Main Menu

Долг молодца — Чтить мать и отца!

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Семья в кыргызском обществе испокон веков имела приоритетное значение, являясь точкой опоры всего народа. Но если уж чада лишаются опеки, на помощь приходят меценаты.

1992 год. Страшная трагедия постигла тогда поселок Толук, который был стерт с лица земли разрушительной стихией. В результате землетрясения погибли 53 человека. Но что примечательно — не осталось ни одного осиротевшего ребенка! Как же это возможно? Дело в том, что всех детей, в одночасье лишившихся отцов и матерей, тут же приютили, взяв под надежную опеку, их сородичи. Они свято чтили старое правило  — в дружном родовом альянсе никто не должен оставаться без присмотра, всем гарантированы кров, поддержка, что бы ни случилось… Подобная взаимовыручка проявилась и после схода оползня в айыле Согот, природного катаклизма в селе Нура, бедствий в других местностях. Один за всех и все за одного  — таков постулат и завет предков!

В союзе прочном
Мужа и жены
Должны быть равны
Обе стороны.
Джалаледдин Руми

Кыргызский этнос, сформировавшийся из орхоно-енисейских групп и местных тянь-шаньских племен, в ходе своего развития укрепил собственную культуру и впитал множество традиций соседних народов. В итоге выкристаллизовался самобытный институт брака и семьи, воспитания детей, укрепления внутриобщинных контактов.
Многие исследователи Азии, в числе которых Семенов Тян-Шанский, Пржевальский, Абрамзон, Бартольд, Валиханов, Радлов, Бернштам и другие, всегда подчеркивали царивший в стране Ала-Тоо культ взаимовыручки. Друг друга держались крепко!
Тысячелетняя летопись кыргызской государственности  помнит все: взлеты и  падения, триумф побед и горечь поражений,  военные  походы и бай-манапские  распри,  власть каганов и бунты бедноты. Естественно, с течением времени  менялись  и  нормы общего жития,  а  также нормы семейного бытия.
Еще  в  начале  ХХ  века  в   глубинке страны Ала-Тоо встречались большие патриархальные группы, объединявшие  под одним тюндюком семьи главы  рода,  его  братьев,  сестер,  детей,  внуков  и  правнуков.  Они  вели  совместное хозяйство, подчинялись единым требованиям, ели из общего котла и вместе отстаивали интересы клана.

Дом, где много детей,
Как базар беспокойный.
Дом бездетных людей,
Как могила — спокойный.
Среднеазиатская мудрость

Известный  эпизод  из  эпоса  о  Манасе Великодушном свидетельствует, какое  огромное  значение   придавалось извечному идеалу скотовода-кочевника — наличию здорового потомства. Особенно наследников, которые приумножили  бы  род  и  его  благосостояние.
Вот как изливает свою мечту по сыну Джакып-хан, когда узнает наконец, что наступил момент родов у его старшей жены:

Когда сказали Джакыпу:
«Твоя байбиче родит»,
Бай Джакып, плача,
растерялся,
Ревя и плача, заголосил:
«Не имея ребенка, я похудел,
Если бы хоть один мальчик бегал,
Просветлело бы мое сердце!
Не имея верблюжонка, я согнулся,
Горько, плача, я ходил, сгибаясь».

А  в  завещании  хана Кокетея своему приемному сыну Бокмуруну говорится:

Если взятая им супруга
не родит сына,
Если после умершего
не будет наследника,
Без хозяина останется скот,
Некому будет поделить
наследство…

Оттого и многоженство среди коренного населения отмечалось. Просто в стародавнюю пору  мультисупружество было основой успешного контроля над большим хозяйством и залогом процветания, вот в чем причина.
Помимо этого, у кыргызов сохранились свои особенности, касающиеся как добрачных отношений, так и ритуалов сватовства и помолвки, размеров приданого, взаимных визитов родичей брачующихся, вручения подарков, свадебного пира и форм благословления, конно-спортивных игр и прочих забав, сопровождавших торжества, нюансы со статусом молодоженов в обществе, факторы заботы о подрастающем поколении и многое другое.

Ты мать с отцом
заботою порадуй
И их любовь ты одари
наградой!
Жусуп Баласагын

После присоединения Туркестанского края к царской России стали появляться семьи нового типа — малые, индивидуальные ячейки общества. Причем как среди знати, сельскохозяйственной буржуазии, так и среди пролетариата, крестьянства, мелких частников, интеллигенции. Сей процесс с установлением советской власти, широкой коллективизацией народного хозяйства, индустриализацией экономики, культурными реформами и распространением новой идеологии лишь усилился. Возник прообраз  привычной  нам ныне семьи.
Но, к сожалению, все течет, все меняется. Современные реалии сильно отразились на укладе семей, взглядах на ячейку общества, имущественном положении, переосмысливании нравственных ориентиров. Большую роль сыграли процессы урбанизации и  глобализации, а также вестернизации отношений.
Увы, все чаще в детские приюты попадают чада представителей титульной нации, чего ранее не наблюдалось. Схожая картина в домах престарелых и учреждениях для бездомных. Некогда добрая практика родоплеменной солидарности теперь зачастую забывается. Молодежь же, отрываясь от корней, люмпенизируется, подвергается пагубному влиянию наркотиков и алкоголя, культу наживы  и разврата, становясь питательной почвой для ростков социального напряжения и разгула криминала…
Но все-таки есть, есть выход из ситуации! Он связан с активизацией благотворительных фондов, готовых не только словом, но и делом помочь сохранить нам генофонд нации. Одним из самых эффективно действующих сообществ является «Хьюмэн Эппиэл интернэшнл». Эта гуманитарная структура акцентирует свое внимание на положении детей из социально уязвимых семей, формируя позитивное отношение к акциям милосердия и поддержки нуждающегося населения.
В священный месяц Рамазан члены филиала сформировали целый караван продовольственной помощи обездоленным жителям Кыргызстана. Акция началась с отдаленного Аксыйского района Джалал-Абадского края. Затем он направился в Нарынскую, Иссык-Кульскую, Таласскую области. А завершится в Чуйской долине и непосредственно в Бишкеке. Бедным семьям раздадут муку, сахар, чай, растительное масло, рис и макароны.
Кроме того, планируется открытие фельдшерско-акушерского пункта в Тонском районе, а также компьютерное оснащение средней школы в Ат-Башинском районе. Напомним, что ранее данная организация возвела и оборудовала помещение центра группы семейных врачей в Кадамджайском районе Баткенской области.
Благодаря такой инициативе сохраняется надежда, что, несмотря на все катаклизмы, мы сумеем уберечь свою суть, костяк и дух этнического самосознания, одним из проявлений которого и является институт семьи и брака. Задача государства в том, чтобы, принимая помощь благих людей, сохранить рациональное ядро избранных вековых традиций с целью обеспечения благополучия семей будущего Кыргызстана. И отрадно, что это стало главным лейтмотивом для Президента Алмазбека Атамбаева при принятии решения объявить 2012-й Годом семьи, мира, согласия и взаимного прощения.

Канат ИБРАЕВ.






Related News

Апрель: революция надежды и возрождения

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintСегодня Кыргызстан отмечает государственный праздник — День народной Апрельской революции.

Чужих детей не бывает

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров ознакомился с условиями проживания и оказываемой помощью детям, возвращённым из Ирака.

Добавить комментарий