Main Menu

Река жизни течёт вечно

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

«Река жизни течёт вечно, и так же постоянно движутся и обновляются литература и искусство. Каждому новому поколению художников приходится решать вместе со «старыми» общечеловеческими темами проблемы современные, актуальные…» Эти слова Ч. Айтматова, обращённые к каждому новому поколению, ныне касаются нас, художников, живущих в ХХI веке, в изменившемся мире, но всё с теми же вечными проблемами, над которыми размышлял кыргызский писатель. Обновляются литература, искусство, но диалог с великим явлением духа -Чингизом Айтматовым продолжается. В этом диалоге и в нашем времени усматривается актуальнейшая тема республиканской выставки — сохранить мир.

Для Ч. Айтматова на последнем этапе его жизни сохранение мира в глобальном масштабе стало задачей задач. Все интеллектуальные силы народов и наций он готов был повести за собой, чтобы предотвратить беды ради мирного будущего. О тревогах времени писатель предупреждал во весь голос: «Надо будить совесть и ответственность каждого человека за судьбы мира!». Каким бы мир являлся сегодня, если бы люди могли всякий раз, когда беда оказалась у порога, вовремя её отводить? …Если мы не сумеем отвести нависшую над нашим общечеловеческим домом ядерную угрозу, то возможности для исправления ошибок уже не останется. С этими тревогами о будущем Айтматов жил и боролся, как только может это делать писатель-публицист, мечтающий о совершенном мироустройстве, где не будет войн, где человек должен быть счастливым, а экология планеты будет защищена от вероятных катаклизмов.

Своими заботами, раздумьями о мире Ч. Айтматов поделился с приглашёнными на Международный Иссык-Кульский форум мировыми учёными, философами, футурологами. Знаками предупреждения явились его книги «Тавро Кассандры», «Когда падают горы». В своих заметках, размышлениях, художественных произведениях мастер слова словно беседует с нами из прошлого, ненавязчиво назидая, «как быть и остаться человеком». Подготовленная Национальной академией художеств республиканская выставка, посвящённая памяти великого писателя-гуманиста, являет собой результат множественных прочтений и художественных интерпретаций любимого писателя. В течение года учебное заведение работало под знаком 90-летия Чингиза Торекуловича. Видение и понимание мира писателя в экспозиции представлено более чем в ста произведениях. Среди 90 авторов выставки — выпускники, аспиранты, молодые преподаватели, а также учителя с большим опытом преподавательской деятельности и творчества.

С большим отрядом экспонентов из Академии художеств имени Т. Садыкова к выставке присоединились члены Союза художников, заслуженные деятели искусства и народные художники А. Осмонов, Т. Курманов, лауреат премии имени Токтогула Ю. Шыгаев, известные живописцы Н. Турпанов, Ж. Матаев и другие авторы. Выставка инициирована и на всех этапах руководима президентом Академии художеств Т. Садыковым, он, как ведущий ваятель, представил портрет

Ч. Айтматова в мраморе. Выставочная экспозиция, открываемая в научно-исследовательском музее Национальной академии художеств, таким образом предстаёт своеобразным художественным форумом «Шерине». Она словно воссоздаёт живописными полотнами, графическими листами, проектом музея в родном айтматовском селе Шекер, скульптурой, декоративной керамикой образы персонажей и картину мира писателя.

Кыргызское искусство определило национальный образ мира и выработало свой способ понимания и выражения действительности, совпадающий с воззрениями прозаика Ч. Айтматова на устройство космоса, природу, порядок вещей, время, пространство (даль, ширь, край, центр, верх, низ, солнце, звёзды, свет, вода, дом, труд, общность, человек и т. д.). Эти понятия слагались в литературную структуру писателя. Ими же пользуются художники, составляя композиции произведений. Поэтику кыргызской живописи можно описывать почти в тех же соотношениях элементов модели действительности и теми же словами, что и поэтику айтматовских повестей. Это указывает на единство основных координат национального образа мира и человека в нём, на целостность кыргызской художественной культуры.

Любопытно наблюдение айтматоведа Г. Гачева, который обнаруживает, что полюсами героев Айтматова являются пространство и помещение, к которым тяготеют все бесконечные сложности, конфликты бытия. Они постоянно оказываются в открытом пространстве, а помещение служит как бы обрамлением происходящего. Все страсти, действия происходят в поле, степи, на току, сенокосе, в дороге, на перевале, у озера, у реки. Если действие происходит в помещении, то оно обязательно разомкнуто, порой несётся по степи (кабина машины, купе поезда). Самое важное происходит под открытым небом, вплоть до разговора с полем («Материнское поле»). Легко снимаемая с земли юрта выражает мироощущение кыргыза, чьё пространство доминирует над понятием времени. «Жизнь мироздания, — пишет Г. Гачев, — прямее здесь переливается в жизнь, поступки и мысли человека».

Кыргызстанские пейзажисты, так же как и Айтматов, проявляют чуткость к покрову степи, гор, травам, запахам и звучанию степного простора. Кыргыза волнует не то, на чём земля держится, а что подпирает небо, не дороги, а пути. Взгляд на вещь у кыргыза не вплотную, а с дистанции. Посмотрите на пейзажные картины отечественных художников. Верхний мир для кыргыза — отцовский (беловерхая гора Манас-ата), а поле — материнское. Сравнительный анализ изобразительного искусства и литературы открывает их поразительное единство, тем самым проявляя целостность национальной художественной культуры.

Гульчахра ТОКТОСУНОВА,
искусствовед, действительный член Национальной академии художеств имени Т. Садыкова.






Related News

«Бир дуйно» отправился в киноплавание

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ столице республики стартовал XIII международный фестиваль документальных фильмов по правах человека «Бир дуйно КыргызстанRead More

Чокморовская осень, или Вернисаж памяти

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева открылась республиканская осенняя выставка, посвящённая 80-летию народногоRead More

Добавить комментарий