Main Menu

На дороге выживает сильнейший?

В большинстве городов мира, садясь за руль, водитель становится членом негласного водительского братства. В любой ситуации на дороге он может рассчитывать на поддержку и уважительное отношение к себе со стороны других водителей. То, что творится на дорогах Бишкека, братством назвать сложно. Водители вместо проявления дружеской взаимопомощи часто выплёскивают друг на друга агрессию и хамство, иногда конфликты вспыхивают буквально из ничего.

На днях знакомый рассказал историю. Возвращался вечером домой, на въезде в микрорайон дорогу ему перекрыл автомобиль, на просьбу подвинуть машину водитель сначала не реагировал, потом стал кричать и угрожать, а потом, когда на дороге уже образовался затор из-за его машины, набросился на моего знакомого с кулаками. «За что, спрашивается?» — так и не понял тот, ведь после того, как «псих» выплеснул агрессию, он просто сел в машину и уехал. Заявление в милицию знакомый писать не стал, хотя запомнил и марку, и номер машины — но нет веры ни в справедливость, ни в милицию. Просто теперь каждый раз по дороге домой тяжело вздыхает, проезжая злосчастный поворот.

Истории конфликтов на дороге в последнее время появляются всё чаще. Только на прошлой неделе бишкекчане обсуждали появившееся в соцсетях видео, на котором водители троллейбуса и автобуса на Южной магистрали избивают друг друга. Видео сняла пассажирка троллейбуса, на чьих глазах разворачивалась эта драка. А уж сколько в Интернете снятых на видеорегистратор сюжетов, где две машины вдруг останавливаются посреди дороги и водители начинают колотить друг друга, и не сосчитать. Культура вождения превратилась в бои без правил.

Откуда столько агрессии у нынешних автолюбителей? Психолог одной из столичных автошкол Любовь Ким так прокомментировала это явление:

— Агрессия сегодня затрагивает все области жизни людей — и в семье, и в коллективе, во многих проявлениях. То, что мы видим на дорогах, — всего лишь часть, небольшой наиболее заметный «кусок» жизни. Но очень показательный. На мой взгляд, основная причина вспышек агрессии — ощущение безнаказанности. Когда человек знает, что ему за его поведение ничего не будет. Безнаказанность порождает возможность повторения. Сошло с рук один раз, сошло второй раз — снимается внутренний барьер, появляется вседозволенность, человек уже считает, что так можно делать.

Кроме того, у каждого из нас есть внутренний цензор, который говорит, как нам действовать в той или иной ситуации. В Бишкеке налицо низкая культура вождения, отсутствует водительская этика. Если в других странах существует водительское братство, то у нас водительская бравада — сознательное пренебрежение установленными правилами, желание показать свою «силу». У нас на ситуацию очень влияет окружающее мнение. Подраться, напасть на другого человека считается нормальным, не осуждается. Если ты так не делаешь, значит, ты слабый. К большому сожалению, в Бишкеке это стало практически нормой.

Агрессивное поведение — это форма реагирования на ситуации, вызывающие стресс. Когда на дороге все напряжены, все в стрессе, все опаздывают, и проявляется агрессивное поведение. Всё начинается с оскорбления, мелкий инцидент перерастает в серьёзный конфликт, возможно, в драку. У нас обругать проезжающего мимо незнакомого водителя — вообще лёгкое дело. На дороге у людей появляется чувство анонимности, им кажется, что можно делать всё что угодно. Поэтому иногда за рулём люди теряют человеческий облик.

Вот такое мнение. Выходит, не зря говорят, что все болезни от нервов. Общество больно, и агрессия на дорогах — печальное тому подтверждение.

Ещё одно наблюдение работников автошкол состоит в том, что люди, по характеру не склонные к конфликтам, часто становятся агрессивными водителями. Обычно такое превращение происходит после покупки дорогой иномарки по принципу «из грязи в князи», дорогая машина придаёт смелости, и водитель сам себе подсознательно даёт разрешение на неадекватное поведение — он же теперь «крутой».

Впрочем, у автолюбителей на этот счёт своё мнение. Вот что рассказал мне водитель с 20-летним стажем Алексей:

— Причина агрессивного поведения за рулём — состояние нашего общества. Счастливый, довольный жизнью человек ведёт себя ровно, дружелюбно. А когда у тебя проблем много, денег мало, да ещё и все вокруг нервные — отсюда конфликты и скандалы, и на дороге в том числе. Если сравнивать нас и Европу в плане агрессии за рулём, то это небо и земля. Там люди довольны жизнью, поэтому спокойные.

С ним не согласен другой бишкекский автолюбитель Тилек, тоже с большим стажем вождения, он считает, что водители везде, в любой стране одинаковые, но согласен, что дорога — это зеркало нашего общества.

— Посмотрите, из кого состоит транспортный поток? — говорит Тилек. — Это же не зал кинотеатра, допустим, и не музей, где собирается определённая аудитория. Мы думаем, что рядом с нами в других машинах едут адекватные и воспитанные люди. Но это то, как мы хотим видеть ситуацию. А на самом деле так думать неправильно. В машинах едут разные люди, представители разных слоёв общества. Разные по интеллекту, по образованию. И мужчины, и женщины, и нервные, и спокойные. Едут, например, домой с работы, у кого-то всё хорошо, а кого-то, допустим, начальник-козёл отругал, и человек злой едет, и малейший повод провоцирует его на конфликт. Мы все разные. Поэтому не надо удивляться агрессивному поведению.

Странная логика, на мой взгляд, ведь так можно найти оправдание даже убийце — вдруг у него в день убийства настроение плохое было? Раз мы живём в обществе, то, чтобы не превратиться в дикарей, должны соблюдать принятые в обществе законы.

Психологи утверждают, что сделать человека более агрессивным может даже сам факт вождения машины. Какой-нибудь профессор философии или воспитательница в детском саду на работе могут быть спокойными людьми, а на дороге вдруг превращаются в «психов», точнее агрессоров, с точки зрения психологии — становятся самими собой. Пробки, конфликты, стрессовые ситуации провоцируют людей на то, что из нас выходят наружу наши скрытые агрессивные черты характера. Кстати, многие психологи считают, что поведение на дороге часто маскирует скрытые проявления сексуальной агрессии. Если у человека не всё в порядке с «этим делом», то он выплёскивает свои комплексы и недовольство на других с помощью проявления агрессии. Задумайтесь об этом в следующий раз, когда увидите какого-нибудь «психа» за рулём.

Всё же одна из главных причин неадекватного поведения водителей — хаос на наших дорогах. Плохие дороги, пробки, неработающие светофоры, гололёд, грязь. Водители сами друг друга провоцируют, не умея себя вести. Правила дорожного движения на самом деле знает от силы половина участников этого движения. Тотальное неуважение друг к другу, в итоге — конфликты, драки, беспредел. Хаос у нас воспринимается как должное, а ведь в некоторых странах получить наказание можно даже за слишком выразительные эмоции или неприличные жесты. В Германии, например, водителя могут наказать даже за высунутый язык, а в Японии водителям надо ездить с величайшей аккуратностью, чтобы не обрызгать пешехода, иначе придётся платить штраф. В Кыргызстане о таком уровне культуры пока можно только мечтать.

Накопленное недовольство жизнью, масса житейских проблем — всё это требует выхода, нужен только повод. И за рулём он всегда находится — накопленное раздражение выливается на окружающих. Если вы попали в такую ситуацию, постарайтесь не проявлять ответную агрессию. Кто-то же должен повести себя как нормальный взрослый человек. Пусть это будете вы.

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото из Интернета.






Добавить комментарий