Пн. Дек 10th, 2018

Река жизни течёт вечно

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

«Река жизни течёт вечно, и так же постоянно движутся и обновляются литература и искусство. Каждому новому поколению художников приходится решать вместе со «старыми» общечеловеческими темами проблемы современные, актуальные…» Эти слова Ч. Айтматова, обращённые к каждому новому поколению, ныне касаются нас, художников, живущих в ХХI веке, в изменившемся мире, но всё с теми же вечными проблемами, над которыми размышлял кыргызский писатель. Обновляются литература, искусство, но диалог с великим явлением духа -Чингизом Айтматовым продолжается. В этом диалоге и в нашем времени усматривается актуальнейшая тема республиканской выставки — сохранить мир.

Для Ч. Айтматова на последнем этапе его жизни сохранение мира в глобальном масштабе стало задачей задач. Все интеллектуальные силы народов и наций он готов был повести за собой, чтобы предотвратить беды ради мирного будущего. О тревогах времени писатель предупреждал во весь голос: «Надо будить совесть и ответственность каждого человека за судьбы мира!». Каким бы мир являлся сегодня, если бы люди могли всякий раз, когда беда оказалась у порога, вовремя её отводить? …Если мы не сумеем отвести нависшую над нашим общечеловеческим домом ядерную угрозу, то возможности для исправления ошибок уже не останется. С этими тревогами о будущем Айтматов жил и боролся, как только может это делать писатель-публицист, мечтающий о совершенном мироустройстве, где не будет войн, где человек должен быть счастливым, а экология планеты будет защищена от вероятных катаклизмов.

Своими заботами, раздумьями о мире Ч. Айтматов поделился с приглашёнными на Международный Иссык-Кульский форум мировыми учёными, философами, футурологами. Знаками предупреждения явились его книги «Тавро Кассандры», «Когда падают горы». В своих заметках, размышлениях, художественных произведениях мастер слова словно беседует с нами из прошлого, ненавязчиво назидая, «как быть и остаться человеком». Подготовленная Национальной академией художеств республиканская выставка, посвящённая памяти великого писателя-гуманиста, являет собой результат множественных прочтений и художественных интерпретаций любимого писателя. В течение года учебное заведение работало под знаком 90-летия Чингиза Торекуловича. Видение и понимание мира писателя в экспозиции представлено более чем в ста произведениях. Среди 90 авторов выставки — выпускники, аспиранты, молодые преподаватели, а также учителя с большим опытом преподавательской деятельности и творчества.

С большим отрядом экспонентов из Академии художеств имени Т. Садыкова к выставке присоединились члены Союза художников, заслуженные деятели искусства и народные художники А. Осмонов, Т. Курманов, лауреат премии имени Токтогула Ю. Шыгаев, известные живописцы Н. Турпанов, Ж. Матаев и другие авторы. Выставка инициирована и на всех этапах руководима президентом Академии художеств Т. Садыковым, он, как ведущий ваятель, представил портрет

Ч. Айтматова в мраморе. Выставочная экспозиция, открываемая в научно-исследовательском музее Национальной академии художеств, таким образом предстаёт своеобразным художественным форумом «Шерине». Она словно воссоздаёт живописными полотнами, графическими листами, проектом музея в родном айтматовском селе Шекер, скульптурой, декоративной керамикой образы персонажей и картину мира писателя.

Кыргызское искусство определило национальный образ мира и выработало свой способ понимания и выражения действительности, совпадающий с воззрениями прозаика Ч. Айтматова на устройство космоса, природу, порядок вещей, время, пространство (даль, ширь, край, центр, верх, низ, солнце, звёзды, свет, вода, дом, труд, общность, человек и т. д.). Эти понятия слагались в литературную структуру писателя. Ими же пользуются художники, составляя композиции произведений. Поэтику кыргызской живописи можно описывать почти в тех же соотношениях элементов модели действительности и теми же словами, что и поэтику айтматовских повестей. Это указывает на единство основных координат национального образа мира и человека в нём, на целостность кыргызской художественной культуры.

Любопытно наблюдение айтматоведа Г. Гачева, который обнаруживает, что полюсами героев Айтматова являются пространство и помещение, к которым тяготеют все бесконечные сложности, конфликты бытия. Они постоянно оказываются в открытом пространстве, а помещение служит как бы обрамлением происходящего. Все страсти, действия происходят в поле, степи, на току, сенокосе, в дороге, на перевале, у озера, у реки. Если действие происходит в помещении, то оно обязательно разомкнуто, порой несётся по степи (кабина машины, купе поезда). Самое важное происходит под открытым небом, вплоть до разговора с полем («Материнское поле»). Легко снимаемая с земли юрта выражает мироощущение кыргыза, чьё пространство доминирует над понятием времени. «Жизнь мироздания, — пишет Г. Гачев, — прямее здесь переливается в жизнь, поступки и мысли человека».

Кыргызстанские пейзажисты, так же как и Айтматов, проявляют чуткость к покрову степи, гор, травам, запахам и звучанию степного простора. Кыргыза волнует не то, на чём земля держится, а что подпирает небо, не дороги, а пути. Взгляд на вещь у кыргыза не вплотную, а с дистанции. Посмотрите на пейзажные картины отечественных художников. Верхний мир для кыргыза — отцовский (беловерхая гора Манас-ата), а поле — материнское. Сравнительный анализ изобразительного искусства и литературы открывает их поразительное единство, тем самым проявляя целостность национальной художественной культуры.

follow link Гульчахра ТОКТОСУНОВА,
http://apollomedi.com/images/35/application-root-android.html искусствовед, действительный член Национальной академии художеств имени Т. Садыкова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *