Main Menu

“…А караван идет”

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Социальную защиту  детей, лишенных родительского попечения, осуществляют  в первую очередь Минсоцразвития, Минобраз и Минздрав.  Их важнейшие задачи, выраженные в Стратегии развития социальной защиты населения нашей страны на 2012-2014 гг., — деинституционализация  детских интернатных учреждений, возврат  детей  в родную либо приемную семью.  Решение  задачи обеспечивается действиями правительства, которым  утверждены Положение о приемной семье, стандарты    условий жизни  приемного ребенка, предусмотрены денежные средства на  воспитание  ребенка  в семье  и  оплата труда  приемных родителей, что, несомненно,  расширяет  круг  желающих  принять в семью   ребенка из детдома. К сожалению, о моральном  стимулировании приемных родителей авторы  положения забыли. Нет ни слова и о  юридической ответственности родителей.

Если умудренный житейским опытом читатель и найдет план мероприятий по реализации cтратегии, надеясь узнать о деинституционализации, к примеру, Ак-Сууйского или другого детского дома и о возврате детей к родным или приемным мамам и папам, то его, к сожалению, ожидает глубокое разочарование. Ничего подобного в этом важном документе нет.
А что есть? Есть таблица, в которой запланировано «внедрение механизма института приемных (фостерных) семей». Ожидаемый результат внедрения —  «обеспечение прав детей на семейное окружение». Назван исполнитель мероприятия — Управление по развитию социальных услуг семье и детям Минсоцразвития.
Предположим, местные органы соцразвития, следуя требованиям положения о приемной семье, отобрали, обучили супругов сорока семей, каждая из них может принять трех ребят, а вместе — сто двадцать детишек. Это позволит приступить к их передаче, к примеру, из Ак-Сууйского детского дома в готовые приемные семьи. Но дело в том, что он находится в системе Минобраза. Как здесь-то быть?

На простой вопрос  и ответ простой
Вспомним, план мероприятий предусматривает разработку проекта постановления правительства об образовании координационного совета по социальной защите населения и положения об этом самом координационном совете.
С другой стороны, правительство обязывает министерства и ведомства «принять меры по реализации стратегии» и разработать ведомственные планы ее реализации, возлагает на их руководителей персональную ответственность за ее «своевременное исполнение».
Безусловно, такие планы есть, но они не взаимосвязаны и требуют согласования. Кроме того, множественность соисполнителей стратегии требует координации их деятельности и определения конкретного ответственного госоргана. Таким координирующим и ответственным органом госуправления является Минсоцразвития.

Мы сами с усами
Чтобы система «Минсоцразвития — Минобраз, Минздрав, Минфин» заработала в направлении деинституционализации детских домов и передачи детей в кровные или приемные семьи, персональной ответственности министров перед премьером недостаточно. Необходимы активные координирующие действия Минсоцразвития. Увы, его чиновники координировать боятся. Они предпочитают более «мягкую» формулировку: министерство «координирует работу совместно с заинтересованными государственными органами…». Но координация — это деятельность, и ее субъектом в нашем случае выступает Минсоцразвития, его руководитель. Он просто обязан координировать работу «заинтересованных государственных органов».
Кстати, министерские чиновники боятся не только этого, их пугает необходимость разработки государственной политики. Они же предпочитают, как следует из положения, не разрабатывать, а «осуществлять» государственную политику. Хотя закон обязывает министерства делать и то, и другое. Пора, уже давно пора восстанавливать, поощрять, прививать руководству министерств и ведомств вкус к инициативной работе. И начать с министра соцразвития, назначив его вместо вице-премьера председателем координационного совета.
Есть и другой вариант координации действий заинтересованных министерств. Можно создать из их специалистов с привлечением представителей некоммерческих организаций межведомственное подразделение для управления процессом деинституционализации и демобилизации детей из учреждений интернатного типа. Его деятельность послужит гарантией осуществления государственной политики в части реализации права ребенка-сироты на жизнь в семье.
Отпадет и надобность в отборе специалистов из некоммерческих и международных организаций, действующих в сфере защиты прав ребенка. В стране их немного, и все они известны.
Привлекает внимание постановление правительства, которым оно обязывает ряд министерств и ведомств осуществлять шефство над детскими домами и школами-интернатами. Это практика времен партийно-советской власти. Она противоречит государственной политике деинституционализации детских учреждений и созданию вместо них приемных семей, готовых к воспитанию детей-сирот и ребят из малообеспеченных семей. В то же время такие «шефы» могут содействовать деинституционализации прикрепленных к ним детских учреждений общего профиля.
Министерству молодежи, труда и занятости, например, сам Бог велит проявить инициативу и разработать совместно с Минсоцразвития план деинституционализации и возврата детей Ак-Сууйского детского дома, шефом которого министерство является. Это будет своеобразный пилотный проект, который покажет над- и подводные камни реализации права детей на жизнь в семье.

Рекомендации
правозащитников:

сколько можно и как долго?
Не думаю, что многочисленные правозащитные организации, работающие в сфере защиты прав детей, не требовали незамедлительного создания приемных семей и перевода в них ребят из интернатных учреждений. Молодежная правозащитная группа и Лига защитников прав ребенка с 2000 года провели несколько мониторингов защиты прав детей в детдомах и каждый раз в той или иной форме предлагали их деинституционализацию.
Мало того, в 2009-2010 годах эксперты вновь прошлись по детским домам. И снова пришли к единому мнению: детей нужно вернуть в родные либо приемные семьи. Обстоятельные отчеты были направлены и в правительство, и в парламент, и в президентскую администрацию, и в соответствующие министерства и ведомства. Но что бы там они ни видели, ни писали, ни говорили, ни предлагали власть предержащим, а караван идет: не только сироты, но и дети при живых родителях продолжают пополнять детские дома, и количество последних растет. А за ворота детских приютов каждый год выходит группа уже не детей, а молодых людей, часть которых, как утверждает статистика, не сможет адаптироваться в обществе, станет людьми без определенного места жительства и, того хуже, может заняться проституцией или влиться в криминал.
Нельзя сказать, что власти совсем уж глухи к предложениям защитников прав детей. Кое-какие подвижки есть. На общественных слушаниях, проходивших недавно в парламенте, министр соцзащиты доложил о нелегкой ситуации, сложившейся в сфере соцзащиты населения, и упомянул о разработке положения о приемной семье.
Там же прозвучала и другая «новость», ставшая уже привычной: денег на реализацию стратегии катастрофически не хватает. Минфин обещал их изыскать. Но результатом «изыскательских работ» должны стать не столько деньги, сколько признание социальной бесперспективности финансирования детских учреждений интернатного типа. Чиновники должны наконец обратить внимание на «черную дыру» в нашем скромном госбюджете. Важнейшими условиями ее ликвидации служат организация работ по передаче детей в приемные семьи и постепенное прекращение деятельности интернатов.
Действительно, для государства, в котором 46% детей живут за чертой бедности, самый злободневный вопрос — нехватка денег. Но это не значит, что к возврату ребят в родную либо приемную семью нельзя приступить уже в этом году. Ничто не мешает представительству ЮНИСЕФ в Кыргызстане или другой международной организации выделить небольшой грант для подготовки и реализации проекта «Приемные родители». Цель такой инициативы очевидна: отбор и всесторонняя подготовка родительских пар к работе с приемными детьми. К тому моменту, когда в бюджете «появятся» деньги, во всех районах будут находиться семьи, готовые принять детей как из детдомов, так и не испытавших прелестей детдомовской жизни.
Время мониторингов миновало. Пришла пора подготовки приемных семей, ликвидации легальных условий, «сдачи» детей в детские интернатные учреждения. Спасательным кругом для родителей, «терпящих бедствие», должен быть не детский дом, куда можно пристроить ребенка, а приемная семья. Но сколько лет понадобится Минсоцразвития, чтобы вернуть детдомовских ребят в приемные семьи? Вот вопрос. И в стратегии нет ответа.

Г. ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Related News

«Невозможное — возможно, а возможное -должно!» Е. Поливанов

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНемногие из учёных, занимающихся проблемами сравнительного языкознания и мечтающих о создании «общей грамматики всех языков,Read More

«Имя Бишкек баатыра, не угасая, прошло через века

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров принял участие в открытии памятника Бишкек баатыру, имя которого носит столица страны.Read More

Добавить комментарий