Сб. Ноя 17th, 2018

Пирамида власти. Реформа айыльных округов

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Как сделать государственный аппарат прочным, надёжным и эффективным? Как лучше выстроить иерархическую лестницу власти, чтобы в регионы шли инвестиции, развивался бизнес, увеличивались рабочие места?

В Европе, как известно, власть вырастала постепенно из общества (а в постсоветских странах народ группировался вокруг властных структур). В Германии, к примеру, в земле Баварии, занимающей лидирующее место в мире в развитии самоуправления, многие государственные функции в регионах взяли на себя общественные организации. Должность бургомистра выборная и очень почётная.

Вместе с правительственной делегацией корреспонденту «СК» посчастливилось проехать по сёлам и деревням, прилегающим к центру Баварии — городу Мюнхену. Удивило многое: крупные промышленные предприятия, расположенные в сельской глубинке, инфраструктура, приближённая к городской, а главное, люди. Лидеры общественных организаций возглавляли местные спасательные и пожарные службы, быткомбинаты, заведовали культурным досугом молодёжи, библиотеками, плавательными бассейнами, спортзалами. Школьники сортировали мусор, было много добровольных волонтёров.

По словам главы представительства Фонда Ханнса Зайделя в центральной Азии Макса Майера, система управления, сбор и расщепление налогов, выделение регионам государственных субсидий, грантов, кредитов в Германии и Кыргызстане во многом схожи. Совершенными они стали в этой европейской стране, конечно же, не в один год.

«Реформа МСУ протекала в Германии «…долго, трудно и стоила немало денег», — делились своими воспоминаниями с гостями из Кыргызстана баварцы, — особенно много усилий и затрат потребовали укрупнение муниципалитетов, объединение территорий. Правительство Баварии учло все требования и пожелания местного населения, их домохозяйства в угоду федеративной власти никто не объединял. Хотели жить на небольшой территории — да пожалуйста, лишь бы комфортно было людям, а административные реформы отвечали бы их интересам».

В Кыргызстане реформы в управлении начались давно, а к территориальной мы даже не приступали.

Подготовить молодые кадры управленцев, владеющие передовыми технологиями, уже много лет помогает нашей республике Фонд Ханнса Зайделя. Его стипендиаторами стали десятки тысяч студентов Академии госуправления, избравшие для себя профессию служащего. С выпускниками доктор Макс Георг Майер постоянно поддерживает связь, следит за их успехами, карьерным ростом, приглашает на стажировку в Баварию.

Чтобы лучше разобраться с проблемами в регионах, он предложил регулярно организовывать обсуждения, на которые приглашали депутатов Жогорку Кенеша, представителей аппарата правительства, экспертов, акимов, руководителей айыльных аймаков.

Новая диалоговая площадка прижилась сразу, так как позволяла оперативно донести наверх все чаяния и «неудобные» вопросы управленцев среднего и нижнего звеньев.

На первой встрече наш гость из Баварии Сюзанне Лютер поделилась опытом районного управления в этом землячестве, рассказала, из каких средств и отчислений формируется бюджет. Заместитель главы представительства Фонда Зайделя в Центральной Азии Каныбек Сыдыкбеков сделал доклад о нынешнем состоянии местного самоуправления в Баварии.

Экс-ректор Академии госуправления Алмазбек Акматалиев заявил: «Чтобы перевернуть существующую в Кыргызстане пирамиду власти, доставшуюся от Советского Союза, уйти от жёсткого вертикального контроля, как это практикуется в Германии, надо больше прав предоставить местным райадминистрациям». По его мнению, отсутствие районных бюджетов создаёт проблемы в реализации инвестиционных и социальных проектов, важных для укрепления региональных экономик. Приходится искать дополнительное финансирование, а это непросто.

Модератор круглого стола стипендиат Фонда Ханнса Зайделя Бакыт Рыспаев уверен: начинать следует с административно-региональной реформы, именно на это нацеливает Указ Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова об объявлении 2018-го Годом развития регионов, определены и населённые пункты в качестве точек роста.

Депутат Жогорку Кенеша Кенжебек Бокоев полностью согласен с главой кыргызского государства, однако обращает внимание на то, что в нормативно-правовых документах нет чёткого понятия, что означает «регион» и «аймак». Отсюда возникают путаница, противоречия в истолковании документов.

«Если мы действительно хотим реформ, хотим развивать айыльные округа, нужно упразднить госструктуры на областном уровне, укрупнить районы и сельские управы», — считает парламентарий, пообещавший помочь с принятием необходимой для этого законодательной базы.

Инициатор обсуждения доктор Майер, не сомневаясь в плодотворности возникшей дискуссии, заметил, что последняя реформа местного самоуправления в Баварии завершилась в 1972 году, но она и по сей день даёт хорошие результаты. Дело в том, что в Германии высоки активность, инициативность самого народа, там никто не сидит сложа руки в ожидании, что чистой питьевой водой или хорошими сельскими дорогами их обеспечит федеральное государство.

Муниципалитеты сами назначают плату за коммунальные услуги, контролируют их качество. Решать местные проблемы помогает Баварская ассоциация МСУ, которая работает весьма эффективно.

Эксперт Салих Мурзаев напомнил, что кыргызское законодательство, регулирующее отношения между сельскими управами и госорганами, в частности в предоставлении сервиса, полно противоречий, и предложения, а также рекомендации участников обсуждения пришлись бы весьма кстати.

Вот некоторые из них: подготовить кодекс «О местном самоуправлении», нормативно-правовые акты по МСУ объединить в один пакет документов, чтобы повысить статус айыльных аймаков. Нельзя ограничивать права местных сообществ в угоду привычной всем вертикали власти, следует также укрепить роль дружины муниципальных управ, пользующихся у народа большим авторитетом.

Для решения проблем районного масштаба хорошо бы вернуться к трёхуровневому бюджету, считают акимы, но с ними согласны далеко не все. Так, Сюзанне Лютер заявила, что роль акимов можно усилить лишь в том случае, если главы райгосадминистраций будут всенародно избираться, а не назначаться сверху.

Единодушие было проявлено, пожалуй, в одном: все государственные и муниципальные служащие, а также члены местных сообществ испытывают информационный голод, нуждаются в достоверной информации.

Галина ЛУНЁВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *