Main Menu

Каким был кумбез Бишкека баатыра

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Кумбез, в диалекте других народов гумбаз, гумбез, гунбаз (рус.) кюмбёз (гум туркм. — земля, почва, пыль, грязь + базы аз. холм, бугор — надмогильное архитектурно-строительное сооружение; гробница, усыпальница, мавзолей; земляной купол; свод, покрытие); купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины. Это слово очень древнее и происходит от наименования древних (антропогеновых) захоронений, над которыми возводился холм из грунта или камней в виде купола, имевшего в плане (при виде сверху) правильную окружность. В мусульманской архитектуре Ближнего Востока и Средней Азии это слово имеет значения купол, купольное сооружение, мавзолей.

По весьма древним верованиям, кумбез — это модель небесного свода, который опирается на плоскость земной тверди; купол над Миром, который видит путник ночью над головой.

Первый мавзолей был построен по приказу супруги карийского правителя исторической области на юго-западном побережье Малой Азии (территория современной Турции) Артемис(з)ии III в городе Галикарнасе в середине IV века до новой эры для своего мужа Мавс(з)ола (от имени которого он и получил своё название) как надгробный памятник. Является одним из античных чудес света и представляет собой пышное погребальное сооружение, включающее камеру, куда были помещены останки умершего и погребальный зал.

Позднее мавзолеи получили широкое распространение в Древнем Риме и других странах, в том числе и мусульманских, и представляли собой религиозную и архитектурную ценность. Возникший в древности и сложившийся в полукочевой среде особый тип надмогильных сооружений с характерной формой шатрового купола становится наиболее распространённым типом кумбезов Средней Азии, но с течением времени претерпевших локальные (местные), свойственные только данной местности, архитектурно-строительные изменения.

На территории Кыргызстана в настоящее время сохранилось большое количество кумбезов различного архитектурно-строительного типа и одним из них был не сохранившийся к настоящему времени, кумбез национального героя кыргызского племени солто Бишкека баатыра. Но, изучая труды различных исследователей истории и архитектуры Кыргызстана, автору удалось найти информацию, как выглядел этот кумбез до разрушения.

Впервые кумбез Бишкека баатыра был обследован русским историком, этнографом, археологом и писателем Семиречья Николаем Николаевичем Пантусовым (1849-1909 гг.), который в 1876 году в газете «Туркестанские ведомости» опубликовал статью с результатами этого обследования. При этом им не была установлена идентификация останков похороненного в кумбезе человека из-за отсутствия каких-либо надписей, и он идентифицировал его как «кумбез какого-то важного кыргыза».

В 1903 году художник Борис Васильевич Смирнов (1881-1954 гг.), участник Русского географического общества запечатлел изображение этого кумбеза на своей картине, фотография которой была приведена в его путевом дневнике, опубликованном отдельной книгой под названием «В степях Кыргызстана». (Казань: Изд. кн. склада М. Клюкина. 1914. — 64 с.).

По своему назначению кумбез Бишкека баатыра являлся культово-религиозным сооружением и по строительно-конструктивному и архитектурному исполнению был похож на кумбоз национального героя Манаса, но отличался от него размерами, типом купола и отсутствием орнаментальных росписей. В плане этот кумбез представлял собой четырёхугольное однокамерное помещение (3) кубообразной формы с куполообразной крышей (2), выложенной кольцевой кладкой. Такие купола-кумбезы были чрезвычайно прочны и долговечны, что достигалось их рациональной формой, специально выделанным кирпичом, рецептурой кладочного раствора и техникой и технологией кладки кирпича.

image description

Фасад кумбеза представлял собой портал (1), который являлся архитектурно оформленным сооружением, образцом строительного искусства главного входа (4) с вписанным дверным проёмом в форме пикообразной арки, фланкированный с каждой из сторон кумбеза двумя цилиндрическими трёхчетвертными колоннами (выступающими из стены на три четверти диаметра), обрамлёнными в верхней венчающей части вертикальной опоры капителями (6) в форме остроконечных наконечников пик.

Колонны (5) являлись деталями архитектурного сооружения кумбеза в виде двух высоких столбов, которые поддерживали наружную часть здания и являлись декоративными элементами.

Стены кумбеза были выложены сырцевым кирпичом с использованием для перекрытия небольшого количества арчового дерева. Фундамент (7) сооружён из галечникового камня и валунов.

Для устранения неровностей стены были обмазаны глиняным раствором (оштукатурены) с добавлением песка.

Над дверным проёмом в верхней части были расположены два оконных проёма (8) с арками пикообразной формы и сетчатыми решётками, а над дверной рамой также был расположен пикообразный проём ещё одного окна с сетчатой решёткой.

С правой стороны в стене кумбеза был расположен второй дверной проём (9) также пикообразной формы, по-видимому, с ложной дверью, как деталью архитектурного сооружения. В древней архитектуре ложные двери помогали элементу души взаимодействовать с миром живых, проходя через эту дверь. Некоторые современные историки утверждают, что такие сооружения использовались как дверь в самой гробнице, другие утверждают, что они были дверьми в потусторонний мир, а третьи считают, что эти двери просто обозначали место, где семья должна вырезать дверь в случае расширения гробницы.

Деревянные детали кумбеза (окна, двери) обычно не окрашивали, лишь изредка при наличии местных цветов глины их окрашивали в этот же цвет.

Внутри кумбеза находился склеп с останками умершего, верхняя часть которого представляла собой небольшую ступенчатую сагану — надгробный холм. С обеих сторон саганы были установлены две лавки для отдыха паломников и чтения молитв.

По имеющейся информации, Бишкек баатыр умер в 1766 году от ран, полученных в боях, и от старости. По преданию, когда аксакал уходил в мир иной, он позвал своих сыновей и сказал им: «Похороните меня на Великом Шёлковом пути, постройте кумбез, посадите деревья, и пусть путники и караваны останавливаются там, отдыхают и читают молитвы».

Сыновья, сородичи и земляки Бишкека баатыра, согласно его завещанию, с большими почестями похоронили его в той же местности, где он жил, на возвышенном месте, там, где сейчас находится кинотеатр «Иссык-Куль». А на похоронах устроили скачки с призом для победителя. Позднее, следуя древним традициям, на могиле Бишкека баатыра был построен большой глиняный кумбез. Впоследствии перед дальней дорогой, при решении судьбоносных проблем и по другим причинам люди собирались около него и держали совет.

В 1825 году кокандские завоеватели, покорив чуйских кыргызов, до основания разрушили их святыню — кумбез Бишкека баатыра.

По архивным данным, в начале ХХ века кумбез Бишкека баатыра был отреставрирован петербургскими реставраторами, но в 1956 году гор-исполком Фрунзе официально издал указ «О снесении памятника, возведённого в честь Бишкека баатыра», подписанный тогдашним председателем горисполкома Кайназаровым. Кумбез был снесён бульдозером, а на месте кладбища построили кинотеатр и ресторан «Иссык-Куль». «Этому факту равнодушия и вандализма нет прощения!» — так по этому поводу говорил народный поэт Кыргызстана Токтосун Самудинов.

В наши дни, естественно, от кумбеза не осталось никаких следов на местности, но сохранился он в памяти народа.

Годы проходят, время идёт,
Но помнит о прошлом кыргызский народ.
И что в его жизни когда-то случилось,
В анналах истории отобразилось.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий