ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

С чувством выплаченного долга


Министерство финансов обнародовало цифры государственного долга КР (внешний + внутренний). Так, по итогам января 2023 года, общий показатель превысил $5 млрд 600 млн (свыше 485 млрд 100 млн сомов). Таким образом, за месяц уровень госдолга вырос на $52,96 млн. Сможем ли мы его выплатить в полном объёме и в срок? Как идёт процесс погашения задолженности? Насколько мы платёжеспособны? В правительстве говорят, что волноваться не стоит.

 

По данным Минфина, внешний долг составляет $4 млрд 520,67 млн (389 млрд 455,89 млн сомов), внутренний — $1 млрд 110,39 млн (95 млрд 660,52 млн сомов). В процентном выражении — 52,33% от ВВП.
Больше половины (50,3% внешнего долга) составляют многосторонние займы — $2 млрд 273,5 млн. Ещё $2 млрд 193,16 млн (48,5% внешнего долга) страна должна в рамках двусторонних льготных кредитов. Из них 39,5% занимает задолженность Экспортно-импортному банку КНР, которая по итогам января 2023 года составила $1 млрд 785,7 млн.

 

В январе-феврале текущего года расходы бюджета на обслуживание госдолга оценивались в
4 млрд 129,2 млн сомов. На выплаты по внешнему долгу пришлась большая часть суммы —
2 млрд 514,9 млн сомов. На погашение внутреннего госдолга направили 1 млрд 614,3 млн сомов.

 

 

Долги вернём, но постепенно

 

«У нас есть возможность погасить долг хоть сейчас», — заявил в конце февраля председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров. Однако, по его словам, при досрочной выплате увеличатся проценты, и это предусмотрено в договоре. Так, они могут составить не два процента, а больше. Поэтому выплату лучше проводить по графику, для этого у нас есть возможность погашать все долги к установленным срокам, объяснил глава Кабмина.

 

Чёрная полоса мировой экономики последних лет началась с пандемии COVID-19, которая разорвала все логистические цепочки. Глобальный карантин закрыл многие привычные каналы поставок, что на нашей стране, ориентированной на импорт, отразилось весьма болезненно. Доля импорта в нашем внешнем торгово-экономическом балансе колеблется от 70 до 80%. На то влияют несколько факторов, среди которых близость с Китаем, откуда идёт основной товарный поток. Относительная дешевизна изделий и отсутствие добавленной стоимости на нашей территории дали о себе знать в постпандемийный период. Плюс ударная волна санкций по касательной задела и нашу экономику. Мы находимся в одном экономическом союзе с Россией и Беларусью, на которые пришёлся основной санкционный удар Запада. Всё это причинило немало вреда, но не сказалось критично на платёжеспособности перед кредиторами.

 

 

Используй то, что под рукой

 

В отношении Кыргызстана Всемирный банк прогнозировал снижение роста ВВП на 5%, а рейтинговое агентство Moody’s и вовсе ставило отрицательную оценку — 1%. Но негативные сценарии не оправдались, напротив, удалось преодолеть планку в 7% роста. Во многом этому способствовало резкое наращивание объёмов взаимной торговли со странами ЕАЭС, СНГ и на основе двусторонних отношений. В этом направлении была проделана большая работа, в том числе в части фискальных реформ.

 

Правительство также использовало техническую помощь российской стороны. Без введения новых налогов — попросту начали собирать те налоги, которые уже предусмотрены, но по каким-то причинам не собирались на протяжении десятилетий. За счёт внутренних резервов консолидированный бюджет достиг 503 млрд сомов ($ более 6 млрд). Это позволило резко увеличить государственные расходы. В том числе увеличить зарплаты, пенсии и пособия. Таким образом удалось как минимум сохранить покупательскую способность населения и поддержать экономику.

 

Почти 30 лет мы пытались то пересмотреть условия распределения прибыли от «Кумтора», то национализировать это месторождение. И вот наконец оно перешло в ведение нашей страны, как следствие, снизился экспорт золота. Сейчас почти весь драгметалл, который добывается на «Кумторе» и других месторождениях, скупается через Нацбанк. Всё это для того, чтобы в столь сложный период государство имело подушку безопасности в виде валютных резервов.

 

 

Кризис: время потерь и возможностей

 

2022 год оказался сложным для всех стран, для Евразийской пятёрки особенно. Потому что это экономический союз, а инфляция была большая. Кыргызстан не исключение — 15 с лишним процентов. Что правительство с этим планирует делать?

 

Как уже говорилось, к сожалению, мы сильно зависим от импорта. Можно даже сказать, что у нас и инфляция импортируемая. Скажем, если цены на нефть, от которой зависит наша экономика, повышаются, то и цены на все остальные товары идут вверх. Правительство вроде бы предусмотрело пакет антикризисных мероприятий. Если раньше они просто оставались на бумаге, то сейчас мы их насытили финансовыми ресурсами. Практически 128 млрд сомов было выделено, в том числе большая часть на обеспечение продовольственной безопасности нашей страны, чтобы социально значимые товары были в достатке.

 

 

Сегодня у нас, по заверению Кабмина, имеется достаточное количество и пшеницы, и муки, и растительного масла с сахаром. Всё это добро вовремя закупил и хранит Фонд госматерезервов, иногда делая продовольственные интервенции. Это дало возможность отчасти регулировать цены на рынках.
Спекулянты, играющие на резких ценовых перепадах, возможно, и рассчитывали на получение сверхдоходов, но не вышло, ибо государство оказалось одним из крупных игроков на рынке.

 

Вот что по этому поводу заявил Акылбек Жапаров: «Ряд этих мер позволил нам вкупе с Национальным банком инфляцию и макроэкономическую ситуацию в Кыргызстане стабилизировать на приемлемом уровне. Именно из-за этого мы подняли зарплаты, пенсии и пособия, зная заранее, что будет всплеск роста цен и это очень больно ударит по социально уязвимым слоям населения. Например, дети-сироты получали всего 2000 сомов. Мы подняли на 300% — до 6000 сомов. Перед нами стоит задача ещё больше увеличить выплаты. Инвалидам на 200% подняли: было 4000 сомов — стало 8000. Я думаю, это на какой-то момент сгладило инфляционный удар по социально уязвимым слоям нашего населения. Инфляция была контролируемая, хотя и импортируемая, где-то 15,8% была инфляция. Мы её не боимся, так как инфляция в пределах контролируемых двузначных цифр. Если она не перескакивает за 20%, то она помогает расти экономике. Единственное, мы должны вовремя компенсировать социально уязвимым слоям населения рост цен на социально значимые товары».

 

 

Срочно требуется инвестор

 

Сейчас нам крайне нужны иностранные инвестиции и чистый экспорт. Рядом с нами — Китай, не так далеко — Индия. Совокупный рынок составляет более 3 млрд человек, чуть меньше половины населения Земли.

 

Правительство заверяет об открытости и способности обеспечить стабильные условия ведения бизнеса. В Кыргызстане нет ограничений ни по ввозу, ни по вывозу валюты и золота. Ограничены только рамками
ЕАЭС — нужно декларировать суммы более $10 тыс. при вывозе капитала. Налог на прибыль 10%, НДС — 12%, подоходный налог — 10%. Других нет. В финансовой сфере отсутствует НДС: банки начисляют только налог на прибыль. В целом в стране одни из самых либеральных налоговых, валютных режимов и доступность к азиатским рынкам. И если раньше выдавали гарантии Минфина только для государственных инвестиций, то сейчас и для государственно-частного партнёрства, и для частных инвесторов.

 

В ходе форума IBIF — 2023, касаясь инвестиционного климата республики, замдиректора Нац-
агентства по инвестициям Жалын Жэналиев рассказал, что рост экономики Кыргызстана в 2021 году составил 6,2%, а в 2022 году — 7%. Это значит, что после кризисного периода экономика страны набрала крейсерскую скорость. Кыргызстан имеет выгодное географическое положение с выходом на рынки ЕАЭС и Китая. Он также напомнил, что в приграничных районах действуют пять свободных экономических зон, а компаниям-экспортёрам и импортёрам предоставляются особые таможенные льготы: «компании, работающие в этих зонах, могут ввозить, хранить, производить или продавать товары на территории зоны без уплаты налогов и таможенных пошлин».

 

В агентстве отмечают, что субъекты СЭЗ могут реализовывать товары из свободной экономической зоны на внутренний рынок Кыргызстана при условии, что их продукция подверглась значительной переработке на территории зоны. По словам замдиректора, членство в ЕАЭС открывает широкие возможности в плане динамичной региональной интеграции и увеличения притока прямых иностранных инвестиций, а также увеличения товарооборота за счёт более крупного рынка в 188,7 млн человек.

 

Из вышесказанного напрашивается следующее резюме. Действительно, в договорах внешнего займа детально прописываются все условия. В том числе возможности досрочного погашения и отсрочки выплаты. Исходя из этого и высчитываются проценты. Посему проще и выгоднее выплата по графику. Благо, условия позволяют: некритичный уровень инфляции, наличие продовольственных резервов, достаточный золотой запас и привлекательный инвестиционный климат не позволят стране скатиться в долговую яму. По крайней мере, так заявляют финансовые власти.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 14:54, 24-03-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова