Намеренья, как воздух гор, чисты…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Тема Кумтора на протяжении почти четверти века является одной из самых болезненных и обсуждаемых не только в правящих кругах, но и среди простых кыргызстанцев. Концессионный договор, соглашения и дополнения к ним — вся эта круговерть документов, содержание и смысл которых доступны и понятны только посвящённым, по большому счёту — китайская грамота для обычных граждан. Нет, конечно, народ подозревает, что какой-то высокий смысл в этих документах заложен и выгода в совместной разработке месторождения для государства есть. Но почему так часто в течение многих лет возникают споры о необходимости этого соглашения, рисках, в том числе и финансовых, выгоде и вреде от него?

17 июля по инициативе аппарата правительства в Бишкеке прошла дискуссия на тему «Оценка экологических и экономических составляющих в реализации проекта «Кумтор». Эксперты обсудили перспективы дальнейшей работы компании «Центерра Голд» в Кыргызстане. Приглашённые депутаты Жогорку Кенеша и члены правительства не пришли, участвовали только представители аппаратов правительства, парламента и Президента.

Как известно, правительство намерено в очередной раз пересмотреть соглашение с канадской компанией «Центерра Голд Инк.» по разработке золоторудного месторождения Кумтор. Как объясняет премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев, в документе, подписанном правительством Сапара Исакова в сентябре прошлого года, есть моменты, с которыми нынешний кабинет министров категорически не согласен. Какие именно пункты инвестиционного соглашения будут пересматриваться, правительство не сообщает, но обещает, что при принятии решений учтут предложения и рекомендации экспертов.

Открывая дискуссию, заслуженный экономист КР Джумакадыр Акенеев подчеркнул, что в новом соглашении канадская компания «Центерра Голд Инк.» должна признать, что получила сверхприбыль.

— Кыргызстан мог бы избежать долгов перед иностранными кредиторами, если бы не шёл на поводу у канадской компании, которая умеет влиять на власть республики и на отдельных чиновников и поэтому все время оказывается в выигрыше. Сегодня правительство республики должно поставить перед «Центеррой» условие: либо компания уходит, либо выплачивает нам упущенную за много лет прибыль, — уверен Дж. Акенеев.

По его словам, Кыргызстан недополучил свыше четырёх миллиардов долларов — сумму, равную внешнему долгу страны.

— Взыскав с канадской компании даже половину суммы упущенной выгоды, Кыргызстан может рассчитаться с основным кредитором — Импортно-экспортным банком Китая. Если бы с первых дней соблюдались условия соглашения, подписанного в 1993 году, где у Кыргызстана было 67 процентов акций, сегодня мы не имели бы внешнего долга, — отметил Джумакадыр Акенеев, подчеркнув, что инвестор будет вынужден согласиться на такие условия, так как обращение в суд негативно отразится прежде всего на «Центерре».

Основной доклад, проиллюстрированный множеством презентаций, сопровождаемый ссылками на нормативно-правовые документы, в том числе и международные, представил общественный деятель Кыргызстана Ишенбай Кадырбеков, который со свойственной ему прямотой отметил, что правительство и парламент, как правило, замалчивают тему «Кумтора» по причине коррупции: «Из-за прямого предательства национальных интересов Кыргызстана одно из крупнейших в мире золоторудных месторождений не только не приносит стране справедливой части доходов, но и становится экологической угрозой для будущего поколения. Лица, принимавшие участие в этой преступной, противоречащей интересам народа афере, и тем самым нанёсшие невосполнимый ущерб государству, не привлечены к ответственности».

— Золоторудное месторождение Кумтор является богатством Кыргызской Республики. По результатам детальной разведки запасы и прогнозные ресурсы Центрального участка месторождения составляли 716 тонн золота, в том числе для карьерной отработки — 316,6 тонны при среднем содержании 4,3 г/т. Геологические запасы и прогнозные ресурсы золота остальных участков рудного поля оценивались в 230-300 тонн. С момента работы месторождения Кумтор было произведено 386 тонн золота. Общая прибыль Кыргызстана могла бы составить 5 миллиардов долларов.

Горько сознавать, что ни в одном соглашении с 1992 года не защищались интересы Кыргызстана. Я не раз призывал передать государству «Кумтор» для того, чтобы он приносил пользу, но безрезультатно. Мне кажется, что для каждого президента Кыргызстана считалось большой честью подписать какой-либо документ, ущемляющий интересы своего государства. Ни один премьер-министр не избежал подписания договоров, ухудшающих ситуацию страны, — отметил докладчик.

— Согласно Конституции, действовавшей на тот момент, заключать договора с иностранными государствами, международными и коммерческими организациями имел право только Президент. Однако документ, подтверждающий, что полномочия подписания договора Президентом были делегированы премьер-министру КР, отсутствует. Также в нарушение Закона «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в КР», то есть без проведения конкурса, был заключён и концессионный договор, — сообщил докладчик.

Он также подчеркнул, что путём введения громоздкой, многоступенчатой, запутанной схемы управления «Камеко» по сути отстранила кыргызскую сторону от участия в проекте, единолично управляла проектом и соответственно косвенным путём получила наибольшую выгоду.

— В генеральном соглашении и договоре указывалась цель совместной деятельности — получение прибыли. Однако во всех учредительных документах не были определены условия и порядок получения и распределения прибыли, в результате чего Кыргызстан недополучил громадную прибыль, — добавил Ишенбай Кадырбеков. — И сейчас, когда стоит вопрос о подписании очередного соглашения по проекту, к обсуждению деталей договора необходимо подключить экспертное сообщество и общественность. Разработка прошлых соглашений проходила закрыто, включая прошлогоднее, «улучшенное», подписанное Сапаром Исаковым, поэтому я призываю власти не повторять прежних ошибок, — подчеркнул Ишенбай Кадырбеков.

11 сентября 2017 года правительство Кыргызстана во главе с Сапаром Исаковым и Centerra Gold Inc. подписали соглашение по охране окружающей среды и развитию инвестиций. По документу, канадская компания увеличит ежегодный экологический платёж Кыргызстану с $310 тысяч до $3 млн., выделит $50 млн. на новый фонд развития природы, $10 млн. — на фонд развития онкологической службы, ежегодно будет выплачивать по $6 млн. в фонд рекультивации проекта «Кумтор». При этом стороны отказываются от всех судебных разбирательств, снимаются все ограничения на сотрудников «Кумтора», а соглашение от 2009 года остаётся в полной силе.

Он отметил, что сейчас Кыргызстан стоит перед дилеммой: либо власть предотвращает дальнейшее усугубление ситуации и идёт на более решительные шаги, либо оставляет всё как прежде и окончательно губит природу, уничтожает ледники и экологию.

Резюмируя свой доклад, эксперт рекомендовал Жогорку Кенешу и правительству решить ряд вопросов. Прежде всего, лишить ОАО «Кыргызалтын» права представлять кыргызскую сторону в переговорном процессе и при составлении текстов соглашения, учитывая, что за время реализации проекта «Кумтор» данный субъект не оправдал доверия и показал себя несостоятельной структурой, нанёсшей непоправимый материальный урон стране. А также рассмотреть ответственность должностных лиц, прямо или косвенно связанных с подписанием соглашений, причинивших ущерб Кыргызстану.

Далее И. Кадырбеков предложил расторгнуть комплексное мировое соглашение, подписанное между ЗАО «Кумтор Голд Компани», ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» и правительством КР 11 сентября 2017 года. Основанием для этого эксперт считает тот факт, что правительство не обладало полномочиями подписывать данный документ. Кроме того, соглашение не было одобрено Жогорку Кенешем и не получило положительного заключения Конституционного суда Кыргызстана. С целью возврата упущенной выгоды из-за коррупционной реструктуризации проекта докладчик предложил не только начать расчёт потерь Кыргызской Республики, но и принять меры по восстановлению реальной доли кыргызской стороны в активах «Центерры» и «Кумтор Голд Компани». Также он рекомендует не только обязать «Центерру» начать решение всех экологических вопросов, но и рассчитать ущерб, касающийся экологических и горно-инженерных рисков, в том числе будущих затрат по реабилитации, рекультивации и стабилизации месторождения.

В докладе озвучены и перспективы национализации «Кумтора».

— Многие эксперты выступают против национализации, ссылаясь на соглашение 2009 года, согласно которому Кыргызстан не имеет на это права. Однако в соответствии с резолюциями ООН вопросы подобного характера регулируются национальным законодательством. Таким образом, законодательно республика может начать национализацию, но мы должны будем возместить определённые затраты инвестора. В случае национализации активы и доходы от месторождения будут в наших руках, и за счёт этих средств мы сможем возместить затраты, — подвёл итог докладчик.

Однако член Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков заявил, что не видит доводов в пользу национализации Кумтора.

— Хватит ли нам средств, которые мы получим, для выплаты компенсации — это один вопрос. Другой вопрос: стоит ли вообще думать о национализации, если уже к 2023 году запасы месторождения истощатся, и рудник будет подготавливаться к закрытию, — подчеркнул эксперт. «Срок по продлению соглашения закончится в июле. Какое решение теперь примет правительство? Надо помочь ему в реализации соглашения. Это было бы полезнее, чем обсуждать вопрос о национализации», — сказал он и добавил, что вместо разговоров о национализации необходимо приложить усилия по соглашению, подписанному в 2017 году.

В свою очередь председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов КР Орозбек Дуйшеев высказался в защиту канадских инвесторов. Он напомнил, что сейчас «Кумтор» является локомотивом экономики Кыргызстана, учитывая, что доля рудника в ВВП республики составляет свыше семи процентов, а в общем объёме промышленного производства — свыше 23 процентов. Ежегодно от деятельности предприятия в бюджет государства поступает свыше ста миллионов долларов.

По итогам этих разносторонних обсуждений и на основе порой диаметральных мнений участники круглого стола приняли резолюцию, которая предлагает разорвать соглашение и национализировать предприятие, и направили её в правительство. (К слову, проект резолюции на девяти страницах был готов ещё до начала заседания, и в нём не было и лёгкой тени мнений других независимых экспертов, идущих вразрез с темой основного доклада. — И. П.).

Вот и вся информация о той самой встрече. К какой из сторон дискуссии можно отнести заголовок к этой статье, я и сама ещё не определилась…

Ирина ПРОКОФЬЕВА.

Добавить комментарий