Main Menu

Диалоги о религии и демократии

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В столице состоялся круглый стол, на котором прошла презентация аналитических докладов о национальных ценностях как факторе создания общегражданской идентичности и роли СМИ в освещении религиозных вопросов.

В диалоге приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, эксперты Евросоюза, сотрудники Госкомиссии по делам религий, министерств культуры, информации и туризма, образования и науки, МВД, госагентств по делам молодёжи, физкультуры и спорта, местного самоуправления и межнациональных отношений, представители международных организаций и НПО, теологи и эксперты. Участники заседания также обсудили предложения и рекомендации, выработанные в результате проведённых исследований для лиц, принимающих решения.

О результатах исследования по теме «Национальные ценности как фактор создания общегражданской идентичности» рассказала исследователь проекта, проректор по науке и инновациям Академии труда и социальных отношений при Федерации профсоюзов КР Мээрим Субанбекова. Она сообщила, что исследование рассматривало формирование общегражданской идентичности в двух городах страны — Бишкеке и Оше — через призму пяти сфер, связанных с кыргызскими этническими ценностями: самоопределение, госязык, праздники, традиции и национальная одежда. Авторы исследования искали ответы на вопрос, а смогут ли эти ценности послужить как нечто объединяющее всех жителей КР, независимо от их этнической, религиозной и национальной принадлежности. Их выбор сфокусировался на названных городах, потому что именно в них происходят наиболее активные изменения в понимании и практиках идентичности. Было также важно сравнить города из двух исторических и культурно развивающихся регионов: севера и юга. Всего было опрошено 200 респондентов (по 100 в каждом из городов) и проведено 24 глубинных интервью.

Результаты показали, что во всех пяти сферах национальные ценности выходят на первый план: национальность важнее гражданства и религии при само-определении, кыргызским языком владеют лучше, чем русским, национальные традиции важны для 73% и соблюдаются (или частично соблюдаются) 90% респондентов, национальные/ религиозные праздники важнее государственных и советских, и 68% ответивших носят (или иногда носят) кыргызскую национальную одежду. Исследование также выявило существенную разницу между двумя городами: национальные ценности более важны для жителей Оша, нежели для бишкекчан. Южная столица в этом плане продолжает оставаться более традиционной.

В итоге авторы анализа приходят к выводу, что сохранение кыргызских национальных ценностей и распространение кыргызского языка могут послужить объединению населения республики. Однако при этом весьма важно следить за тем, чтобы такая традиция не привела к росту национализма.

Сегодня в Кыргызстане наблюдается значительное повышение роли этнического фактора в общественных процессах. Речь идёт об идеологии различных движений, связанных с отставанием культурной, языковой, этнической и религиозной идентичности. Согласно этнопсихологическому словарю, национальные ценности — это совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. На вопрос «Кто вы?» большинство респондентов (42%) в первую очередь определили себя как кыргызы, узбеки, русские и т. д. Гражданство (кыргызстанец) было второй по важности идентичностью (27%), а религия — третьей (23%). Интересно, как отметила М. Субанбекова, что в Бишкеке больше людей определило себя по национальности, чем в Оше. Скорее всего, это связано с последствиями этнического конфликта 2010 года и чувствительностью данной темы. В южной столице гражданство, религия и социальный статус были более важными маркерами идентичности.

Что касается языка, то оба города в прошлом были локациями, где проживало большинство русскоязычного населения. На сегодня картина полностью поменялась. На кыргызском языке свободно говорят 62% респондентов, а на русском только 46%. Причём существует большая разница между городами. В Бишкеке лучше говорят на русском, а в Оше — на кыргызском. Почти три четверти респондентов считают национальные традиции, обычаи важными и 9 из 10 респондентов соблюдают их полностью или хотя бы частично. Больше их соблюдают ошане, в то время как Бишкек является как бы более «современным» мегаполисом. Самыми главными праздниками являются Курман айт и Орозо айт. С одной стороны, это традиционно исламские праздники, и многие отмечают их именно как религиозные. В то же время их можно считать и национальными, поскольку они празднуются почти всеми семьями, включая нерелигиозные. За ними по важности следуют национальные государственные даты, связанные с гражданской идентичностью: День независимости, День госязыка и День Конституции. Потом идут менее официальные праздники — Нооруз и День калпака, всё менее популярными становятся советские праздники: День защитника Отечества и Всемирный день женщин. В Оше более популярны национальные религиозные праздники, а в Бишкеке — все остальные.

Если в прошлом надевать национальную одежду в городах считалось признаком отсталости, то нынче тренды весьма изменились. Появилось много новых брендов, производящих популярную национальную одежду, и теперь носить калпаки, чапаны, тюбетейки становится вполне нормальным: 40% респондентов носят национальную одежду и 28% делают это иногда. Опять же, на юге национальная одежда более популярна, чем на севере страны. В заключение М. Субанбекова сообщила основные рекомендации, которые авторы исследования предлагают по его результатам. Исследование показало, что государству необходимо предпринять усилия для укрепления и упрочения положительных трендов в популяризации национальных ценностей. В эпоху глобализации они являются гарантами сохранения уникальности национальной культуры, традиций, обычаев и языка. Государству следует также поощрять интерес молодёжи к национальным языкам, праздникам, одежде и т. д. Однако очень важно следить за тем, чтобы такая траектория не привела к росту консерватизма и национализма. Нужно вести работу по позиционированию национальных ценностей в контексте глобального культурного разнообразия и изменений, связанных с развитием науки, современных технологий и инноваций. Настоятельно необходимо, чтобы национальные ценности стали основой для положительного поступательного роста общества, а не силой, которая будет тянуть его назад в прошлое.

Затем результаты исследования о роли СМИ в освещении вопросов религии и построении конструктивных диалогов о религии и демократии участникам встречи за круглым столом презентовала доцент кафедры международных отношений и общественных дисциплин Восточного университета имени М. Кашгари Роза Дуйшеева. Она сообщила, что для изучения проблемы проведён всесторонний контент-анализ публикаций веб-сайтов отечественных СМИ, а также полевое исследование, включающее экспертно-глубинные интервью и массовое анкетирование населения в Бишкеке и Оше. Главный вывод, сделанный в итоге: налаживание конструктивного диалога о религии и демократии возможно при активном содействии государства и гражданского общества, а также при адаптации современных журналистских моделей с учётом исторических этапов становления отечественной прессы, национальных и традиционных ценностей народов Кыргызстана. Спикер отметила, что после обретения независимости в стране наблюдается рост интереса к религии, одним из показателей которого является резкое увеличение численности религиозных организаций. В этой связи возрастает роль СМИ в формировании общественного мнения по вопросам религии. Именно они могут выступать как фактор поддержания стабильности в общественных отношениях. Вместе с тем СМИ могут играть и потенциально негативную роль.

Проект включил в себя кабинетное и полевые исследования. Кабинетное состояло из контент-анализа трёх отобранных электронных (онлайн) СМИ: КТРК, «Азаттык» и 24.kg. Полевое включило в себя интервью с экспертами и массовый опрос более 400 респондентов в Бишкеке и Оше, К анкетированию привлечены активные пользователи интернет-ресурсов, прежде всего, студенты и представители академического сообщества. На сайте «Азаттык» есть специальная рубрика «Религия», где материалы выходят один-три раза в неделю. Агентство придерживается принципов светскости и демократии и чаще других СМИ привлекает экспертов по религиозным проблемам. При подготовке материалов соблюдаются нормы Этического кодекса журналиста КР. Авторы стараются не просто сообщать о проблемах, но и досконально их изучить. К недостаткам публикаций относится несоблюдение статей 10 и 17 Этического кодекса. Читателей сайта оказалось больше в Оше (около 20%), чем в Бишкеке (3%).

Что касается КТРК, то в целом на веб-сайте преобладают новостные публикации. доля аналитики — всего 29,7%, что, по мнению исследователей, свидетельствует о невысоком уровне компетентности журналистов в вопросах религии.

Большая часть проанализированных публикаций сайта касается государственной политики в религиозной сфере, что связано со статусом самого СМИ. У веб-сайта 24.kg нет отдельной рубрики на тему религии, она освещается через аналитические статьи в других разделах и материалах, основанных на результатах различных исследований. Большинство публикаций нейтральны, их авторы придерживаются принципа баланса мнений. Основная часть публикаций — новостные, но встречаются и сообщения аналитического рода, которые учитывают мнения экспертов. Информацию по теме религии на этом сайте получают лишь 4% опрошенных респондентов.

Большинство респондентов анкетирования (63%) получают информацию о религии из интернет-ресурсов. Оценка ими освещения исследуемой темы названными выше агентствами по пятибалльной шкале на предмет их открытости, нейтральности, грамотности и конструктивности показала, что больше всего респонденты ценят публикации сайта 24.kg (4,6 балла), затем следует «Азаттык» (4 балла) и только 3,7 балла выпадает на долю КТРК. Отношение респондентов к роли СМИ по взаимодействию религии и демократии весьма противоречивое. Только 4% опрошенных не считают СМИ причиной конфликта между светским и религиозным обществами, большинство же либо видят прямую (24,7%), либо возможную (48,5%) связь.

В глубинных интервью журналисты отметили, что процедура подготовки материалов основана на общих стандартах и принципах журналистики. Тем не менее агентства отличаются друг от друга в серьёзности подхода к своим выступлениям. К примеру, в «Азаттык» работает теолог, и материалы готовят в среднем один месяц. В то же время журналисты чаще пишут статьи просто на основе пресс-релизов различных институтов. Другие авторы гоняются за сенсационностью, дабы повысить рейтинг своего СМИ, и зачастую без серьёзных оснований используют такие термины, как «экстремизм». «фанатизм», «терроризм», которые будоражат настроения общества. Журналистов, освещающих тему религии и являющихся специалистами в этой области, мало (4,5% от общего числа). Дабы решить эту проблему, некоторые СМИ проводят обучающие тренинги и семинары. У каждого СМИ есть своя позиция в религиозной проблематике. «Азаттык» делает упор на сохранение светскости, а авторы КТРК ставят акцент на государственную политику в сфере религии. По вопросу зависимости СМИ от госорганов мнения опрошенных разделились. Одни журналисты считают, что журналистика должна быть над госполитикой и влиянием политических сил. Другие же полагают, что сегодня СМИ напрямую зависят от политики государства, особенно те, кто создаёт материалы на основе пресс-релизов госорганов.

Р. Дуйшеева подчеркнула, что результаты исследования показали ключевую роль интернета в распространении информации на религиозную тему. Поэтому то, как СМИ освещают её, играет важную роль. Журналисты это понимают, и всё же есть разница между тем, как они видят освещение проблемы, и как на самом деле большинство представителей масс-медиа делают это в своих публикациях. Авторы исследования полагают, что СМИ имеют большой потенциал положительного влияния на построение конструктивного диалога о религии и демократии, но необходимо много усилий, чтобы этот потенциал полноценно реализовать. Основной вывод, который делают исследователи, таков: СМИ должны подходить к освещению религиозных проблем непредвзято, объективно, честно и деликатно, особенно рассказывая о конфликтах.

Журналисты также должны уделять внимание достоверности информации, изучать и использовать международный опыт освещения вопросов религии. Оратор также предложила включить в законодательную базу положение об обязательном наличии отдела по освещению религиозных проблем в редакциях местных СМИ, которые освещают мероприятия, связанные с религией и убеждениями. А органам госвласти, международным и религиозным организациям, гражданскому и академическому сообществу авторы исследования предлагают оказывать активную поддержку и содействие СМИ в построении конструктивного диалога о религии и демократии, быть доступными и открытыми в процессе подготовки и публикации журналистами материалов по религиозным вопросам. Сами же СМИ должны налаживать сотрудничество не только с государством и гражданским обществом, но и с религиозными организациями.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Related News

Идеология?!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ нашем селе Куланак сильно интересуются идеологией. Некоторые из моих земляков озвучили свои мысли, участвовалиRead More

Конструктивный диалог согласию помог

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПроект «Конструктивные диалоги по религии и демократии» успешно реализован Госкомиссией по делам религий, общественным фондомRead More

Добавить комментарий