, что это будет самый длинный тоннель в Кыргызстане. Извлекают здесь грунт в суровых климатических условиях одновременно с двух сторон.

Эту дорогу в регионе ждут с нетерпением, поскольку она поможет активизировать деловую жизнь и откроет новые перспективы. А пока есть одна только трасса, что объединяет север и юг страны, — через перевал Тоо-Ашуу. К примеру, жителям Нарынской или Иссык-Кульской областей, чтобы попасть в Джалал-Абад, приходится транзитом проезжать через Бишкек, преодолевая сотни лишних километров. Оттого трасса Бишкек — Ош считается одной из самых загруженных, а данный крупный инвестиционный проект нацелен на её разгрузку. А пока, по подсчётам, через перевал Тоо-Ашуу на этой автодороге ежедневно должны проезжать до 500 машин. На деле же — в разы больше, более трёх тысяч грузовых и легковых авто. И, скорее всего, в ближайшие годы она не сможет обслуживать возросший транспортный поток.

Альтернативой ей станет магистраль Джалал-Абад — Балыкчи протяжённостью всего 433 км, вместо сегодняшних 748 километров. То есть после прокладки новой трассы расстояние сократится на 330 километров. Дорога будет прямой, разве что придётся проехать перевал Кок- Арт высотой 2500 метров, по сравнению с Тоо-Ашуу — 3400 метров с его дорожными серпантинами, крутыми поворотами, отарами, проходящими через тоннель. Стоит ли ещё говорить о сложных климатических условиях?

Как отметили китайские инженеры, 2-я фаза охватывает самый сложный участок дороги от села Казарман до села Арал в связи со строительством на ней двух магистральных мостов, которые впервые появятся в Кыргызстане.

Дорожное полотно сооружается согласно современным требованиям, заверяет подрядчик, что позволит включить трассу в международный транзитный коридор. Предусмотрено и строительство 12 мостов. Их параметры отвечают требованиям сейсмостойкости, запроектированы средства защиты от селей и оползней.

Пользу от появления альтернативной дороги многие населённые пункты уже ощутили: начала развиваться придорожная инфраструктура, прокладываются дополнительные линии электропередачи. В перспективе — оживление внутренних регионов страны и их возможность выходить на рынки других стран.

Особое внимание в инвестиционном проекте уделено строительству двух магистральных эстакад. Возводятся они из-за сложности рельефа местности и сильного течения реки. Это уникальные инженерные сооружения, которые держатся на многочисленных сваях, основания которых находятся на глубине 40 м, и высота их — порядка 40 м. Установка подземных свай или опор эстакадных мостов началась весной этого года. Сейчас возводится верхняя часть строений. За качеством материалов и процессом работ строго следят российские специалисты.

Со временем планируется построить и железную дорогу, параллельно данной автотрассе. А ещё специалисты обращают внимание и на то, что чаще всего при строительстве дорог подрядчики находят карьеры рядом и ставят собственные асфальтобетонные заводы, и этот проект не исключение — все опоры, перекрытия, асфальт местного производства. Это быстрее и гораздо дешевле.

В целом ещё раз скажем о выгодах Кыргызстану после появления этого автобана. Итак: мы создадим дополнительное непрерывное автотранспортное сообщение между севером и югом. Обеспечим доступ к месторождениям полезных ископаемых, освоение земель и сельскохозяйственных угодий в Тогуз-Тороуском, Ак-Талинском, Жумгальском, Кочкорском районах, что представляет большой интерес для местного населения и инвесторов, которые заинтересованы в переработке сельскохозяйственной продукции. Появится транзитный коридор по маршруту Кыргызстан — Узбекистан — Таджикистан — Россия — Казахстан — Иран и далее. Это позволит стране выйти из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности и выполнении обязательств в рамках СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и Таможенного союза.

И главное. Представитель проектного государственного института «Кыргыздортранспроект» Кубанычбек Мамаев рассказал, когда и как станем погашать кредиты. По первой фазе участка дороги соглашение с «Эксимбанком» подписано на 20 лет под 2% годовых с 11 летним льготным периодом. По второй фазе — два соглашения: первое между правительствами Китая и Кыргызстана о том, что Китай делегирует своё право выделения средств «Эксимбанку», и второе соглашение подписано уже с банком. По словам К. Мамаева, при подписании соглашений сразу закладывались льготный период и график погашения кредита.

Если к 2022 году дорогу закончим, то расплатимся с долгом после 2026 года, пояснил он.

see Игорь САПОЖНИКОВ.
see url Фото автора.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий