Время и мастер слова

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Чем отличаются от айматовского героя Тансыкбая главы айыл окмоту, дерущие с безутешных бедолаг по 200 тысяч за погребение близких? …Если бы многие из чиновников, сидящих во власти, читали должным образом Айтматова, они были бы другими.

Чего только не переживает в своей жизни человек. Но несмотря ни на что, он стремится к лучшему, таким уж создала его природа. Но есть люди, которые даже не знают, зачем явились в этот мир и чего хотят.

Испокон веков человек стремится к идеалу и хочет стать таковым. Однако путь к такой достойной вершине весьма сложен, поскольку по своей природе человек скуп и жаден, переменчив и падок на блага мирские. И при этом жаждет справедливости и честности. Такое противоречие в человеческом обществе достигает порой государственного уровня, при котором сильный как хочет унижает слабого и желает управлять им, как своей собственностью.

Человек пережил столько потрясений и испытаний, но трудно извлекает уроки из своего исторического опыта. Стремительное развитие науки и техники, наступление глобализации ставят под сомнение лучезарное будущее человека, неизвестно, с чем он ещё столкнётся в грядущем. Каждая эпоха имела своих философов-мыслителей, которые оставили потомкам бесценную кладезь мудрости веков. Их труды не пропали даром, не канули в вечность, и это неоспоримая истина. С этой точки зрения, произведения Чингиза Айтматова являются для каждого из нас источником мудрости и миропознания. Их хочется читать снова и снова, будто утолить жажду. В них каждый раз открываешь для себя всё новые и новые грани мастерства истинного художника и мыслителя. Хотя эти произведения написаны 40-50 лет назад, но события, описанные в них, весьма созвучны с реалиями наших дней.

Например, чем отличаются некоторые сегодняшние главы айыл окмоту (сельских управ), дерущие с безутешных бедолаг по 200 тысяч сомов за погребение близких, от того же айтматовского героя Тансыкбаева, который запретил хоронить Казангапа на кладбище Ана-Бейит? Не стал ли для нас обычным и заразительным «пример» другого героя — Сабитжана, который, желая быстрее похоронить, да что там похоронить, лишь бы закопать тело своего отца, нанимает бульдозер. А ведь испокон веков последний приют для усопших люди, тем более мусульмане, копали вручную, соблюдая при этом все правила. Копать могилу вручную считалось и считается основной составляющей уважительного отношения людей к усопшему.

Для меня кажется дикостью то, что уважаемые люди, всю жизнь работавшие на благо своей Родины, честно и беззаветно служившие своему народу, уходя в мир иной, вынуждены покупать на свои деньги клочок земли, предназначенный для последнего приюта, причём той земли, которой они самоотверженно служили до последнего вздоха. В этом смысле знаменитый роман Айтматова для всех нас — предупреждение, некий тайный знак, указывающий, что ни под каким предлогом не надо идти на такой низкий поступок, поскольку это противоречит нашим морально-этическим устоям, национальным традициям и обычаям, без соблюдения и сохранения которых мы просто никто и ничто.

Герои Айтматова, искренние, любящие, скромные, никогда не желающие мириться с подлостью, самоотверженные и смелые, с высокими нравственными качествами навсегда вошли в сердца миллионов людей, живущих на планете Земля. Мастерство писателя, на мой взгляд, заключается в том, что он через призму обыденных вещей, событий и поступков своих героев умеет показывать читателю проблемы глобального масштаба, докричаться до сердца каждого читателя, касаясь самых глубин человеческой души. Такое ощущение, что, когда читаешь Айтматова, даже не замечаешь: сам уже находишься среди его героев, это сила авторского дара заставляет нас так глубоко погружаться в их мир.

Великое дело и святая обязанность каждого человека на его жизненном пути — донести до людей суть истины и честности, милосердия и сострадания. Проявлять уважение к людям, защищать их права и свободы, соблюдать требования и нормы Конституции и законов — важнейшие задачи должностных лиц и госорганов. Однако на деле многие обладатели должностного веса не исполняют своих обязанностей надлежащим образом, не чувствуют ответственности как перед законами, так и гражданами, а правоохранительные органы погрязли в коррупции. Не секрет, что сегодня любой, даже незначительный вопрос, начиная от детских садиков, заканчивая высшими учебными заведениями, можно решить только с помощью денег. Это, увы, стало обычным явлением.

В Конституции страны сказано: каждый гражданин имеет право на судебную защиту от любых посягательств на жизнь и здоровье, свободу, репутацию и имущество. Писатель, задумываясь о проблемах мира и бытия, задаётся вопросом: что нужно делать, чтобы люди могли жить в мире и согласии, как искоренить между ними ненависть и вражду? И способны ли сами люди на такое, готовы ли меняться? Ведь свободе человека, его праву на жизнь воспрепятствуют сами же люди, их нетерпимость к другим, нежелание идти на компромиссы в отношениях, радоваться успехам и достижениям других, алчность и т. п. Поэтому человеку всё ещё предстоит долгий путь саморазвития.

Несмотря на все предостережения нашего великого земляка, с каждым днём растёт число тех, кто в открытую, ничего и никого не стесняясь, встал на путь разбазаривания, а то и грабежа народного достояния. Это в большинстве своём госчиновники разных мастей, люди, далёкие от интеллекта и морали, с низким уровнем образования и одержимые только одним единственным желанием хапать как можно больше. Приведу только один пример: кража денег у айтматовского фонда, и за этим стоит не рядовой чиновник, а экс-вице-премьер, экс-депутат ЖК, человек безбедный, состояние которого оценивается, как пишут в СМИ, в несколько миллионов долларов!

Говоря простыми словами, этот чиновник попросту плюнул на великого Айтматова, на всех нас. Не о таких ли говорил писатель, когда писал: «Ради удовлетворения своих даже самых ничтожных потребностей человек способен на всё, и для него уже ничего святого не существует»… Это уже деградация, это преступление против Айтматова, величайшего писателя мирового уровня, и, следовательно, преступление в отношении миллионов поклонников его таланта. Это нужно расценивать как самое гнусное преступление и дать ему соответствующую правовую оценку, что люди и общественность уже справедливо сделали.

Писатель в своих произведениях ярко рассказал всему миру о национальном колорите и самобытности нашего народа, его традициях и обычаях, вдохновенно описал уникальную красоту земли кыргызской, показал трепетное отношение к матери-природе и всему живому, величаво воспел подвиг наших соотечественников на фронтах Великой Отечественной, в тылу, национальное великодушие кыргызов, благодаря чему весь мир узнал о том, что есть в одном из уголков планеты удивительный, добрый и радушный народ, называемый кыргызы.

Кстати, в повестях «Материнское поле» и «Лицом к лицу» писатель мастерски раскрыл образы подлецов — воров Жекшенкула и Исмаила. Один воровал у соседа (у тётушки Тотой), другой — и общее добро — колхозных коней. И, к сожалению, таких исмаилов и жекшенкулов не стало сегодня меньше.

В своём знаменитом романе «Плаха» писатель размышлял о том, как ограничить человека, величайшее создание Всевышнего, от стремления и жажды властвовать над подобными себе. Сытая жизь ведёт человека к плохим делам, у него появляется желание командовать другими, вершить их судьбы, а оставшись не у дел, он лезет из кожи вон, чтобы снова достичь былого могущества. Если так, то в чём истинный смысл жизни, какова цель человека в ней, и кто может ответить на эти вопросы, да ответить так, что ни у кого бы не осталось сомнения, так, чтобы, услышав ответы, стало легко и светло на душе?

Айтматов задаётся мучительным вопросом: почему человек не может достойно выполнить свою миссию и своё предназначение? Почему человек, разумное существо, идёт на преступления и тем самым заводит себя в тупик? Так же мучительно ищет он ответы на вопрос: как уберечь человека от того, чтобы он ставил свои мелкие интересы выше интересов общества? Я уверен: многие из чиновников, сидящих во власти, должным образом не читали Айтматова, иначе они знали бы о его предостережениях, задумались бы о прочитанном и стали бы другими. Да, все они слышали про него, иногда на людях даже вспоминают его произведения, но не более. Вся глубина айтматовского мира и неповторимая красота его души так и остались для них недоступными.

В фильме, снятом покойным кинорежиссёром Дооранбеком Садырбаевым по одноимённому рассказу Чингиза Айтматова «Свидание с сыном», старик Чордон не смог, да и не захотел остановить своего единственного семнадцатилетнего сына Султана, добровольно отправляющегося на фронт. А, наоборот, остался доволен его решением и выразил своё чувство гордости за сына в нескольких скупых словах: «Мой сын, всегда будь человеком, где бы ни был»… Сын не вернулся с войны.

Я и сейчас отчётливо вспоминаю пожилого фронтовика, который плакал, читая этот рассказ, опубликованный в центральной газете «Правда». Богатство и деньги никогда не станут для человека опорой в этом мире. Они преходящи, сегодня они есть, завтра их нет… Недаром говорят, богатство — дело наживное. Вечны только духовные ценности, в том числе которые несут в себе созданные гением Айтматова герои, и его мудрые человеческие истины и напутствия, вложенные в их уста выдающимся мастером слова.

Кубанычбек ОСМОНКУЛОВ,
советник юстиции 1-го класса.
Иллюстрации Анатолия Жлабовича к роману Ч. Айтматова «Плаха».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *