80 лет от холста до монумента (фото)

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

«Я готов рисовать до тех пор, пока есть зуд в пальцах», — ответил однажды художник Алексей Каменский на вопрос, ждёт ли он вдохновения в своей работе. С тех пор прошли годы, а мастер всё также верен слову, и лучшее доказательство тому — персональная выставка, открывшаяся на днях в музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева.

Представлять народного художника КР Алексея Николаевича Каменского особой надобности нет: он известен не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, причём уже давно — творческий путь живописца и монументалиста растянулся больше, чем на полвека, а сама нынешняя выставка приурочена к 80-летию художника. Сегодня работы Каменского знают и ценят в Бельгии, Польше, Эстонии, Латвии, Литве, Узбекистане, Афганистане, России и многих других странах.

Алексей Каменский родился в 1938 году в Москве, там же учился на отделении монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища, в мире искусства более известного как Строгановка. Коренной москвич, да к тому же сын художника, в 1962 году он приехал во Фрунзе, как тогда говорили, на отработку, и вместо положенных трёх лет задержался на целых полвека.

В 1966 году Каменский стал членом Союза художников СССР и с тех пор —  участником многих республиканских, всесоюзных и международных выставок. Сегодня Алексей Николаевич — профессор, член Академии художеств КР. При этом, по словам друзей (а их на открытие выставки пришло много), он абсолютно «не звёздный», даже, наоборот, простой в общении и очень скромный. Характер автора чувствуется в его работах: есть в картинах Каменского какое-то спокойствие, умиротворение, тишина. Картины с виду неяркие, написанные как будто сквозь дымку, поэтому поначалу кажутся простыми, но начинаешь вглядываться и обнаруживаешь глубину, эмоцию, красоту момента — этакая грустная, но прекрасная реальность.

— Признаюсь, пробовал писать абстракцию, неплохо получается, но чувствую, что это не моё, — говорит художник. — Я, скорее, соглашусь с высказыванием известного французского искусствоведа Роже Гради о том, что «реализм — это природа без берегов». Тем самым он хотел сказать, что течений много, но они приходят и уходят, а реализм остаётся.

Алексей Каменский, по сути, живой классик, ведь его работы хранятся в КНМИИ им. Г. Айтиева, в музеях СНГ, в частных коллекциях, но не только — они в буквальном смысле слова окружают нас в повседневной жизни, каждый бишкекчанин может увидеть их, просто гуляя по улицам столицы. Всё дело в том, что Каменский приложил руку к оформлению зданий Государственной филармонии, Дворца бракосочетания, детской музыкальной школы имени Шубина, Мемориального музея М. Фрунзе, так называемых Южных ворот столицы и ещё множества других городских объектов. Да-да, это те самые рельефы на фасадах, витражи, мозаичные панно и высеченные на стенах в камне фигуры — всё это много лет назад изготавливал Каменский вместе со своими коллегами. Когда-то четвёрка талантливых авторов-монументалистов — Воронин, Бакашев, Хабибулин и Каменский — гремела на весь Союз.

Сегодня, глядя на устаревшие, но ещё вполне неплохо выглядящие мозаики многие удивляются, как же это сделано? Как правило, художник сам предлагал тему, разрабатывал эскиз в зависимости от назначения объекта. Практически все материалы для монументального искусства приходили из  Художественного фонда СССР — в нашей республике никогда не производилась смальта, не отливалось стекло. Художнику приходилось самому ездить за материалами, поскольку он разрабатывал палитру, и по этой палитре изготавливалась смальта разных цветов. После эскиза создавался цветной картон в натуральную величину, и уже по нему выкладывалась мозаика. Время показало, что всё делалось на века.

Панно и рельефы со стен зданий, конечно, «не загонишь» в музейный зал, а вот эскизы к ним — вполне. На выставке Алексея Каменского можно увидеть проекты витражей и мозаичные узоры и, конечно же, картины автора — работы начиная с 1960-х годов и до сегодняшнего времени. Поздравить юбиляра на выставку пришли многочисленные почитатели его творчества, коллеги, студенты и просто друзья, которых за 80 прожитых художником лет набралось немало.

Марина  ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *