Вс. Окт 21st, 2018

Когда столица станет безопасной?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

В Бишкеке прошёл круглый стол «Безопасный город»: реалии и перспективы», организованный клубом региональных экспертов «Пикир».

Участники встречи высказались за реализацию проекта цифровизации улиц Бишкека — установки комплексов видеофиксации нарушений ПДД на дорогах столицы.

— Ежедневно происходят дорожно-транспортные происшествия, уносящие жизни людей. За 10 лет в Кыргызстане в ДТП погибло больше населения, чем за весь период боевых действий в Афганистане и во время баткенских событий. Поэтому проект «Безопасный город» мог бы реально помочь в решении вопросов безопасности на дорогах столицы и других городов республики, — отметил, открывая дискуссию, сопредседатель клуба «Пикир» политолог Игорь Шестаков.

Он рассказал, что одним из поводов для проведения круглого стола стало обращение бишкекчан к Президенту Сооронбаю Жээнбекову, мэру столицы Азизу Суракматову и клубу «Пикир», в котором жители требуют от властей обеспечить безопасность на дорогах. В частности, на улице Тимура Фрунзе, где за три года в результате ДТП пострадали около ста человек. Начиная с 2011 года, когда проект «Безопасный город» стал одним из ключевых предвыборных обещаний СДПК, цифровизация столицы — одна из основных задач правительства, мэрии и депутатов Жогорку Кенеша, однако приступить к внедрению проекта до сих пор так и не удалось.

В дискуссии зампредседателя Госкомитета информационных технологий и связи Кубаныч Шатемиров рассказал, что правительство готово приступить к реализации проекта «Безопасный город». По словам чиновника, долгое время у правительства не существовало чёткого плана реализации «Безопасного города». Сегодня же Госкомсвязи имеет на руках чёткое техзадание и технико-экономическое обоснование для инвесторов.

Комментируя срыв тендера от 23 августа, представитель Госкомитета связи рассказал, что это произошло из-за того, что одна из компаний-инвесторов, участвовавших в аукционе, ввела некорректные данные, в связи с чем система заблокировала дальнейший ход аукциона.

— Всего было три участника, это минимальное количество, при котором может проходить тендер, поэтому, когда один из них ввёл цену предложения, в несколько раз превышающую стартовую, система заблокировала всех. Это уникальный случай, когда по техническим обстоятельствам аукцион оказался сорван. Метод, который используется, самый открытый и конкурентоспособный, потому что аукцион проводится в режиме реального времени, — рассказал чиновник.

Говоря непосредственно о проекте «Безопасный город», он отметил, что на первом этапе, который рассчитан на 2018-2019 годы, камерами фиксации нарушений планируется оснастить 38 перекрёстков в Бишкеке, а также основные республиканские магистрали. Снимки с камер с чётким изображением госномера автомобиля, совершившего нарушение, передаются в госорганы, которые выполнят основную часть работы — перепроверят факт нарушения, выяснят данные водителя, вынесут постановление о штрафе и т. д. Также на первом этапе планируется установить 52 блока по скоростным рубежам и 20 передвижных комплексов, которые смогут перемещаться из одного места в другое, дисциплинируя водителей.

Как рассказал Кубаныч Шатемиров, пакет документов по «Безопасному городу» Госкомитет информационных технологий и связи подготовил на основании конкретных данных, как статистических, так и фактических, полученных от партнёров, и из четырёх пилотных комплексов, запущенных в Бишкеке в начале этого года.

— Мы не случайно выбрали конкретные 38 перекрёстков, это те участки, где чаще всего происходят ДТП. Анализируя ситуацию на дорогах Бишкека, пришли к уникальному выводу, что нарушителей среди участников на самом деле не более 5%, но надеемся при помощи цифровизации снизить этот уровень до 2%. Также прогнозируем повышение собираемости штрафов. Сейчас она составляет 18%, мы же планируем поднять до 32. Исходя их этих данных, инвесторы могут увидеть срок окупаемости проекта, который, по нашим расчётам, составит около пяти лет, — добавил зампредседателя Госкомсвязи.

Продолжил тему эксперт в сфере гос-управления Шерадил Бактыгулов. В своём докладе он подчеркнул, что внедрение «Безопасного города» снизит количество правонарушений, связанных с дорожным движением, так как система начнёт работать днём и ночью, при любой погоде для обеспечения принципа неотвратимости наказания за нарушение ПДД.

— Кроме того, снизится количество споров, жалоб и обращений по оспариванию действий сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. Система поставит препоны коррупционным действиям сотрудников ОБДД и водителям, нарушающим правила дорожного движения, — отметил эксперт.

По мнению Шерадила Бактыгулова, внедрение элементов «Безопасного города» заложит основы для создания интегрированных автоматизированных комплексных систем обеспечения безопасности жизни и деятельности населения Кыргызстана.

— Конечной целью должно стать создание системы, способной аккумулировать разнородные данные из различных источников и направлять их экстренным службам. В будущем к комплексам «Безопасного города» можно присоединить камеры, вплоть до установленных жильцами в их подъездах. Для совершенствования системы хорошо бы предусмотреть и подсистемы «Трафик» и «Перехват» и ряд других функций, таких как моделирование транспортных потоков, управление логистикой общественного и личного транспорта и т. д., — предложил докладчик.

Касаясь перспектив проекта, директор Центральноазиатского центра наркополитики, член НС МВД Александр Зеличенко предположил, что в будущем «Безопасный город» поспособствует борьбе с терроризмом, экстремизмом, киберпреступлениями и наркотрафиком. И эту функцию эксперт предложил заложить в техническое задание для инвесторов уже сейчас.

— Не надо рассматривать проект только с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения. С помощью камер можно отследить многие другие преступления, как это происходит во многих странах мира. Поэтому нам нужно стремиться к тому, чтобы «Безопасный город» как можно скорее стал «Умным городом», потому что это уже качественно новые подходы, — подчеркнул Александр Зеличенко.

Далее выступил председатель комитета содействия экспорту и логистике ТПП экономист Кубат Рахимов, отметивший, что сейчас, когда улеглась «политическая пыль», проект наконец-то обретает реальные очертания и шанс на реализацию, если этому не помешают общество и эксперты, которые убеждены, что самостоятельно реализовать столь серьёзный проект у государства не получится.

— Логистика хорошо продумана. В данный проект Кыргызстан не вкладывает ни копейки, но получает жизненно необходимую систему, которая положит начало целой цепочке последующих мер, отвечающих интересам безопасности на дорогах столицы. Мы, наконец, сделаем разметку на дорогах, покроем светофорами перекрёстки, займёмся дорожной безопасностью. Вот только я считаю, что оплата штрафов не должна идти в МВД. Надо создать специальный фонд с нормальным наблюдательным советом и установить прозрачную систему отчётности. На мой взгляд, стоит направить те средства, которые поступят от штрафов, на спецтехнику по эвакуации пострадавших в ДТП и учебную литературу по безопасности для школьников, — подчеркнул Кубат Рахимов.

При этом эксперт указал представителям Госкомсвязи и на некоторые недоработки, которые следует устранить до начала внедрения проекта.

— Прежде чем устанавливать аппаратно-программные комплексы, нужно поставить на перекрёстках светофоры, продумать альтернативные источники энергии для АПК. Плюс, как показывает опыт развитых стран, гораздо перспективнее работает не столько видеонаблюдение, сколько геопозиционирование даже с помощью сотовых операторов. Если оно поможет в обеспечении большей безопасности, то эту меру стоит внедрить, — добавил эксперт.

Отметим, что компании, предложившие наиболее выгодные для Кыргызстана условия по разным лотам, получат контракт на установку аппаратно-программных комплексов и предоставление государству услуг видеофиксации нарушений ПДД на дорогах Бишкека и республики. Реализация проекта основана на принципе государственно-частного партнёрства.

Аида ШИРИНОВА.

Р. S. Когда верстался номер, стало известно, что состоялся повторный аукцион по реализации проекта «Безопасный город». Всего в торге участвовали три компании — ЗАО «Альфа Телеком», «Безопасность информационных систем» и российский концерн «Вега». Наименьшую цену по обоим лотам предложила «Вега». По первому лоту — 1,125 млрд. сомов, по второму — 1,195 млрд. сомов.

Как сказал заместитель председателя Госкомитета информационных технологий и связи Кубаныч Шатемиров, тендерная комиссия приступила к изучению конкурсной документации. Процесс определения победителя открыт. Оценка проводится с привлечением независимых экспертов по наименьшей стоимости и соответствию квалификационным требованиям. После чего объявят победителя. Предварительно это российский концерн «Вега».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *