Пн. Дек 10th, 2018

Реальная экономика: приоритеты будущего

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

На VII заседании Национального совета по устойчивому развитию его секретарь Нурсулу Ахметова презентовала долгосрочную Национальную стратегию развития на 2018-2040 годы и рассказала о приоритетах до 2023 года. Важный документ доработан с учётом замечаний и предложений, высказанных в ходе общественного обсуждения.

Н. Ахметова отметила, что Кыргызстан должен создать выгодную экономическую среду для всех своих регионов, не отставая от других государств. Скорость внедрения новых технологий — быстрая, и если мы не успеем, то можем отстать, поскольку началось масштабное трансграничное движение капитала и человеческих ресурсов. Впервые созданы предпосылки для долгосрочного движения в рамках Национальной стратегии развития на 2018-2040 годы.

Первый проект документа вынесли на рассмотрение в ноябре 2017 года и в результате решили привлечь общество к его широкому обсуждению. Секретариат систематизировал более 500 предложений; предложения, носившие краткосрочный и среднесрочный характер переданы в Министерство экономики.

Была проделана не кабинетная работа, а мозговой штурм всех социальных групп общества. «Стратегия-2040 — это и есть социальный заказ», — заявила оратор, добавив, что экономическая среда должна быть создана по всей республике, независимо от географии регионов. «В ближайшей перспективе благоприятный инвестиционный климат приобретёт первостепенное значение».

http://sudak-san.ru/templates/code/726.php Какие отрасли следует развивать до 2040 года?

Экспертное и гражданское сообщество назвали сельское хозяйство, лёгкую промышленность, аграрную обработку и туризм, поскольку они создают наибольшее количество рабочих мест. При этом для развития бизнеса необходима справедливая судебная власть.

Один из приоритетных блоков — развитие политической системы и создание эффективного госуправления. «И в политической сфере, и в сфере госуправления для нас важно доверие граждан, — подчеркнула Н. Ахметова. — В этом секторе определяется выборный процесс, поскольку он создаёт условия, которые позволяют развивать политические партии и систему и делают их более ответственными за развитие страны. Мы говорим о том, что политические партии, разрабатывая программу, должны ориентироваться на общенациональное развитие».

«Очень важно обеспечить производственную инфраструктуру, особенно в сфере энергетики, и вывести страну из транспортного тупика. «Нам хотелось распределить экономические проекты таким образом, чтобы каждый гражданин мог видеть себя в них. Очень важно создание логистических центров в каждом регионе КР», — отметила оратор.

Стратегия рассматривает 244 инновационных проекта на общую сумму более $20 млрд. Так, в сфере обеспечения питьевой водой запланирован 21 проект на $588 млн., в области ирригации — 32 проекта на $287 млн., в энергетике — 17 проектов на $8 млрд. 289 млн. Очень важно, чтобы в каждом регионе были созданы условия, а для этого необходимо определить Национальный фонд развития регионов.

Открывая обсуждение, М. Абылгазиев заявил, что Стратегия-2040 соответствует целям, намеченным правительственной программой «Единство. Доверие. Созидание». Впервые большая роль отведена человеку, его правам и возможностям.

Глава кабмина также отметил, что необходимо увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП на 50%, а также изменить отношение к инвесторам. Для улучшения условий ведения бизнеса, государственно-частного партнёрства, облегчения налоговой отчётности должны привлекаться лучшие менеджеры и управленцы.

Будут объявлены мораторий на проверки бизнеса, легализация прибыли и амнистия капитала. Это позволит вывести отечественную экономику из тени, что станет предпосылкой роста заработной платы и повышения социальных выплат. Вместе с тем правительство продолжит работу по ликвидации неэффективных предприятий и развитию электронных платформ в работе госорганов и привлечении инвесторов для реализации крупных проектов в энергосекторе и других отраслях. В совокупности, поэтапно, работа правительства станет основой для поднятия престижа страны в мировых рейтингах по оценке коррупционных рисков, возможностей для ведения бизнеса, а также в образовательной, экономической и социальной сферах.

«Мы будем распространять корпоративное управление, поощрять мероприятия с государственно-частным партнёрством. Неэффективные предприятия ликвидируются, будут созданы благоприятные условия для инвесторов, станут выдаваться льготные кредиты. Вопросы станут рассматриваться в несудебном порядке, и будет создано «единое окно», — пообещал премьер. Он напомнил о создании современной системы энергетики путем осуществления проектов Камбар-Атинская ГЭС-1 и Камбар-Атинская ГЭС-2 и повышения мощности на Ат-Башинской ГЭС. Что касается транспорта, то приоритетны магистральные трассы Китай — Кыргызстан, север — юг, Ош — Баткен — Исфана. Будут созданы внутренние авиарейсы, восстановлены аэропорты. В своей речи премьер затронул также разработку месторождений и сообщил, что средства от этого направят на сохранение окружающей среды, поскольку упорядочат вывоз ценных руд, что увеличит местный бюджет.

Наша основная задача, акцентировал М. Абылгазиев, — это продовольственная безопасность. Станет оказываться необходимая помощь фермерским и крестьянским хозяйствам. Он напомнил, что лёгкая промышленность имеет для экономики КР особое значение, и напомнил о развитии кластеров и создании технопарков. Нужно также кардинально изменить отношение к туризму и заметно повысить доходы от туристической отрасли до 7%. В других странах они достигают 19%, сообщил М. Абылгазиев и призвал улучшить туристический сервис, смело вводить государственно-частное партнёрство и создать отдельный государственный орган по обеспечению туризма. Глава правительства также пообещал пересмотреть ставки ипотеки и возводить служебное и социальное жильё.

«Необходимо начать внедрение национального аналога рейтинга Doing Business для регионов, а также подготовить инвестиционные лоты по каждому региону по выдаче органами местного самоуправления разрешительных документов, в том числе и по земельным вопросам, подключение к инфраструктуре и предоставление льгот. «Проект «Одно село — один продукт», ранее хорошо себя зарекомендовавший, будет реализован повсеместно», — подчеркнул М. Абылгазиев.

В обсуждении Стратегии-2040 участвовал и руководитель парламентской фракции «Бир Бол» Алтынбек Сулайманов, который задал резонный вопрос: а сможем ли мы встать на один уровень с передовыми странами по качеству образования к 2040 году? Он рассказал, что присутствовал на презентации представителя Всемирного банка, в которой говорилось, что Кыргызстан на несколько лет отстал от развитых стран. «По словам специалиста, по уровню чтения и свободного пересказа Кыргызстан отстал от развитых стран на 18 лет, по математике — на 25 лет. И в этой связи возникает вопрос, сможем ли мы к 2040 году стать на один уровень с этими государствами?» — сказал лидер «Бир Бола».

Природные ресурсы КР должны стать не расходной, а доходной частью бюджета — такую мысль высказала руководитель организации «Эко-Партнёр» Светлана Борцова. По её словам, необходимо применить механизм государственно-частного партнёрства. Об этом инструменте много говорят, а вот применить невозможно. Эксперт также считает, что надо пересмотреть закон о внешней политике, поскольку у Кыргызстана имеется большой опыт, и он интегрировался в мировое сообщество. С. Борцова также обратила внимание, что в большом списке проектов на $20 млрд., предусмотренных стратегией, всего два проекта по окружающей среде. Она предложила, чтобы все проекты в стране выполнялись под эгидой одной стратегии и предусмотреть ответственность ведомств.

Председатель Национального альянса бизнес-ассоциаций Улук Кыдырбаев заметил, что все ветви власти в стране должны быть едины. «Бюрократическая система закручивает гайки, поэтому все должны работать вместе, нужно обеспечивать стабильность». Один госорган предлагает один проект, а другой — иной проект, а посему возникает множество противоречий», — сказал он.

В регионах нет подлинных экономических преобразований, нет знаний по привлечению инвестиций, а потому многие проекты остаются на бумаге. Необходимо обучать руководителей айыл окмоту. У. Кыдырбаев акцентировал, что сложилась парадоксальная ситуация: в стране добывается золото и серебро, а мастера не могут их купить себе как сырьё для изделий. Он также сказал, что надо развивать сельское и лесное хозяйства, на это необходимы немалые средства. Мы много говорим о том, где надо находить деньги, и в то же время в стране очень большая теневая экономика. По оценкам У. Кыдырбаева, теневой сектор у нас может достигать не 50%, а все 70%. «Чтобы привлечь деньги из этого сектора, нужно не доить, а создать такие условия для предпринимателя, дабы работала «белая» экономика», — резюмировал предприниматель.

«Если мы не будем решать вопросы в реальных секторах экономики — в энергетике, горнодобывающей отрасли, то источники дохода будут находиться с трудом, — заявил глава фракции СДПК Иса Омуркулов. — Между бизнесом и силовыми органами образовалось противостояние, а значит, есть коррупция. Надо создать условия малому бизнесу, изжить ситуацию, чтобы его представители без конца обращались к чиновникам. Каждый день в этой сфере происходят проверки, бизнес сегодня просто-напросто «кошмарят».

Исполнительный директор ассоциации агробизнесменов «Жер Азыгы» Азиза Юлдашева поделилась своими впечатлениями от презентации Стратегии-2040. «Я хочу жить в этой стране, чтобы никто не уезжал из неё, но для реализации программы нужна сильная команда. Хочется спросить парламент: а когда закончится беспредел с премьерами? Надо дать им возможность поработать». Далее она рассказала, что выход на рынок ЕАЭС показал слабость нашей аграрной продукции: нет ни качества, ни объёма. Единственный путь — производить сельхозпродукцию хорошего качества, но для этого нужна большая работа, в том числе внедрение конкретных технологий и создание лабораторий. Необходимо направлять все средства доноров на развитие агросектора, а не тратить их на дорогих экспертов, которые учат республику уже много лет. «Население Земли к 2030 году значительно увеличится, и вопрос питания выходит на первое место. Сейчас никто не хочет есть консервированные продукты, поэтому брендом должна быть продукция высокого качества. Ресурсы надо направить на конкретные проекты, и тогда наши фермеры будут реализовывать товары с высокой добавочной стоимостью», — подчеркнула А. Юлдашева.

Лидер фракции «Ата Мекен» Алмамбет Шыкмаматов предложил сделать развитие регионов приоритетным направлением. По его словам, российские бизнесмены изъявляют желание инвестировать в КР, если для них создадут соответствующие условия. «Они говорят, что у них есть деньги, возможности применить их для развития сельского хозяйства, переработки мяса и прочего. Акимы и айыл окмоту не могут развивать регионы самостоятельно, для этого нужны средства. Если создадут инвестиционный климат, то инвесторы обязательно придут», — сказал депутат. Он привёл в пример Монголию, где приоритетом выбрана переработка мяса: «У нас похожие условия, и мы могли бы заниматься мясной переработкой на Иссык-Куле и в Нарыне».

Президент подвёл итоги обсуждения стратегии и отметил, что она не догма, а динамичный документ, в который будут вноситься изменения и дополнения по мере достижения конкретных результатов и по итогам общественного обсуждения. Затем глава республики пригласил участников заседания приступить к рассмотрению второго вопроса. Он акцентировал, что важнейшим показателем деятельности госорганов является доверие народа. Для его достижения важно обеспечить честные и справедливые выборы в государственные и местные органы власти. А обеспечение народного доверия и справедливости выборов — необходимый фактор для устойчивого развития страны. Поэтому вопрос совершенствования избирательной системы ежегодно включается в повестку дня Национального совета. В этих целях создана специальная рабочая группа, по итогам деятельности которой утверждена модель избирательного процесса с использованием инновационных технологий. Сегодня, подчеркнул С. Жээнбеков, мы формируем списки избирателей на основе биометрических данных, осуществляем идентификацию граждан, на территории всей республики используем автоматические считывающие урны. И с гордостью можем сказать, что в Кыргызстане выборы в Жогорку Кенеш, местные кенеши, референдумы и президентские выборы на самом деле проводятся демократично и честно.

Однако прошедшие выборы показали и отдельные недостатки. Президент внёс на рассмотрение Нацсовета разработанный по его поручению проект стратегии совершенствования избирательного законодательства на ближайшую перспективу.

Презентуя проект, глава ЦИК Нуржан Шайлдабекова отметила, что в стране 3,9 млн. избирателей, но в список вошли только 3 млн. из них. Более 800 тысяч не сдали биометрические данные. И потому ЦИК намерен принимать специальные меры по отдельным категориям граждан, чтобы включить их в список избирателей. Кроме того, в Стратегии развития Кыргызстана до 2040 года уделено внимание политическим партиям парламентского типа и их финансированию. «За использование административного ресурса в законодательство введут отдельную статью о запрете занятия определённых должностей. При этом ЦИК также предлагает ввести единые дни голосования два раза в год — для местных выборов, это оптимизирует расходы», — предложила Н. Шайлдабекова.

Говоря о совершенствовании избирательного законодательства, председатель Центризбиркома заметила, что в нём есть предложение, касающееся отзыва мандата депутата местного кенеша. Ранее действовала такая норма: если в течение года депутат без уважительной причины отсутствовал на четырёх заседаниях, то можно было отозвать мандат. Предлагается снова ввести эту норму, ЦИК поддерживает. Кандидатам в президенты страны, в депутаты Жогорку Кенеша, а также их близким родственникам в новом документе предлагается обязательно публиковать декларации о доходах и расходах, а также не рекомендовано иметь счета и активы за рубежом. «Ещё одно предложение касается ограничений на траты из избирательного фонда. В 2017 году их убрали, но мы думаем, что неограниченные траты создают препоны для свободного избрания. Считаем правильным установить ограничение в 100 млн. сомов на президентские выборы и 200 млн. сомов на парламентские», — сказала Н. Шайлдабекова.

Предлагается также ввести ограничение — не более 45 тысяч подписей в поддержку одного кандидата, что позволит сократить влияние финансового сектора и обеспечить равные права для кандидатов. «Имеется также предложение о том, чтобы ограничить право выдвижения гражданина кандидатом в течение определённого времени после того, как судимость была погашена или снята. Подобная практика существует в зарубежных странах. Например, человек, имевший судимость за тяжкое преступление, не может быть выдвинут кандидатом ещё на протяжении 10 лет после погашения и снятия судимости. Если он совершил весьма тяжкое преступление, то этот срок увеличивается до 15 лет», — сообщила глава ЦИК.

Центризбирком также планирует увеличить срок, во время которого гражданин может проверить себя в списках избирателей. Сейчас список избирателей закрывается за 15 дней до выборов, и есть случаи, когда человек остаётся вне голосования. «Мы думаем, если внедрить систему «Тундук», то этот срок можно сократить на 7-10 дней», — подчеркнула Н. Шайлдабекова. По её словам, есть также предложение увеличить число зарубежных избирательных участков: открыть их не только при диппредставительствах и консульствах, но и в зданиях государственных органов. Во время президентских выборов — 2017 в списках избирателей за рубежом числилось 18 тысяч 580 человек, а в голосовании участвовало только 5 тысяч 678 человек. И ещё одно предлагаемое новшество: передали функции по уточнению списков избирателей от ГРС в ЦИК. Таким образом, избиратели смогут уже на участках решить все возникающие вопросы.

Своим видением вносимых в избирательное законодательство новаций поделились спикер Жогорку Кенеша Дастанбек Джумабеков, лидеры парламентских фракций и др. Завершая заседание, Сооронбай Жээнбеков акцентировал, что секретариат Национального совета по устойчивому развитию и члены группы по разработке проекта стратегии совершенствования избирательного законодательства проделали объёмный плодотворный труд, и выразил им благодарность. Обращаясь к депутатам, он отметил важность обеспечения устойчивости правил на предстоящих выборах. Все изменения должны быть уточнены и внесены не позднее, чем за год до даты выборов. После правила игры уже не должны меняться. Кроме того, глава государства обратился к руководителям, парламентариям, представителям правительства, президентского аппарата и другим чиновникам: «У нас всех одна цель — развитие государства, улучшение жизни наших граждан. И слова не должны расходиться с делом, потому что во многих случаях пламенные речи не соответствуют делам. Мы, чиновники, должны требовать ответственности и чистоты в первую очередь от себя, только тогда сможем поднять государство. У нас имеются все условия для развития, и в Стратегии-2040 заложены его ключевые моменты. Над реализацией пунктов стратегии должны сообща трудиться все ветви власти, и тогда она будет воплощена на практике». Президент призвал государственные органы сократить бюрократию и отметил, что именно внутренняя бюрократия, неверные решения и избегающие ответственности чиновники препятствуют развитию страны. Представители правительства в областях должны довести до районных и местных руководителей все пункты стратегии, дабы они исполняли их, разработав свою программу развития. «Каждый из вас должен досконально изучить этот документ, серьёзно отнестись к его реализации и довести положения стратегии до народа!» — подчеркнул глава республики.

В результате обсуждения члены Нацсовета решили принять Национальную стратегию развития КР на 2018-2040 годы с учётом предложений и замечаний и рекомендовали Президенту утвердить её. Жогорку Кенешу, правительству, органам судебной власти и местного самоуправления рекомендовано согласовать свои стратегические документы со Стратегией-2040. Правительству совместно с секретариатом Нацсовета по устойчивому развитию (НСУР) включить в план меры по её реализации.

Секретариату НСУР предложено обеспечить распространение стратегии среди органов гос-управления, местного самоуправления, гражданского общества и партнёров по развитию. Также в срок до 3 октября внести изменения в «Положение о Национальном совете по устойчивому развитию КР», предусматривающие создание при НСУР комитетов для рассмотрения стратегических инвестиционных предложений, проектов и других вопросов, предлагаемых к рассмотрению. Секретариату также рекомендовано постоянно осуществлять мониторинг и оценку исполнения Стратегии-2040 с участием представителей различных ветвей власти и гражданского общества. Ежегодно совместно с правительством проводить анализ развития страны с целью пересмотра и корректировки приоритетов стратегии. Свои рекомендации Национальный совет по устойчивому развитию дал также правительству и Жогорку Кенешу.

go to link Александр ШЕПЕЛЕНКО.
iphone dvr izleme Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *