Игры кочевников сегодня и завтра

Вот уже шесть лет, с 2012 года, мы проводим Всемирные игры кочевников. В связи с этим многих волнует ряд интересных вопросов. Почему в глубоком прошлом кыргызы (впрочем, как и другие кочевые народы) не участвовали в Олимпийских играх? Вообще, знали ли они о них? Почему ни один из видов спорта кочевых народов не оказался включённым в Олимпиаду? Почему не делят ВИК на летние и зимние? Правильно ли делают, что их проводят один раз в два года? И наконец, передадут ли эстафету другим странам?

Начнём с того, почему кочевые народы, в том числе и кыргызы, имея многотысячелетнюю историю, не участвовали в Олимпийских играх. Во-первых, азиаты, скорее всего, сами не придавали особого значения состязаниям европейцев. Хотя один из главных видов соревнований — марафонский бег как раз основан после битвы персов и греков 12 сентября 490 года до н. э. В тот день греческий воин Фидиппид пробежал с известием о победе греков из местности Марафон до Афин, преодолев расстояние в 26 миль 385 ярдов (42 195 метров). Известив о победе, он упал замертво. Этот факт зафиксировал древнегреческий историк Плутарх. Получается, рождению марафонского бега как олимпийского вида спорта европейцы, как это странно ни звучит, обязаны азиатам. Точнее, древним персам — предкам нынешних иранцев, проигравшим им сражение.

Во-вторых, все азиаты, а кочевники тем более, в глазах европейцев являлись варварами, дикими, беспощадными врагами. В исторических источниках, исследованиях, да и во многих художественных и документальных фильмах они так и назывались. Хотя многие достижения цивилизации совершены именно на Востоке представителями этих самых «варваров» и только спустя 300-500 лет объявлены открытиями в Европе.

В-третьих, хотя с древнейших времён существовал Великий Шёлковый путь, соединяющий Восток и Запад, налаженные связи между постоянно кочующими народами и оседлыми отсутствовали.

В-четвёртых, вполне возможно, что представители кочевых народов не приглашались европейцами на Олимпийские игры из военно-политических соображений. В итоге они участвуют в них только с ХХ века. Хотя многие виды состязаний кочевников вполне могли быть включены в программу Олимпийских игр. Например, те же курєш, алыш, эр эниш, улак тартыш, жаа тартыш и др.

Заглянем в историю Олимпийских игр, чтобы провести какие-то параллели с детищем нашей страны — Всемирными играми кочевников. Традиция крупнейших международных соревнований, проводимых раз в четыре года, берёт начало от Олимпии на Пелопоннесе, считавшейся у греков священным местом. Отсюда и их название. Древние источники свидетельствуют, что одним из главных лозунгов того периода являлся «В здоровом теле здоровый дух!» Это   соответствовало распространению культа красивого тела человека, особенно мужчин-воинов. Несмотря на то что Олимпийские игры проводились и раньше, первыми официально подтверждёнными считаются проведённые в 776 году до н. э. Общеизвестно также, что на время игр объявлялось священное перемирие воюющих сторон. Однако оно неоднократно нарушалось самими же участниками. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян на историко-политическую арену. Более того, в 394 году н. э. император Феодосий I запретил их. Возрождение началось значительно позже: в XVII веке в Англии, затем во Франции и Греции. Идея возрождения Олимпийских игр в Греции принадлежала поэту Панайотису Суцосу, воплотил её в жизнь общественный деятель Евангелис Заппас. Следующий этап развития Олимпийских игр принадлежит французскому барону Пьеру де Кубертену. Именно он сказал, что «Германия раскопала то, что осталось от древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить старое величие?» Сказано — сделано. На конгрессе, проведённом 16-23 июня 1894 года в Сорбонне, он представил свои идеи международной публике. Тогда и приняли решение, что первые Олимпийские игры современности должны состояться в 1896 году в стране-родоначальнице — Греции. Для их организации и проведения создали Международный олимпийский комитет (МОК). Его первым президентом стал грек Деметриус Викелас, а генеральным секретарём — барон Пьер де Кубертен. Это была первая летняя Олимпиада. С 1924 года начала проводиться и зимняя.

Вообще следует учесть, что термин «олимпиада» официально означает четырёхлетний цикл. Исторические хроники свидетельствуют, что в древнем периоде состоялось всего 249 Олимпиад, начиная с 776 г. до н. э. В современном периоде — с 1896 по 2018 годы — проведена 31 летняя и 23 зимние, начавшие проводиться с 1924 года. Игры не проведены только в 1940-м и 1944 годах из-за Второй мировой войны. Главным девизом современных Олимпиад стал лозунг: «Быстрее, выше, сильнее!»

Кроме Олимпийских, постоянно проводятся и крупнейшие региональные игры: Панамериканские, Панарабские, Африканские, Азиатские и Европейские.

Нечто подобное проводилось и у нас. Не будем далеко ходить за примерами, обратимся к эпосу «Манас». В состязаниях, организованных на годовых поминках Кокотая, участвовало огромное количество людей, включая не только кочевников, но и представителей оседлых культур. Об этом можно судить по географии, масштабу и разнообразию игр. Побеждали самые умелые и сильные.

…Если в первые ВИК были включены десять видов соревнований, то во вторые — 23, а в третьи — уже 37. Все они требуют постоянной подготовки, боевого духа и силы воли. У третьих ВИК есть и свои особенности: в этот раз впервые будут определять Великих победителей в трёх номинациях. В Великой борьбе кочевников, которая пройдёт по правилам свободной поясной борьбы, встретятся абсолютные победители 12 национальных видов борьбы: алыш, аба гюреш, гореш, гюлеш, казаx куресы, кураш, кыргыз кїрєш, пахлавани, самбо, ссирым, сумо, монгол бох. Великое состязание кочевников сведёт победителей в стрельбе из традиционного лука и метании копья на дальность, беге с бараном на плечах на расстояние 100 метров, конных скачках на дистанции 500 метров. В великом состязании баатыров сильнейшим признают того, кто победит во всех видах традиционного силового многоборья: поднимет над головой камень весом свыше 50 кг, лошадь весом более 200 кг, свалит на землю быка весом свыше 300 кг, перетянет канат в бука тартыш. Достижения лучших из лучших войдут в Книгу великих победителей, которая после Игр будет храниться в музее и демонстрироваться на выставках.

Подытоживая, хотел бы сказать, что было бы всё-таки правильнее передавать ВИК по эстафете — от страны к стране. Каждая из них стремилась бы внести в них свой колорит, провести ярче, лучше, от этого Игры станут только зрелищнее и популярнее. И ещё: может, лучше проводить их не раз в два года, а в три или четыре — как Олимпийские?

Байболот АБЫТОВ,
доктор исторических наук, профессор, член-корр РАЕ, проректор по науке и международным связям ОшГЮИ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий