Main Menu

«Я не хамелеон и принципов не меняю»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Николай Байло о причинах провала социализма, перспективах российско-украинского кризиса и об отношении к Рождеству Христову

Ещё десять лет назад имя Николая Ивановича Байло было у всех на слуху: он представлял Партию коммунистов Кыргызстана в Жогорку Кенеше двух созывов — с 2000-го по 2005-й и с 2005-го по 2007 годы, в обоих руководил комитетами. В отличие от большинства нынешних и тогдашних депутатов в законопроекты вникал и на вопросы журналистов отвечал толково. Однако после Апрельской революции ЖК скоропостижно распустили, и осенью 2010 года коммунисты впервые в парламент не прошли.

— Николай Иванович, сейчас о вас почти ничего не слышно, если не считать ваших редких публикаций. Расскажите, пожалуйста, где живёте, чем заполнена ваша жизнь?

— Живу, как и раньше, в Бишкеке, где бросил якорь ещё в 1967 году. До прошлого года, когда ушла из жизни моя мама, весну, лето и осень занимался выращиванием картофеля, овощей и фруктов в селе Темен-Суу Московского района — на моей малой родине, где родился и вырос. Вёл и веду активный образ жизни. Регулярно, два-три раза в месяц, за исключением зимы, делаю в горах восхождения на высоты до 4000 метров. Зимой посещаю горнолыжные базы, городской каток, летом около месяца плаваю на Иссык-Куле. Как правило, минимум пять часов в день читаю различную литературу, смотрю все познавательные программы по TV, пишу. Занимаюсь внучками. Художественную литературу читаю мало, но всех классиков литературы открываю для себя заново. Познание окружающего мира с выходом на видение его нового обустройства — предмет моих исканий.

— Расскажите, пожалуйста, о своих корнях. Как ваш род оказался на земле Московского района, вообще в Кыргызстане?

— В 1930-е годы род Воробьёвых по маминой линии переселился из Западной Сибири в Кыргызстан. Мой отец родом из Оренбуржья, был призван в армию, дошёл до Кёнигсберга, там получил ранение, затем его эвакуировали для лечения в город Фрунзе. Здесь он встретил маму и решил остаться.

 — Это правда, что вы вышли из Партии коммунистов Кыргызстана? Когда это произошло и почему?

— Да, я вышел из Партии коммунистов Кыргызстана в 2010 году по идеологическим соображениям.

— Дело давнее, но всё же: почему после развала КПСС в Кыргызстане возникли две партии: ваша и Коммунистическая партия Кыргызстана во главе с Кларой Ажибековой? Что не поделили? И существуют ли сейчас эти партии?

— После развала СССР и КПСС у нас в республике, как и на всём постсоветском пространстве, как объективный процесс развития началось собирание, возрождение коммунистического движения. В исторические периоды, когда бывают попраны авторитеты, закономерно появляются новые личности, пытающиеся возглавить определённые группы людей. Этот процесс и демонстрировало состояние комдвижения того периода. Да, в нём присутствовали претензии на лидерство, а также различие взглядов в стратегиях и тактиках по отношению к правящим режимам. Так было и в России. Существовало два центра комдвижения во главе с Г. Зюгановым и О. Шейниным. В настоящее время в Кыргызстане функционирует Партия коммунистов Кыргызстана, в которой имеется и молодёжное крыло. Информацией о второй компартии не располагаю.

«Три заурядные личности в Беловежской пуще под винными парами решили судьбу уникального государственного образования, и 19 миллионов коммунистов промолчали. Для меня это феномен, который нужно изучать»

— Вы разочаровались в коммунистической партии — изначальной, совершившей революцию и строившей Страну Советов?

— Я не разочаровался в компартии, просто не принадлежу к категории хамелеонов, меняющих свои взгляды в зависимости от политической конъюнктуры. Во мне заложено обострённое чувство справедливости, и эта ценность не подпадает под категорию «купи-продай». Был и остаюсь твёрдо убеждённым в правоте марксистско-ленинского учения, идей социальной справедливости, закономерности смены общественно-экономических формаций.

— В одной из своих недавних публикаций вы пишете, что классики марксизма ушли далеко вперёд от своего времени. И в этом главная причина, по которой социализм оказался повержен. То есть вы считаете, что общество не было готово к общественной собственности на средства производства?

— Грандиозность экономических, социальных, образовательных, научных и военных достижений СССР под руководством КПСС неоспорима. Аналогов им не знала вся мировая история. Проблема не в том, что общество не было готово к новой форме собственности на средства производства. Ленин подчёркивал, что «марксизм не догма, а руководство к действию». И он блестяще демонстрировал этот постулат своей деятельностью: продразвёрстка, продналог, НЭП надолго и всерьёз… Чего нельзя сказать о высшем послевоенном политическом руководстве КПСС, не осилившем в своём понимании главную истину, зарубившем на корню даже начальные попытки косыгинских реформ и в итоге заявившем о построении в СССР развитого социализма, что являлось парадоксом, теоретико-политической авантюрой.

…Да, классики марксизма намного опередили своё время. Они вычленили закономерности и неизбежность смены капитализма более — подчёркиваю, более — развитой социалистической общественно-экономической формацией. Рассмотрим кратко, упрощённо понятие социализма. Это, прежде всего, наивысший по сравнению с капитализмом способ развития производственных сил и производственных отношений, включающих в себя повсеместную механизацию производств, их энерговооружённость, наукоёмкость, высокое качество продукции и на этой базе — более высокую по сравнению с капитализмом производительность труда.

Ни одним из этих показателей советский способ производства не располагал. В реальности существовали экстенсивные методы хозяйствования вместо интенсивных. И где же было в нём место развитому социализму? К пониманию марксизма как руководства к действию объективно подошли и справились китайцы, строящие свой социализм с китайской спецификой.

«Ленин был виртуозом в политике и великолепно это демонстрировал. Те, кто пришёл после него к управлению государством, так и не поняли, что марксизм-ленинизм не догма, а руководство к действию»

— Что вы думаете сейчас, с расстояния прожитых лет, о развале Советского Союза?

— Да, мои взгляды и оценка роли КПСС и советского народа претерпели изменения. Причиной выступили реакция членов КПСС на развал СССР, запрет КПСС, позиция советского народа, провозглашённого новой исторической общностью. Три заурядные личности в Беловежской пуще под воздействием винных паров приняли без всяких на то полномочий антигосударственное, противоконституционное решение, то есть совершили госпереворот, разрушили СССР, но ни 19 миллионов коммунистов во главе с генсеком и членами Политбюро, ни народные массы — «движущая сила общества» — никак не отреагировали на противоправные действия растоптавших итоги референдума, на котором более 78% населения высказались за сохранение СССР. Все эти факты красноречиво свидетельствуют о состоянии гражданской активности советского общества и его передового авангарда — КПСС. Этот феномен требует глубокого изучения.

— Есть ли будущее у СНГ? Тема должна быть очень близка вам, поскольку в начале 2000-х вы руководили парламентским Комитетом по делам СНГ.

— Помнится, в те годы на постсоветском пространстве приняли около двух тысяч праворегулирующих документов в сфере взаимоотношений стран, входивших в СНГ. Но, к сожалению, лишь незначительная доля их, да и то лишь частично, имели какое-то действие. Всё ограничивалось декларациями и не более.

Мягко говоря, завышенные претензии стран на многовекторность своей внутренней и внешней политики не позволяли сформировать и идеально наполнить содержанием новый межгосударственный институт. И даже сегодня с меньшим количеством стран, в рамках ЕАЭС, все проблемы решаются сложно и длительно.

— Как вы думаете, отношения России и Украины зашли в тупик или есть выход?

— После госпереворота в Украине они зашли в тупик. Идея «разделяй и властвуй» была бесцеремонно реализована США в формате Украины с вложением порядка $5 миллиардов и вовлечением в этот процесс так называемых стран-гарантов демократии — Германии, Франции и Польши. Всё заранее предопределили. Минские договорённости выступали в качестве дипломатической ширмы, завуалировавшей происходящее. Доминирующая технология американского миропорядка направлена на решение трёх главных задач: ослабить Россию, создать у неё в подбрюшье плацдарм враждебного государства и в перспективе разместить американскую военную инфраструктуру на её западных границах. Эти задачи успешно решаются. Ситуация переросла в формат, казалось бы, игры без правил. В действительности всё осуществляется по американским лекалам. И подвигает нас к пониманию: выход из тупика может просматриваться только при смене существующего в Украине антинародного режима.

— Ваша юность отдана комсомолу, зрелые годы — компартии. Доведись начать жить заново, пошли бы тем же путём?

— Да, моя юность отдана комсомолу, зрелые годы — компартии. Образно сошлюсь на слова известной песни: «Та заводская проходная, что в люди вывела меня». Фрунзенский станкостроительный завод имени Ленина дал мне путёвку в жизнь, а комсомол и компартия — всё, кем я сейчас являюсь. То был интересный, насыщенный трудом и исканиями путь. Я его вновь, без всякого колебания избрал бы. Но с учётом жизненного опыта внёс бы много коррективов в устройство государства, компартии и общества в целом. Это моё новое кредо.

— Что дали вам годы депутатства в парламенте?

— Годы депутатства в парламенте стали для меня своеобразным университетом. Я изучал работу госорганов, изнутри знакомился с бюрократией чиновничества, тормозящего прогрессивное движение страны, занятого лишь личным обогащением. Воочию наблюдал, как люди торговали своими принципами, если они у них были вообще. В силу своих служебных обязанностей встречался и вёл переговоры в узком кругу с президентами России, Казахстана, Молдовы, Украины, руководителями парламентов. Я горд тем, что по моей инициативе прошли переговоры с руководством Госдумы, Министерством обороны России, в итоге подписано соглашение о размещении военной базы ОДКБ в Канте в лице ограниченного контингента Вооружённых сил России. И под этим соглашением стоят подписи моя и Бориса Пастухова — председателя Комитета по делам СНГ Госдумы.

— Вам когда-нибудь пытались дать взятку?

— Да, пытались дать её за то, чтобы проголосовал за передачу Китаю части территории моей страны — Узонгу Кууш.

— Кыргызстан буквально захлёстывает волна коррупции. Несмотря на аресты, воруют и воруют. Из этого порочного круга есть выход?

— Уровень коррупции — это прямой показатель реального состояния демократии, эффективности всех ветвей власти в стране, правоприменительной практики и единообразного действия законов, а также гражданской ответственности населения. В нашей стране все эти показатели находятся ниже нулевой отметки. При существующей системе борьба с коррупцией — бой с ветряными мельницами.

— Ваш день рождения приходится на начало января. А поскольку он почти совпадает со встречей Нового года, в семье Байло есть какие-то традиции в связи с этим? Или Новый год отмечаете, а на день рождения сил не остаётся?

— Никаких особенных традиций в семье по поводу праздников и дней рождений нет. К Новому году обычно украшаем ёлочку, накрываем праздничный стол с бутылкой шампанского, приходят дочь с зятем и внучкой. Вот и всё. Никаких излишеств, особенных застолий нет и на дни рождения, всё очень скромно.

— Всю эту неделю православные христиане празднуют Рождество. Конечно, коммунистическая идеология не признавала существования Бога. Но времена изменились, многие пересмотрели свои взгляды. Как вы относитесь к Рождеству Христову?

— Моё отношение к Рождеству Христову зиждется на восприятии религии как глубочайшего исторического культурного пласта, веками наработанного человечеством. Обратите внимание, как перекликаются моральные ценности в Десяти заповедях Христа с Моральным кодексом строителя коммунизма. По содержанию они во многом схожи, за исключением атеистической составляющей. Религия объединяла и объединяет народы, особенно в годы испытаний. Бытует мнение, что перед битвой под Москвой Сталин дал указание облететь на самолёте с иконой Божьей Матери позиции наших войск под Москвой. К Рождеству Христову отношусь с пониманием и уважением.

— Спасибо за интервью. Пусть всё у вас будет хорошо в наступившем году.

Кифаят АСКЕРОВА.






Related News

Главное — верховенство закона

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintМы продолжаем серию материалов, приуроченных к 30-летию независимости Кыргызстана. Взглянуть на путь, пройденный нашей странойRead More

Армейские будни глазами министра

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint1 февраля этого года Указом Президента С. Жапарова  «О дальнейших мерах по развитию системы управления ВооружённымиRead More

Добавить комментарий