Вс. Окт 21st, 2018

Ода духовности Мастера

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

К юбилею выдающегося классика национальной и мировой словесности впервые выходит в свет на кыргызском языке роман в стихах кыргызского поэта Танатара Кашенова «Духовная Вселенная Айтматова». Литературный труд посвящён многогранному и обширнейшему анамнезу жизни великого земляка.

Самый распространённый жанр в кыргызском народном творчестве сегодня — песни. Грустные и весёлые, тоскливые и бодрые, но всегда поэтичные и красивые, они поражают слух своей нежной тональностью. В песнях заложена неподдельная страсть, молодость, сила и услада, а пишут их во имя торжества добра и справедливости. Песня создала богов любви, раздора, обмана, созидания и счастья. Заложенная в ней художественная фантазия полна мифами.

Люди представляли себе богов совершенных, обладающих огромной силой, совершенством красоты и бессмертием, но и на их долю выпадали тяжкие испытания. Когда Зевс в гневе хотел уничтожить людей, то титан Прометей встал на их защиту. Он похитил у Зевса искру божественного огня и передал её смертным, которые получили разум и память. Зевс жестоко покарал Прометея, приковав его к скале, к которой ежедневно прилетал орёл и клевал его печень. Однако титан не склонился перед могуществом повелителя богов и стойко перенёс все тяжкие мучения.

Вот c такой мифологической преамбулы начинается поэтическая книга Т. Кашенова, где автор подводит читателя к рассказу об испытаниях, которые предстояло выдержать самому Айтматову и при этом остаться духовно великим гражданином. Помните, как он сам говорил: «Человеку тяжелее всего быть человеком каждый день». Жутко сейчас представить состояние молодого Чингиза Айтматова, когда он узнал о несправедливом аресте своего отца Торекула. Непомерно тяжко было перенести выпавшие на долю его семьи страдания, но он, подобно всемирному титану, стойко вынес все тяготы и закалился в этих испытаниях.

Они, разумеется, отложились на всём периоде его яркой и насыщенной на события жизни и оставили в ней глубокий след. В романе «Духовная Вселенная Айтматова» Т. Кашенов посвятил жизненному пути Чингиза Торекуловича семнадцать поэтических глав. Каждая из них имеет свой символ, и авторское внимание в ней сосредоточено на конкретном периоде жизнебытования мастера слова. Поэтические строки талантливо повествуют читателю о реальных событиях, случившихся в судьбе его героя. Глубинное понимание духовного предназначения Айтматова и авторская задача, стоящая перед ним, заставили автора романа при осмыслении творчества выдающегося писателя сделать выбор в пользу эскизного определения нескончаемых границ художественного айтматовского феномена.

Романисту для поэтического его воплощения приходилось выбирать из колоссального литературного материала, посвящённого главному герою, наиболее существенное, значимое и необходимое из его богатого жизненного пути. Свою задачу Т. Кашенов видел в том, чтобы приоткрыть читателю двери в духовный айтматовский мир, в эту вселенную интеллекта и человеческой мудрости. Автор стремился помочь читающим понять место, значение и роль художественного слова в исторической борьбе людей за светлое будущее планеты. Его поэтический труд, на наш взгляд, несомненно поможет полюбить прекрасное и ещё яснее увидеть феномен Айтматова, его неординарную личность.

Человеческое сознание, говорят нам поэтические строки книги, зародилось в труде. Труд же породил способность человека создавать произведения литературы, в которых возникло эстетическое чувство, чувство прекрасного. Человек начал воспроизводить зрительные и словесные образы окружающего мира. Так возникла устная поэзия, когда говорящий не только передавал сородичам накопленные жизненные сведения, но и пытался объяснить окружающий его, ещё чуждый и таинственный мир. Так появились песни и мифы — первые произведения устного творчества. Обогащённые народной фантазией, они передавались из поколения в поколение безымянными сказителями. Развивались эстетические потребности людей, это рождало всё новые произведения литературы. И гениальность айтматовского дара именно в том, что он развивал его сначала через малые литературные формы и публицистику. А уже следующим этапом его художественного восхождения стал переход к главным литературным жанрам — повести и роману, что заметно ускорило рост читательского всемирного интереса к его замечательным произведениям.

Писатель становился современным классиком. Новейшая форма цивилизации с присущим ей стилем жизни и мышления звали Айтматова к более высоким творческим вершина, которые ему удалось покорить. Айтматов мог показать удивительную цепь событий, происходящих в разных местах и в разное время. Об этом повествуют в романе Т. Кашенова его пламенные, стремительные, ритмичные и напряженные поэтические строки. В своём неординарном произведении «Духовная Вселенная Айтмтова» его автор воспевает силу и красоту творчества гениального земляка. Он призывает читателя радоваться каждому мгновению жизни, учиться видеть человеческую красоту, нежность природы и яркие краски мира, любоваться уникальностью детской улыбки и людских взглядов, женским очарованием.

Поэт утверждает, что каждая айтматовская строка пронизана любовью к людям, в ней остро ощутимы мысли о борьбе за счастье, страстное размышление о судьбе человека его свободной и гармоничной жизни. Наш классик словесности в своих книгах прославлял разумно утроенную человеческую жизнь. Нежная красота его Джамили, спокойное и мудрое величие старика в «Белом пароходе» могли существовать только в идеальном мире, о котором мечтали и за который боролись гуманисты человечества. Могучая сила разума, восхищение многообразием природы, вера в величие человека отличали Айтматова. В его произведениях нет и следа двуличности, подавляющей человека, его строки наполнены воздухом и светом, его языковая живопись и слово вдыхают в нас неповторимый аромат жизненного оптимизма и вдохновения.

Айтматов славил духовного человека, его внутреннюю гармонию и внешнюю красоту, он просторно и глубоко входил в истоки духовности своего народа и мира, исповедуя вечные человеческие ценности. В своем романе Танатар Кашенов, ещё раз восклицает и утверждает, что читая мастера слова, мы, как бы раскрываем окно и дышим свежим чистым воздухом незамутнённой природы. В сознании каждого читателя айтматовских книг оживает образ выдающейся личности, гуманиста, философа, патриота и учителя своего народа, чьё художественное неповторимое слово хранит огонь и трепет большого любящего айтматовского сердца!

follow url Ильгиз ТАЛИП,
заслуженный деятель культуры Кыргызстана, писатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *