Заброшенная станция, или Забытые повести

«Мимо единственного на полустанке фонаря косяками проносились охапки сырых тополиных листьев. В эту ночь тополя роняли листву. Прямые и стройные, как шомпола, упруго раскачивались они на ветру, и шум их высоких вершин напоминал отдалённый рокот моря.
Темна ночь в ущелье Чёрной горы. Но ещё непроглядней она на маленьком полустанке под горой. Время от времени темнота словно колышется от света и грохота поездов; поезда проносятся дальше, и снова на полустанке темно и безлюдно.
Эшелоны идут на запад. Вот и сейчас подошёл длинный состав с пропыленными вагонами. В приоткрытой топке паровоза сверкнуло огне-красное пламя; лязгнув буферами, вагоны остановились. Никто не сошёл на полустанке, никто не крикнул:
«Какая эта станция?»
(Начало повести «Лицом к лицу».)

Станция Маймак в творчестве Чингиза Айтматова занимает особое место. Почти все узловые события жизни самого писателя, а также судьбы многих его литературных героев связаны с этой маленькой станцией железной дороги Турксиб. Кстати, её начали строить в 1915 году австро-венгерские военнопленные Первой мировой войны. Чувствуется классический западный стиль архитектуры. Открытие станции состоялось в 1920 году.

…Но по фотоснимкам никто не догадается, что это был когда-то родной и близкий уголок для многих местных жителей, а также место встречи главных героев в художественных и документальных фильмах по произведениям Айтматова. Убеждён, что в год 90-летия писателя руководство Кыргызской железной дороги должно отремонтировать и восстановить забытую станцию, вернуть её к жизни.

Думается, что в этом должны быть заинтересованы и жители села Шекер — земляки писателя. Хорошо, что Министерство культуры, информации и туризма рассматривает вопрос о включении станции Маймак в список архитектурных памятников республиканского значения.

Но включить мало, надо ещё позаботиться об её сохранении.

…Подобающее отношение к станции, являющейся архитектурно-литературным достоянием, было бы не только данью уважения к памяти Чингиза Торекуловича, но и началом возрождения жизни вокруг неё. И тогда люди, проезжающие по этой железной дороге, узнавали бы станцию, ставшую отправной точкой на творческой стезе писателя.

enter site Памирбек КАЗЫБАЕВ,
watch  главный редактор журнала «Маданият».
Фото Кылыча Эсен уулу.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий