Продам последние штаны, устрою праздник для жены

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

На днях депутат Жогорку Кенеша Акылбек Жамангулов на заседании парламента предложил ввести в Кыргызстане пятилетний мораторий на праздники. Главный аргумент: в стране слишком много денег тратится на тои, к примеру, в списке мероприятий, которые намечено широко отметить на государственном уровне, на данный момент числятся 105 тоев.

— Там есть 120-летие Нарына, 100-летие Сузака, 120-летие Базар-Коргонского района. А если на каждый из них потратят по 2 миллиона сомов, то сколько потеряет бюджет! Два больших мероприятия пройдут — Всемирные игры кочевников и 90-летие Чингиза Айтматова, а после этого можно ввести мораторий на проведение мероприятий на пять лет. Когда появятся деньги, тогда и станем отмечать праздники, — предложил депутат.

Клич народного избранника, увы, превратился в глас вопиющего в пустыне — предложение добровольно лишить себя удовольствий никто не поддержал. Интересно, что речь о подобных запретах в Кыргызстане заходит регулярно: бремя праздничных расходов тяжёлым грузом ложится на людские плечи, уже много раз предлагали на законодательном уровне запретить пышные праздники, ввести строгие правила проведения тоев, взимать штрафы за их нарушение… А воз и ныне там. Возможно ли запретить народу что-то праздновать?

— Никогда! — считает один мой знакомый (назовём его Бакыт), среднестатистический кыргызстанец 36 лет, отец двух дочек в ожидании ещё одного ребёнка — сына. — У нас, у кыргызов, хороший той дороже денег. Если не отпразднуешь как следует, родственники потом всю жизнь припоминать будут. Поэтому все стараются не ударить в грязь лицом. Иногда продают последние штаны, чтобы устроить праздник. А праздников у нас много, даже слишком, и за всё и везде приходится платить.

Во-первых, рождение ребёнка. Все хотят суйунчу — вознаграждение за радостную новость. Обязательно нужно дать щедрое суйунчу врачам и медсёстрам в роддоме — ценные подарки и приличную сумму денег. Не дать денег нельзя — о тебе плохо подумают. Некоторые даже устраивают в роддоме банкеты с шампанским. Все же думают: «Разве мы хуже других?»

Мужчина обязательно должен «обмыть» событие — отметиться перед родственниками и друзьями, «накрыть поляну». А родственников у нас много! Иногда бывает так, что все гуляют по три дня, даже в роддоме не появляются. За это время выбрасывается на ветер приличная сумма денег. Потом устраивается жентек той — родственники и друзья приходят посмотреть на новорождённого в первый раз. Обычно собирается от 50 до 100 человек. Всех нужно накормить и напоить, сейчас смотрины ребёнка не обходятся без водки, надо зарезать скотину — барана или лошадь. Всё должно проходить на уровне, чтобы не ударить в грязь лицом. То же самое и на суннот той — праздник обрезания. Нужно пригласить много гостей, накрыть стол. Многие арендуют для этого кафе или ресторан. Сейчас появилась традиция справлять день рождения ребёнка с размахом, и неважно, есть ли у семьи деньги. Нет денег — займи, но праздник сделай, иначе «эл эмне дейт» — что скажут люди?

В последнее время появилась традиция пышно отмечать поступление ребёнка в 1-й класс и окончание 9-го класса. Многие празднуют даже выпускной после 4-го, когда переходят из младшей школы в старшую. Нашим людям только дай повод! — смеётся Бакыт. — Девочкам-выпускницам обязательно нужно вечернее платье. Это всего на один день, но ничего не поделаешь, приходится покупать или брать напрокат. Родители скидываются на кафе, а у кого нет такой возможности, влезают в долги, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым. У моих знакомых дочка даже угрожала родителям покончить с собой, если ей не купят дорогое вечернее платье.

Самые большие праздники и самые большие расходы начинаются, когда сын захочет жениться. На каждый свадебный обряд требуется много денег. Сначала кыз узатуу — сговор, выдача девушки замуж, встреча сватов, потом калым, приданое, встречи тётушек, взаимные поездки в гости… И везде нужно дарить подарки, накрывать на стол, резать скот, готовить угощение… Не бывает скромных кыргызских свадеб, потому что приходится приглашать всю родню. Гости со стороны жениха и невесты следят, как их приняли, как всё прошло, и, если что-то не так, потом позора не оберёшься, уважать перестанут. Приличная свадьба со всеми делами сегодня обходится в миллион сомов. Многие берут кредиты, продают скотину, машину, остаются без гроша. Как говорится, мы сами себя толкаем в бедность.

Сейчас стало модным праздновать юбилеи. Раньше такого не было, теперь закатывают тои, даже если дата не круглая. Арендуют кафе, приглашают гостей. Один приглашённый обходится в 1 500 сомов, по моему опыту, полноценный банкет выливается в 300 тысяч сомов, — говорит Бакыт. — А поставь себя на место приглашённого: за сезон приходится посещать в среднем от пяти до пятнадцати мероприятий, и на каждом нужно дарить подарок или денежный конверт. Один из моих братишек как-то сказал, что если раньше обижались за отсутствие приглашения на той, то сейчас стали радоваться этому. Моей семье, например, только за эту осень на тои придётся подарить около 25 тысяч сомов.

То же самое с похоронами: чтобы справить их как следует, приходится влезать в долги. За похоронами идут кыркы — сороковины. В последнее время превращается в привычку ходить на поминки, чтобы просто поесть. Люди даже могут поругаться из-за того, что кому-то не хватило мяса. Даже самый бедный кыргыз на похоронах должен зарезать одну корову или лошадь и пару баранов, не считая других расходов. В Бишкеке на поминки в кафе обычно приглашают минимум 200-300 человек. Через год всё нужно повторить: устраивается аш — годовщина похорон.

В некоторых сельских районах принято поминать умершего всем селом: чем больше домов поминают, тем лучше, от этого зависит авторитет. В каждом доме должны зарезать скотину, приготовить угощение. Люди несут большие расходы, а ведь многие и так живут небогато, в сёлах разбиты дороги, нет питьевой воды, но находятся деньги на тои. И все мы уже от этого устали, но ничего не можем поделать — традиция. Для кыргызов очень важно, что скажут люди. Когда говоришь, что в пышных тоях нет ничего хорошего, все соглашаются, вздыхают, дружно кивают головой, но появляется повод — опять вспоминают про традиции, опять тратят последние деньги на той. Вот так и живём… — вздыхает Бакыт.

Эксперты подсчитали, что кыргызы на различные тои, похороны и аши в год тратят несколько миллиардов сомов. В то же время в стране не хватает средств на издание учебников для школьников, на ремонт дорог в сёлах, на строительство больниц и закупку оборудования и т. д. На «праздничные» деньги можно было бы решить множество насущных проблем, но они просто проедаются.

Зачастую праздник превращается в беду — когда семья, не имея средств на той, чтобы не потерять уважение родственников, влезает в огромные долги. Если раньше кредиты выдавали только под бизнес, потом под ремонт квартиры или покупку холодильника, то сейчас, можно сказать, появилась новая статья кредитования — на гостеприимство. Всем желающим предлагают взять кредит на проведение праздника. Особенно праздники в долг предпочитают проводить в сельской местности. В качестве залога сельчане готовы отдать дом, землю и даже несобранный урожай. После пышного тоя люди годами не могут выбраться из долговой ямы, а всё потому, что для них главное не являться богатым, а казаться таковым.

В марте этого года была предпринята очередная попытка прекратить разорение на тоях: Министерство культуры, информации и туризма объявило конкурс на лучший сценарий для разработки нового формата празднований. В правилах предлагается поддерживать отечественных производителей и покупать в подарок изделия местного производства, прекратить дарить калпаки и чепкены, и избегать расточительства. Кроме того, планировалось начать разъяснительную кампанию в виде социальных роликов по радио и телевидению. Пока дальше предложений дело так и не пошло.

— Нужен государственный запрет на пышные тои, — считает Бакыт. — Например, чтобы на свадьбу допускалось потратить не более 100 тысяч сомов, пригласить не больше 50 человек. Если больше — штраф. Но кто станет за этим следить? Разве можно это проконтролировать? Сами же контролирующие и будут приходить на тои, пить и есть, и никто никого не оштрафует. А если даже оштрафуют, то хозяева, скорее, заплатят штраф, но проведут той, чем опозорятся перед родственниками.

Интересная получается ситуация, как в старой шутке: «Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактусы». Потому что традиция, однако…

http://safinalogistics.com/includes/23/vy-spiare-whatsapp.html Марина ДУБОВЧЕНКО.
http://clubofsophia.org/cache/adventure/12675.php Фото из Интернета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *