ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Вдохновлённые столицей


Новая живописная экспозиция в мемориальном Доме-музее имени Ольги Мануйловой названа «Мой город», и это отнюдь не случайно, поскольку выставка посвящена 145-летию столицы Кыргызстана.

 

 

Представленные на ней изобразительные работы органично и выразительно объединяют традиционное национальное мировидение и современный художественный контекст. Произведениям отечественных художников, участвующих в выставке, присущи поэтическая метафора, индивидуальные философские размышления и эмоциональные переживания. Тема экспозиции одна, но воплощают её все живописцы по-разному.

 

Ключевой темой авторы нынешней выставки выбрали образ Бишкека, имеющий важное значение в жизни и культуре Кыргызстана и его народа. Все произведения посвящены столице и написаны в разных стилевых формах, начиная от реализма и заканчивая современными направлениями. В выставленных композициях на городскую тему Андрея Зотова («Воскресенский собор», «Старая церковь в Дубовом парке», «Розовый дом на Дзержинке», «Осень в Дубовом парке», «Осенние аллеи») чувствуется лирическая натура человека — не только художника, но и музыканта. В то же время реализм его полотен отражает мастерство той самой «старой школы», где всё находится в гармонии, где чувствуется стремление к качеству работы, качеству образов. Его картины — это интуитивная живопись, реализм, который окружает всех нас, и красоту которого мы зачастую не замечаем. Идеи для его композиций подкидывают окружающая жизнь и природа большого Бишкека.

 

На выставке «Мой город» представлено свыше 30 живописных картин и композиций. Авторы их преданны живописи, профессионально изучают отношения тени и света, раскрывают сложность и богатство палитры, стараются тщательно выстраивать композиционные ритмы и акценты. В станковой живописи в полной мере раскрывается и завидный талант Жылдызбека Жунушева («Дом на Дзержинке», «Жёлтый дом», «Улица Тоголока Молдо») и его способность к созданию ярких и выразительных по колориту композиций, национальных по духу и методу художественного воплощения. В работах Ж. Суйунбекова («Театр оперы и балета», «Утро», «Промзона», «Полдень») и Сыдыкалы кызы Арууке (диптих «Городской пейзаж») живописная ткань строится авторами через геометрию линий, красок, плоскостей и пятен. Подвижность цветовой гаммы создает эффект многослойной мозаики, колористической энергии, раскрывающей ценность самой живописи.

 

Выставка, названная «Мой город», в своём кратком и ёмком определении отображает стремление её участников выразить сущность их творческих поисков — почувствовать, понять, остановить ускользающие мгновения в сложном ритме жизни большого и родного города. Бесконечная череда городских впечатлений — как важных, так и незначительных — оставляет в сознании художников впечатляющий след, требующий фиксации на холсте. Так рождаются композиционные сюжеты, намеренно не событийные, где действие либо отсутствует, либо разворачивается неспешно и размеренно.

 

Герои и образы представленных в экспозиции картин У. Чоюбекова («Карагачёвая роща», «Кукольный театр», «Городская трава», «Сейил», «Центральная мечеть»), Ж. Бердикеева («На бульваре Эркиндик», «Зимний вечер», «Осень», «Оттепель») органично вписываются в среду, сливаясь и растворяясь в ней. Главенствуя в пространстве полотен, они являются частью городского мира Бишкека, где нет ничего неважного и незначительного. В творческом постижении человека и среды авторы работ улавливают и передают пребывание в изображённом ими на картине моменте. При кажущейся второстепенности именно человек или его отсутствие становятся ключевым смыслообразующим элементом композиции картины.
Художники, составившие экспозицию «Мой город», как бы запечатлевают столичный «портрет места» (залитая солнцем улица, погружённые в тень памятники или здания, снег на крыше старинного дома, редкие прохожие на улице, безмолвные аллеи Карагачей, старый подъезд, фрагменты стены здания с птичьей клеткой на балконе. Каждое изображённое на полотнах пространство оставляет своё лицо и состояние, выражая гармонию и умиротворённость, тихую задумчивость и одиночество, печаль или вдохновение. Повторяющимся мотивом живописных работ стали окна — то захватывая центр композиции, то смещаясь на периферию холста.

 

Этот момент привносит в композицию собственную дополнительную геометрию полос и клеток из рам и стекла. Окна, впускающие в комнаты и помещения зданий стремительно врывающийся мир столицы, усиливают остроту впечатления от изображённого на выставочных картинах. Представленные на выставке «Мой город» произведения — сложный материал, это картины, сотворённые из цвета и света, наблюдений и впечатлений, ассоциаций и мечтательного покоя, призваны и создают в зрителях ощущение личного присутствия в полюбившихся им уголках такого знакомого и близкого всем нам Бишкека.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 15:49, 03-05-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова