Вс. Окт 21st, 2018

«Киношок» по-кыргызстански

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Кинематограф Кыргызстана целеустремлённо и настойчиво заявляет о себе успешными художественными проектами, завоёвывая новые награды крупнейших кинофорумов. Хорошим подтверждением этого творческого восхождения стали итоги завершившегося на российском курорте Анапа открытого ежегодного XXVII фестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок», который стал наиболее важным и авторитетным кинофестивалем на постсоветском пространстве.

Здесь, как и на других именитых форумах киноэкрана, открываются новые имена современного искусства кино и происходит знакомство с различными кинематографическими школами. Четыре представленные на фестивале картины кыргызских кинематографистов завоевали сразу шесть престижных призов.

Главным событием кинофорума, а он проводится в Анапе с 1992 года, явилось присуждение Гран-при «Золотая лоза» в конкурсе полнометражных фильмов художественной ленте «Мунабия» нашего режиссёра Таалайбека Кулмендеева. Он снят на киностудиях «Кыргызфильм» имени Т. Океева, «Айтыш-фильм» и «Шобото фильм групп» по сценарию писателя Казата Акматова и самого режиссёра. Кстати, жюри фестиваля «Киношок» удостоило его авторов приза за лучшую сценарную работу. А в основе фильма одноимённая новелла известного литератора о кыргызских Ромео и Джульетте, хотя герои ленты не юные возлюбленные, а люди уже зрелого возраста.

Заглавные роли в картине исполнили известная актриса и модель Мээрим Атантаева, певица и музыкант Гульзинат Саранчиева, актёры Уланбек Султангазиев и Сакен Карабаев, Назым Мендебаиров. Снял фильм оператор Марс Умаров, а продюсерами выступили Гульнара Керимова и Фархад Бекмамбетов. Сюжетным центром ленты является история сильной и любящей женщины с непростой человеческой судьбой, пережившей сложные жизненные испытания и при этом до конца сохранившей честь и достоинство в условиях подавляющей человека нетерпимости общества. В своё время это произведение К. Акматова признали в Кыргызстане лучшим литературным произведением года. Мировая премьера «Мунабии» состоялась в ноябре 2017 года на XXII международном кинофестивале в южнокорейском Пусане в формате новой программы «Окно в азиатский кинематограф», отражающей все тренды современного кинематографа.

Ещё одной главной награды фестиваля — приза имени А. Княжинского (известного советского оператора) за лучшую операторскую работу в полнометражной картине удостоился Кабылжан Хамидов за съёмки фильма «Ночная авария» («Тунку кырсык»), снятого на «Кыргызфильме» режиссёром Темиром Бирназаровым. А отечественному композитору Асылбеку Озубекову, автору музыкального оформления «Ночной аварии» на кинофоруме в Анапе вручена награда за лучшую музыку. Главные роли в этом фильме исполнили народный артист Кыргызстана Акылбек Абдыкалыков и актриса и модель Дина Джейкоб. Продюсером картины выступила Гульмира Керимова.

Картина Т. Бирназарова повествует о сельском одиноком старике и странной девушке, которую он подбирает на просёлочной ночной трассе раненой. Старик по имени Тенти привозит её к себе, заботливо выхаживает и постепенно влюбляется в спасённую им незнакомку. Сценарий написан режиссёром совместно с Арифой Умуралиевой по мотивам произведений известного кыргызского писателя и кинодраматурга Талипа Ибрагимова. Картину «Ночная авария» ранее удостоили Гран-при и денежной премии в $10 000 на международном кинофестивале «Тёмные ночи» в столице Эстонии. Это первый Гран-при в истории кыргызского кино за годы суверенитета. Картина произвела подлинный фурор среди публики форума в Таллине, который входит в двадцатку самых престижных кинофестивалей мира. Критики высоко оценили интересную и добрую ленту, говорящую об очень важных вещах простым, но очень поэтичным и глубоким языком. Сам режиссёр говорит о своей работе так: «Сильное чувство любви приходит внезапно и может застать человека врасплох. Сначала тревога и сомнения нарушают внутренний покой, угрожают разрушить судьбу, но любовь нужна в нашей порой монотонной жизни, мы нуждаемся в ней, как в воздухе. Любовь меняет нас, и мы не понимаем, как это происходит».

В конкурсе короткометражных фильмов жюри «Киношока» удостоило специальной награды «За яркое воплощение темы любви в кино» дебютную работу молодого режиссёра Аскара Нуракуна уулу «Киноман». Продюсер ленты Чолпон Идрисова. Фильм повествует о маленьком зрителе, фанатично влюблённом в кино, который тщетно пытается увидеть любимый фильм, и он слушает музыку и песни из давно знакомого фильма, доносящиеся из стен старенького сельского клуба, где крутят фильм и куда его без оплаты не пускают. И всё же, в конце концов, благодаря любви к кино и стечению обстоятельств его настойчивые усилия вознаграждаются, и мальчик попадает в манящий его кинозал.

Картина — это совместная постановка студии «Айтыш фильм» и КТУ «Манас». В ней снимались Атай Наамат уулу, Улан Жукенов, Турсун Мамыралиев. Фильм получил Гран-при Форума молодых кинематографистов стран СНГ «Умут» в Бишкеке. «Киноман» также завоевал престижные призы на форумах кино в польском Кракове, шведском Мальме, турецком Кайсери, грузинском Батуми, российской Казани, немецком Мюнхене.

Специальным дипломом «За бесстрашное освещение острой социальной темы» жюри фестиваля «Киношок» наградило документальную ленту «Не женское бремя» кыргызского режиссёра-дебютанта, слушателя высших сценарных и режиссёрских курсов «Мосфильма» Токтобека Усенова. Картина повествует о сложных коллизиях судеб кыргызстанских мигрантов. В первые годы независимости республики из неё в силу многих обстоятельств на заработки уехало около миллиона граждан, и более половины из этого числа составляли женщины.

В своём фильме, снятом в Москве, Усенов как раз и затрагивает тему сложного положения мигрантов в чужих краях. В картине приводятся истории реальных женщин, попавших во вполне реальные жизненные ситуации. Усенов — молодой, но уже подающий немалые творческие надежды режиссёр, который сейчас набирается опыта у именитых умов российского кинематографа. Лента «Не женское бремя» — его дипломная работа, повествующая о нелёгкой жизни женщин-мигрантов в России, о первом в Москве центре помощи женщинам, попавшим в трудную житейскую ситуацию, открытом кыргызстанкой Урмат Байматовой.

go site Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *