Main Menu

«Народ ждёт стабильности от президентской формы правления»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Мы продолжаем обсуждать новый вариант Конституции Кыргызстана, за которую предстоит проголосовать в ближайшие дни. Об особенностях и перспективах этого документа рассуждает Болот Малабаев, независимый эксперт, докторант юридического факультета КНУ им. Ж. Баласагына.

— Конституционная реформа все годы суверенитета у нас идёт перманентно. Первый вариант Основного закона мы приняли 5 мая 1993 года, и по счёту у нас сейчас пройдёт референдум по десятому варианту Конституции.
Необходимость принятия нового проекта Основного закона очень важна, потому что мы меняем форму правления. За все годы независимости в Кыргызстане существовала только полупрезидентская модель власти в различных её вариантах. А вообще, в мире действуют три модели: президентская, она применяется в США; парламентская и полупрезидентская, это прежде всего Франция. У нас работал в основном последний вариант. В эпохи правления А. Акаева и К. Бакиева, когда они ограничивали власть парламента, нарушалась система сдержек и противовесов между ветвями власти, а полномочия президентов при этом максимально расширялись. По ныне действующей Конституции от 2010 года страна перешла на французскую модель, в ней предусмотрены и сильный президент, и сильное правительство, и сильный Жогорку Кенеш. Но эта модель для Кыргызстана оказалась неудачной, поскольку у нас жёсткий принцип разделения властей не приживается. Всё время действует правило 1+3: президент, доминирующий над тремя ветвями власти. Вот и в последнее десятилетие было принято, что глава страны вмешивается в деятельность остальных ветвей власти, но в то же время полностью не отвечает за проводимый курс. Нынешняя конституционно-правовая реформа приведёт к тому, что в Кыргызстане появится президентская форма правления, не чисто американская, а с нашими особенностями, исходя из отечественных реалий. В новом варианте Конституции, по которому должен пройти референдум, предлагается президентская форма правления, где глава государства полностью отвечает за исполнительную ветвь власти. А это обеспечивает управляемость государственного аппарата. Плюс вводится сильный парламент с определёнными властными полномочиями: это и представительский характер, и законодательные полномочия, и контрольные функции. Заложены и принципы сильной, независимой судебной власти.
Что важно для Кыргызстана на данном этапе, так это обеспечение эффективности работы всей вертикали исполнительной власти. Несколько десятилетий реформ привели к обнищанию народа. То, что при последнем референдуме население проголосовало за президентскую форму правления, говорит, что оно ждёт стабильной власти, проведения реальных экономических реформ.
С 2010 года сменилось восемь составов кабинетов министров, экономического роста страна не достигла, внешний долг вырос в разы. Инвестиций оказалось крайне мало. И главная беда в том, что инвесторы не получают реальных гарантий от государства, что их вложения окажутся защищены законом. Поэтому для нас так важна жёсткая вертикаль власти, управляемая на всех уровнях государственной системы. Это хорошо и для простого человека, и для развития экономики, и для привлечения зарубежного капитала.
Тем более что в новом варианте Конституции заложены антикоррупционные нормы. Например, в пункте 6 статьи 2 говорится о запрете влияния на свободу выбора избирателей с использованием запрещённых законом финансовых, административных и иных ресурсов. В статье 4 говорится о запрете государственным и муниципальным должностным лицам осуществлять действия, создающие условия для коррупции. В эту же статью включены нормы конституционно-правовой ответственности за подобные действия представителей органов госвласти, местного самоуправления и должностных лиц. Это в будущем поспособствует созданию эффективного антикоррупционного законодательства.
Если обратиться к правам и свободам гражданина, то и в нынешней редакции Конституции они хорошо защищались, отвечали всем международным стандартам. А в новом варианте Основного закона они дополнены и учитывают наши реалии и специфики. Например, из-за трудовой миграции страдают дети, которые остаются практически без надзора взрослых. Поэтому в проект Основного закона включены нормы о важности сохранения семейных ценностей, забота о несовершеннолетних и престарелых гражданах.
Судебная ветвь власти вызывала все последние десятилетия критику из-за коррупции, принятия неправовых решений. В варианте новой Конституции заложена возможность сделать судебную систему по-настоящему независимой. Например, воссоздаётся Конституционный суд. После 2010 года в рамках правовой реформы КС упразднили и создали Конституционную палату Верховного суда. Теперь Конституционный суд воссоздаётся, и это правильно. После Второй мировой войны во всех странах мира создана конституционная юстиция. Это квазисудебный орган, который защищает конституционные права и свободы граждан. КС разрешает споры о компетенции между органами власти, занимается толкованием норм Конституции, занимается поправками к Конституции, даёт заключение по международным договорам, которые подписывает страна. Такие договоры могут нести в себе угрозы. С 2010 года Кыргызстан заключил ряд не самых удачных инвестиционных проектов, которые не сработали и ввергли страну в зависимость от взятых кредитов. Если бы в своё время была проведена правильная оценка таких проектов, мы бы смогли избежать многих негативных моментов.
Также новый проект Основного закона предусматривает усовершенствование системы по отбору судей. До этого в Совете по отбору судей самих работников Фемиды было меньшинство, а большинство — это представители гражданского общества. Теперь решено изменить это количественное соотношение. В новом варианте вводится самостоятельность судебных органов власти и их независимость от несудебных, чтобы никто не давил на судей, имеется судебное самоуправление: это и съезд судей, и совет судей, и пленум Верховного суда. Предусматриваются иммунитет судей и судейская неприкосновенность, финансовая независимость. Всё направлено на то, чтобы работники Фемиды чувствовали себя защищёнными в вынесении правовых решений. А независимые суды прежде всего влияют на инвестиционную привлекательность страны.
Конечно, идеальной Конституции никогда не создать, но очень важно, на мой взгляд, что документ предусматривает последующую доработку и изменения норм Основного закона. Поэтому в нём дана возможность законодательным путём в будущем внести то, чего потребует жизнь.
Дмитрий ОЗЕРОВ.






Related News

На старте перед выборами

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintЗавершилось выдвижение кандидатов от политпартий для участия на повторных выборах депутатов Бишкекского, Ошского и ТокмокскогоRead More

Выборы завершились. Да здравствуют выборы!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintСтоличная ТИК отменила итоги выборов в Бишкеке, ранее ЦИК признала недействительными результаты голосования в ОшеRead More

Добавить комментарий