Main Menu

Религия и терроризм несовместимы

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Представители духовенства России, Казахстана, Китая, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана встретились на III Международной научно-богословской конференции «Духовный Шёлковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности», прошедшей в Бишкеке. Священнослужители шести евразийских государств обсудили на ней планы совместного противодействия терроризму и радикализму.

На пресс-конференции, посвящённой встрече, заместитель директора Госкомиссии по делам религий Закир Чотаев отметил, что страны Шёлкового пути всегда стремились жить в мире, согласии, взаимоуважении. Необходимо сохранять и продвигать эти традиционные ценности. «Религия вносит большой вклад в развитие общества. Поэтому она должна взаимодействовать как с государством, так и с обществом для профилактики терроризма и экстремизма. Нужно развивать и межконфессиональный диалог», — подчеркнул он.

По его словам, в Кыргызстане постоянно проводятся мероприятия по предотвращению радикализма и экстремизма. В частности, в школах и университетах читают лекции. «Мы разъясняем нормы закона. Говорим, что живём в светском государстве, где обеспечивают свободу вероисповедания, но не надо путать религию и радикальные экстремистские течения. Вовлечение в них грозит уголовным наказанием», — добавил Закир Чотаев.

Он также отметил, что радикализация молодёжи происходит в основном в Интернете, а не в мечетях. Людей подталкивают к этому недостаточная осведомлённость, социальные, психологические или политические факторы.

«Слухи о том, что что вербовка идёт в мечетях, не более чем выдумка. Я работаю четвёртый год и могу сказать, что за это время не было ни одного случая», — добавил в свою очередь глава Духовного управления мусульман Кыргызстана муфтий Максат ажы Токтомушев.

По его словам, 2 800 имамов ежемесячно отчитываются о проделанной работе, в том числе о радикализации и противодействии.

«Поскольку основной инструмент вербовки — Интернет, у нас, и в России, и в Кыргызстане я замечаю: имамы тоже проповедуют в социальных сетях. Эта большая, хоть и незаметная работа даёт большие результаты. Мы не ждём чего-то, а спасаем души людей», — продолжил тему председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдинов.

Говоря об информационной литературе, он очень высоко оценил действия Чингиза Айтматова, выступавшего защитником гуманистического и миролюбивого ислама во время информационной войны, вызванной действиями псевдомусульман. «Сейчас вновь обострилась проблема псевдоислама. Я убеждён, что только совместными усилиями можно избавиться от этой страшной заразы, завезённой извне. При этом хочу отметить, что однобокие действия госорганов становятся козырем в руках экстремистов», — сказал муфтий.

Например, по его мнению, существует некомпетентная экспертиза исламской литературы, которую проводят люди, мало понимающие тему, и это грозит осложнениями. Поэтому в борьбе с публикациями, злонамеренно искажающими ислам, нужна помощь, в том числе на экспертном уровне.

Ещё один священнослужитель России — заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, доктор философских наук Али Вячеслав Полосин отметил, что вербовщики используют недостатки в работе традиционного духовенства. «Политики продолжают использовать религию для укрепления власти или, наоборот, её захвата. Это называется «радикализм» и «экстремизм», — сказал Полосин.

Он отметил, что радикалы вербуют рекрутов ради политических целей, но для мотивации говорят, что они выступают во имя веры. То есть получается, что проблема больше социально-политическая, чем теологическая. «Вербовщики используют психологические методы и тонко влияют, чтобы превратить человека в своего адепта. В этой связи нами приглашаются психологи, которые могут помочь имамам найти контрмеры против вербовщиков», — заметил замдиректора фонда.

По мнению следующего выступившего — заведующего отделом ДУМК по фетвам, религиозной литературе и халяль-индустрии Равшана Эратова, борьба против радикализации даст результат, если проблему будут совместно решать госорганы и общество. «Муфтият и мечети должны готовить профессионалов высокого уровня, которые смогут остановить молодёжь на губительном пути к экстремизму», — сказал Эратов.

Он подчеркнул, что надо продвигать доброту и справедливость. Не стоит дискриминировать, исходя из религии и пола. «Если не остановим дискриминацию, это может привести к радикализации», — отметил представитель ДУМК, призвав к гуманизму и не впадать в крайности.

О серьёзной угрозе экстремизма для страны и развития общества сказал и старший оперуполномоченный 10-го управления МВД Кыргызстана Мамырбек Копжашаров. Он сравнил данные за 2010-й и 2017-й годы. «За этот период всего выявили 2 603 преступления экстремистской направленности. При этом, если в 2010-м их было 101, то в 2017-м уже 597. То есть они увеличились в шесть раз. Для борьбы с этим явлением нужны консолидация и поддержка общества», — пояснил представитель МВД. Он предложил тщательно изучить религиозную ситуацию в стране, пресекать обучение граждан в сомнительных религиозных заведениях, предпринимать другие меры для борьбы с экстремизмом.

Взявший следом слово первый заместитель председателя Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России муфтий Рушан Аббясов отметил, что сейчас как никогда, важно использовать богатейший и столь поучительный опыт сосуществования на просторах Шёлкового пути. Стремление государств возродить Великий Шёлковый путь и конкретные трансграничные проекты вселяют уверенность в сохранении и приумножение дружественных и партнёрских связей. «Ведь говоря о самых актуальных интеграционных достижениях, мы не создаём что-то с нуля, а опираемся на завещанное нам богатство единства и дружбы», — отметил Рушан Аббясов.

Он также заявил, что при всём многообразии языков и религий, кочевых и оседлых культур, мирно и гармонично сосуществовавших вдоль Великого Шёлкового пути, именно ислам стал ключевым стержнем объединения. «Не случайно по этому пути двигались не только торговцы, но и паломники. Также здесь возникли известные медресе, а положения ханафитского мазхаба прочно утвердились и стали столь созвучны образу жизни тюркских народов. Универсальность ислама и тех духовных ценностей, которые заложены в нашей религии, преодолевали неизбежные барьеры и преграды. Поэтому не случайным является и наше обращение на протяжении уже трёх конференций к общему богословскому наследию и современным исследованиям интеллектуалов из разных стран, воссоздающим картину духовной жизни в оазисах Шёлкового пути. Это не ритуальное, формальное обращение, а большая полезная работа», — подчеркнул Рушан Аббясов.

В завершение он отметил, что исламу как религии чуждо проявление радикальных экстремистских настроений. Самое главное в борьбе с этим негативом — просвещение, донесение достоверной информации об исламе. «Может, у нас и не получается работать на опережение, но мы делаем всё, чтобы этой смуты не было в будущем», — подытожил Рушан хазрат Аббясов.

В конференции также участвовали учёные и эксперты в области религии, представители востоковедных центров, ведущих российских вузов.

Аида ШИРИНОВА.






Related News

Нужно ли возвращаться во времена пророка Мухаммеда?

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНа протяжении длительного времени тюркские империи терпели поражения и сдавали свои позиции. В то времяRead More

Ислам в Синьцзяне. «Спасибо партии за это!»

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Китае есть свобода вероисповедания, уйгуры-мусульмане и другие национальные меньшинства могут посещать мечети, учиться вRead More

Добавить комментарий