Пт. Окт 19th, 2018

Реальная экономика: приоритеты будущего

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

На VII заседании Национального совета по устойчивому развитию его секретарь Нурсулу Ахметова презентовала долгосрочную Национальную стратегию развития на 2018-2040 годы и рассказала о приоритетах до 2023 года. Важный документ доработан с учётом замечаний и предложений, высказанных в ходе общественного обсуждения.

Н. Ахметова отметила, что Кыргызстан должен создать выгодную экономическую среду для всех своих регионов, не отставая от других государств. Скорость внедрения новых технологий — быстрая, и если мы не успеем, то можем отстать, поскольку началось масштабное трансграничное движение капитала и человеческих ресурсов. Впервые созданы предпосылки для долгосрочного движения в рамках Национальной стратегии развития на 2018-2040 годы.

Первый проект документа вынесли на рассмотрение в ноябре 2017 года и в результате решили привлечь общество к его широкому обсуждению. Секретариат систематизировал более 500 предложений; предложения, носившие краткосрочный и среднесрочный характер переданы в Министерство экономики.

Была проделана не кабинетная работа, а мозговой штурм всех социальных групп общества. «Стратегия-2040 — это и есть социальный заказ», — заявила оратор, добавив, что экономическая среда должна быть создана по всей республике, независимо от географии регионов. «В ближайшей перспективе благоприятный инвестиционный климат приобретёт первостепенное значение».

follow site Какие отрасли следует развивать до 2040 года?

Экспертное и гражданское сообщество назвали сельское хозяйство, лёгкую промышленность, аграрную обработку и туризм, поскольку они создают наибольшее количество рабочих мест. При этом для развития бизнеса необходима справедливая судебная власть.

Один из приоритетных блоков — развитие политической системы и создание эффективного госуправления. «И в политической сфере, и в сфере госуправления для нас важно доверие граждан, — подчеркнула Н. Ахметова. — В этом секторе определяется выборный процесс, поскольку он создаёт условия, которые позволяют развивать политические партии и систему и делают их более ответственными за развитие страны. Мы говорим о том, что политические партии, разрабатывая программу, должны ориентироваться на общенациональное развитие».

«Очень важно обеспечить производственную инфраструктуру, особенно в сфере энергетики, и вывести страну из транспортного тупика. «Нам хотелось распределить экономические проекты таким образом, чтобы каждый гражданин мог видеть себя в них. Очень важно создание логистических центров в каждом регионе КР», — отметила оратор.

Стратегия рассматривает 244 инновационных проекта на общую сумму более $20 млрд. Так, в сфере обеспечения питьевой водой запланирован 21 проект на $588 млн., в области ирригации — 32 проекта на $287 млн., в энергетике — 17 проектов на $8 млрд. 289 млн. Очень важно, чтобы в каждом регионе были созданы условия, а для этого необходимо определить Национальный фонд развития регионов.

Открывая обсуждение, М. Абылгазиев заявил, что Стратегия-2040 соответствует целям, намеченным правительственной программой «Единство. Доверие. Созидание». Впервые большая роль отведена человеку, его правам и возможностям.

Глава кабмина также отметил, что необходимо увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП на 50%, а также изменить отношение к инвесторам. Для улучшения условий ведения бизнеса, государственно-частного партнёрства, облегчения налоговой отчётности должны привлекаться лучшие менеджеры и управленцы.

Будут объявлены мораторий на проверки бизнеса, легализация прибыли и амнистия капитала. Это позволит вывести отечественную экономику из тени, что станет предпосылкой роста заработной платы и повышения социальных выплат. Вместе с тем правительство продолжит работу по ликвидации неэффективных предприятий и развитию электронных платформ в работе госорганов и привлечении инвесторов для реализации крупных проектов в энергосекторе и других отраслях. В совокупности, поэтапно, работа правительства станет основой для поднятия престижа страны в мировых рейтингах по оценке коррупционных рисков, возможностей для ведения бизнеса, а также в образовательной, экономической и социальной сферах.

«Мы будем распространять корпоративное управление, поощрять мероприятия с государственно-частным партнёрством. Неэффективные предприятия ликвидируются, будут созданы благоприятные условия для инвесторов, станут выдаваться льготные кредиты. Вопросы станут рассматриваться в несудебном порядке, и будет создано «единое окно», — пообещал премьер. Он напомнил о создании современной системы энергетики путем осуществления проектов Камбар-Атинская ГЭС-1 и Камбар-Атинская ГЭС-2 и повышения мощности на Ат-Башинской ГЭС. Что касается транспорта, то приоритетны магистральные трассы Китай — Кыргызстан, север — юг, Ош — Баткен — Исфана. Будут созданы внутренние авиарейсы, восстановлены аэропорты. В своей речи премьер затронул также разработку месторождений и сообщил, что средства от этого направят на сохранение окружающей среды, поскольку упорядочат вывоз ценных руд, что увеличит местный бюджет.

Наша основная задача, акцентировал М. Абылгазиев, — это продовольственная безопасность. Станет оказываться необходимая помощь фермерским и крестьянским хозяйствам. Он напомнил, что лёгкая промышленность имеет для экономики КР особое значение, и напомнил о развитии кластеров и создании технопарков. Нужно также кардинально изменить отношение к туризму и заметно повысить доходы от туристической отрасли до 7%. В других странах они достигают 19%, сообщил М. Абылгазиев и призвал улучшить туристический сервис, смело вводить государственно-частное партнёрство и создать отдельный государственный орган по обеспечению туризма. Глава правительства также пообещал пересмотреть ставки ипотеки и возводить служебное и социальное жильё.

«Необходимо начать внедрение национального аналога рейтинга Doing Business для регионов, а также подготовить инвестиционные лоты по каждому региону по выдаче органами местного самоуправления разрешительных документов, в том числе и по земельным вопросам, подключение к инфраструктуре и предоставление льгот. «Проект «Одно село — один продукт», ранее хорошо себя зарекомендовавший, будет реализован повсеместно», — подчеркнул М. Абылгазиев.

В обсуждении Стратегии-2040 участвовал и руководитель парламентской фракции «Бир Бол» Алтынбек Сулайманов, который задал резонный вопрос: а сможем ли мы встать на один уровень с передовыми странами по качеству образования к 2040 году? Он рассказал, что присутствовал на презентации представителя Всемирного банка, в которой говорилось, что Кыргызстан на несколько лет отстал от развитых стран. «По словам специалиста, по уровню чтения и свободного пересказа Кыргызстан отстал от развитых стран на 18 лет, по математике — на 25 лет. И в этой связи возникает вопрос, сможем ли мы к 2040 году стать на один уровень с этими государствами?» — сказал лидер «Бир Бола».

Природные ресурсы КР должны стать не расходной, а доходной частью бюджета — такую мысль высказала руководитель организации «Эко-Партнёр» Светлана Борцова. По её словам, необходимо применить механизм государственно-частного партнёрства. Об этом инструменте много говорят, а вот применить невозможно. Эксперт также считает, что надо пересмотреть закон о внешней политике, поскольку у Кыргызстана имеется большой опыт, и он интегрировался в мировое сообщество. С. Борцова также обратила внимание, что в большом списке проектов на $20 млрд., предусмотренных стратегией, всего два проекта по окружающей среде. Она предложила, чтобы все проекты в стране выполнялись под эгидой одной стратегии и предусмотреть ответственность ведомств.

Председатель Национального альянса бизнес-ассоциаций Улук Кыдырбаев заметил, что все ветви власти в стране должны быть едины. «Бюрократическая система закручивает гайки, поэтому все должны работать вместе, нужно обеспечивать стабильность». Один госорган предлагает один проект, а другой — иной проект, а посему возникает множество противоречий», — сказал он.

В регионах нет подлинных экономических преобразований, нет знаний по привлечению инвестиций, а потому многие проекты остаются на бумаге. Необходимо обучать руководителей айыл окмоту. У. Кыдырбаев акцентировал, что сложилась парадоксальная ситуация: в стране добывается золото и серебро, а мастера не могут их купить себе как сырьё для изделий. Он также сказал, что надо развивать сельское и лесное хозяйства, на это необходимы немалые средства. Мы много говорим о том, где надо находить деньги, и в то же время в стране очень большая теневая экономика. По оценкам У. Кыдырбаева, теневой сектор у нас может достигать не 50%, а все 70%. «Чтобы привлечь деньги из этого сектора, нужно не доить, а создать такие условия для предпринимателя, дабы работала «белая» экономика», — резюмировал предприниматель.

«Если мы не будем решать вопросы в реальных секторах экономики — в энергетике, горнодобывающей отрасли, то источники дохода будут находиться с трудом, — заявил глава фракции СДПК Иса Омуркулов. — Между бизнесом и силовыми органами образовалось противостояние, а значит, есть коррупция. Надо создать условия малому бизнесу, изжить ситуацию, чтобы его представители без конца обращались к чиновникам. Каждый день в этой сфере происходят проверки, бизнес сегодня просто-напросто «кошмарят».

Исполнительный директор ассоциации агробизнесменов «Жер Азыгы» Азиза Юлдашева поделилась своими впечатлениями от презентации Стратегии-2040. «Я хочу жить в этой стране, чтобы никто не уезжал из неё, но для реализации программы нужна сильная команда. Хочется спросить парламент: а когда закончится беспредел с премьерами? Надо дать им возможность поработать». Далее она рассказала, что выход на рынок ЕАЭС показал слабость нашей аграрной продукции: нет ни качества, ни объёма. Единственный путь — производить сельхозпродукцию хорошего качества, но для этого нужна большая работа, в том числе внедрение конкретных технологий и создание лабораторий. Необходимо направлять все средства доноров на развитие агросектора, а не тратить их на дорогих экспертов, которые учат республику уже много лет. «Население Земли к 2030 году значительно увеличится, и вопрос питания выходит на первое место. Сейчас никто не хочет есть консервированные продукты, поэтому брендом должна быть продукция высокого качества. Ресурсы надо направить на конкретные проекты, и тогда наши фермеры будут реализовывать товары с высокой добавочной стоимостью», — подчеркнула А. Юлдашева.

Лидер фракции «Ата Мекен» Алмамбет Шыкмаматов предложил сделать развитие регионов приоритетным направлением. По его словам, российские бизнесмены изъявляют желание инвестировать в КР, если для них создадут соответствующие условия. «Они говорят, что у них есть деньги, возможности применить их для развития сельского хозяйства, переработки мяса и прочего. Акимы и айыл окмоту не могут развивать регионы самостоятельно, для этого нужны средства. Если создадут инвестиционный климат, то инвесторы обязательно придут», — сказал депутат. Он привёл в пример Монголию, где приоритетом выбрана переработка мяса: «У нас похожие условия, и мы могли бы заниматься мясной переработкой на Иссык-Куле и в Нарыне».

Президент подвёл итоги обсуждения стратегии и отметил, что она не догма, а динамичный документ, в который будут вноситься изменения и дополнения по мере достижения конкретных результатов и по итогам общественного обсуждения. Затем глава республики пригласил участников заседания приступить к рассмотрению второго вопроса. Он акцентировал, что важнейшим показателем деятельности госорганов является доверие народа. Для его достижения важно обеспечить честные и справедливые выборы в государственные и местные органы власти. А обеспечение народного доверия и справедливости выборов — необходимый фактор для устойчивого развития страны. Поэтому вопрос совершенствования избирательной системы ежегодно включается в повестку дня Национального совета. В этих целях создана специальная рабочая группа, по итогам деятельности которой утверждена модель избирательного процесса с использованием инновационных технологий. Сегодня, подчеркнул С. Жээнбеков, мы формируем списки избирателей на основе биометрических данных, осуществляем идентификацию граждан, на территории всей республики используем автоматические считывающие урны. И с гордостью можем сказать, что в Кыргызстане выборы в Жогорку Кенеш, местные кенеши, референдумы и президентские выборы на самом деле проводятся демократично и честно.

Однако прошедшие выборы показали и отдельные недостатки. Президент внёс на рассмотрение Нацсовета разработанный по его поручению проект стратегии совершенствования избирательного законодательства на ближайшую перспективу.

Презентуя проект, глава ЦИК Нуржан Шайлдабекова отметила, что в стране 3,9 млн. избирателей, но в список вошли только 3 млн. из них. Более 800 тысяч не сдали биометрические данные. И потому ЦИК намерен принимать специальные меры по отдельным категориям граждан, чтобы включить их в список избирателей. Кроме того, в Стратегии развития Кыргызстана до 2040 года уделено внимание политическим партиям парламентского типа и их финансированию. «За использование административного ресурса в законодательство введут отдельную статью о запрете занятия определённых должностей. При этом ЦИК также предлагает ввести единые дни голосования два раза в год — для местных выборов, это оптимизирует расходы», — предложила Н. Шайлдабекова.

Говоря о совершенствовании избирательного законодательства, председатель Центризбиркома заметила, что в нём есть предложение, касающееся отзыва мандата депутата местного кенеша. Ранее действовала такая норма: если в течение года депутат без уважительной причины отсутствовал на четырёх заседаниях, то можно было отозвать мандат. Предлагается снова ввести эту норму, ЦИК поддерживает. Кандидатам в президенты страны, в депутаты Жогорку Кенеша, а также их близким родственникам в новом документе предлагается обязательно публиковать декларации о доходах и расходах, а также не рекомендовано иметь счета и активы за рубежом. «Ещё одно предложение касается ограничений на траты из избирательного фонда. В 2017 году их убрали, но мы думаем, что неограниченные траты создают препоны для свободного избрания. Считаем правильным установить ограничение в 100 млн. сомов на президентские выборы и 200 млн. сомов на парламентские», — сказала Н. Шайлдабекова.

Предлагается также ввести ограничение — не более 45 тысяч подписей в поддержку одного кандидата, что позволит сократить влияние финансового сектора и обеспечить равные права для кандидатов. «Имеется также предложение о том, чтобы ограничить право выдвижения гражданина кандидатом в течение определённого времени после того, как судимость была погашена или снята. Подобная практика существует в зарубежных странах. Например, человек, имевший судимость за тяжкое преступление, не может быть выдвинут кандидатом ещё на протяжении 10 лет после погашения и снятия судимости. Если он совершил весьма тяжкое преступление, то этот срок увеличивается до 15 лет», — сообщила глава ЦИК.

Центризбирком также планирует увеличить срок, во время которого гражданин может проверить себя в списках избирателей. Сейчас список избирателей закрывается за 15 дней до выборов, и есть случаи, когда человек остаётся вне голосования. «Мы думаем, если внедрить систему «Тундук», то этот срок можно сократить на 7-10 дней», — подчеркнула Н. Шайлдабекова. По её словам, есть также предложение увеличить число зарубежных избирательных участков: открыть их не только при диппредставительствах и консульствах, но и в зданиях государственных органов. Во время президентских выборов — 2017 в списках избирателей за рубежом числилось 18 тысяч 580 человек, а в голосовании участвовало только 5 тысяч 678 человек. И ещё одно предлагаемое новшество: передали функции по уточнению списков избирателей от ГРС в ЦИК. Таким образом, избиратели смогут уже на участках решить все возникающие вопросы.

Своим видением вносимых в избирательное законодательство новаций поделились спикер Жогорку Кенеша Дастанбек Джумабеков, лидеры парламентских фракций и др. Завершая заседание, Сооронбай Жээнбеков акцентировал, что секретариат Национального совета по устойчивому развитию и члены группы по разработке проекта стратегии совершенствования избирательного законодательства проделали объёмный плодотворный труд, и выразил им благодарность. Обращаясь к депутатам, он отметил важность обеспечения устойчивости правил на предстоящих выборах. Все изменения должны быть уточнены и внесены не позднее, чем за год до даты выборов. После правила игры уже не должны меняться. Кроме того, глава государства обратился к руководителям, парламентариям, представителям правительства, президентского аппарата и другим чиновникам: «У нас всех одна цель — развитие государства, улучшение жизни наших граждан. И слова не должны расходиться с делом, потому что во многих случаях пламенные речи не соответствуют делам. Мы, чиновники, должны требовать ответственности и чистоты в первую очередь от себя, только тогда сможем поднять государство. У нас имеются все условия для развития, и в Стратегии-2040 заложены его ключевые моменты. Над реализацией пунктов стратегии должны сообща трудиться все ветви власти, и тогда она будет воплощена на практике». Президент призвал государственные органы сократить бюрократию и отметил, что именно внутренняя бюрократия, неверные решения и избегающие ответственности чиновники препятствуют развитию страны. Представители правительства в областях должны довести до районных и местных руководителей все пункты стратегии, дабы они исполняли их, разработав свою программу развития. «Каждый из вас должен досконально изучить этот документ, серьёзно отнестись к его реализации и довести положения стратегии до народа!» — подчеркнул глава республики.

В результате обсуждения члены Нацсовета решили принять Национальную стратегию развития КР на 2018-2040 годы с учётом предложений и замечаний и рекомендовали Президенту утвердить её. Жогорку Кенешу, правительству, органам судебной власти и местного самоуправления рекомендовано согласовать свои стратегические документы со Стратегией-2040. Правительству совместно с секретариатом Нацсовета по устойчивому развитию (НСУР) включить в план меры по её реализации.

Секретариату НСУР предложено обеспечить распространение стратегии среди органов гос-управления, местного самоуправления, гражданского общества и партнёров по развитию. Также в срок до 3 октября внести изменения в «Положение о Национальном совете по устойчивому развитию КР», предусматривающие создание при НСУР комитетов для рассмотрения стратегических инвестиционных предложений, проектов и других вопросов, предлагаемых к рассмотрению. Секретариату также рекомендовано постоянно осуществлять мониторинг и оценку исполнения Стратегии-2040 с участием представителей различных ветвей власти и гражданского общества. Ежегодно совместно с правительством проводить анализ развития страны с целью пересмотра и корректировки приоритетов стратегии. Свои рекомендации Национальный совет по устойчивому развитию дал также правительству и Жогорку Кенешу.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
article source Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *