Main Menu

КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Мы, народ Кыргызской Республики, исходя из права самостоятельно определять собственную судьбу; в целях обеспечения верховенства права, справедливости и равноправия; утверждая основы подлинного народовластия; храня верность традициям предков, следуя заветам Манаса Великодушного жить в единстве, мире и согласии, в гармонии с природой; утверждая права и интересы народа Кыргызской Республики; выражая непоколебимую волю к сохранению и укреплению государственности; подтверждая приверженность к защите, уважению прав и свобод человека и гражданина; признавая общечеловеческие принципы и ценности; стремясь к социальной справедливости, экономическому благосостоянию, развитию образования, науки и духовности; чтя память героев, отдавших свою жизнь за свободу нашего народа; осознавая ответственность за свое Отечество перед нынешними и будущими поколениями, принимаем настоящую Конституцию.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

ГЛАВА I.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1
1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) — независимое, суверенное, демократическое, унитарное, правовое, светское и социальное государство.
2. Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию.
3. Кыргызская Республика самостоятельно проводит внутреннюю и внешнюю политику.
4. Народ Кыргызской Республики — носитель суверенитета и единственный источник государственной власти.
5. Народ Кыргызстана составляют граждане всех этносов Кыргызской Республики.
6. От имени народа Кыргызской Республики вправе выступать Президент и Жогорку Кенеш.

Статья 2
1. Самостоятельное определение основ конституционного строя является суверенным правом народа Кыргызской Республики.
2. В Кыргызской Республике народовластие основывается на принципах принадлежности всей полноты власти народу, защиты прав и свобод человека и гражданина, свободного и реального доступа к управлению делами государства и общества.
3. Граждане Кыргызской Республики осуществляют свою власть непосредственно на выборах и референдумах (всенародное голосование), а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов Кыргызской Республики.
4. Выборы и референдумы проводятся на основе свободного, всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Правом избирать обладают граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.
5. На референдум могут быть вынесены законы и другие вопросы государственного значения. Порядок проведения референдума устанавливается конституционным законом.
6. Запрещается влиять на свободу выбора избирателей, используя запрещенные законом финансовые, административные и иные ресурсы.
Статья 3
1. Территория Кыргызской Республики в пределах ее границ целостна и неприкосновенна.
2. В целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы.

Статья 4
Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:
— верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Президентом и Жогорку Кенешем;
— разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;
— открытости государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществления ими своих полномочий в интересах народа;
— разграничения полномочий и функций государственных органов и органов местного самоуправления;
— запрета государственным и муниципальным должностным лицам осуществлять действия (бездействие), создающие условия для коррупции;
— конституционно-правовой и иной ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц перед народом.

Статья 5
1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части.
2. Не допускаются действия, направленные на насильственный захват и незаконное удержание государственной власти, присвоение полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Узурпация государственной власти — особо тяжкое преступление.

Статья 6
1. Настоящая Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.
2. Конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом.
4. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов является обязательным условием вступления их в силу.
5. Закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Статья 7
1. Народный Курултай — общественно-представительное собрание.
Народный Курултай как совещательное, наблюдательное собрание дает рекомендации по направлениям общественного развития.
2. Организация и порядок деятельности Народного Курултая определяются Конституцией и конституционным законом.

Статья 8
1. В Кыргызской Республике могут создаваться политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения для реализации и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.
2. Политические партии содействуют многообразному выражению политического волеизъявления различных социальных слоев и групп общества.
3. В Кыргызской Республике запрещается:
1) формирование и функционирование партийных организаций в государственных и муниципальных учреждениях, организациях; осуществление государственными и муниципальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется вне служебной деятельности;
2) членство военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и судей в политических партиях, их выступление в поддержку какой-либо политической партии;
3) создание политических партий на религиозной и этнической основе, преследование религиозными объединениями политических целей;
4) создание объединениями граждан военизированных формирований;
5) функционирование политических партий, общественных и религиозных объединений, их представительств и филиалов, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой, межнациональной и религиозной розни.
4. Политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности.
Статья 9
1. В Кыргызской Республике никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.
2. Религия и все религиозные культы отделены от государства.
3. Запрещается вмешательство религиозных объединений, священнослужителей и служителей культов в деятельность органов государственной власти.

Статья 10
1. Средствам массовой информации гарантируется право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления, их распространение, право на свободу выражения мнений.
2. Цензура в Кыргызской Республике не допускается. Средства массовой информации свободны и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.
3. Информационная безопасность в Кыргызской Республике охраняется государством.
4. В целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа Кыргызской
Республики, могут ограничиваться законом.
5. Перечень мероприятий, подлежащих ограничению, и перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации устанавливаются законом.

Статья 11
1. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и военных целей.
Вооружённые Силы Кыргызской Республики формируются на принципах самообороны и оборонительной достаточности.
2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызской
Республики и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение по каждому случаю отправления частей Вооруженных Сил Кыргызской Республики за пределы территории Кыргызской Республики принимается Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.
3. Использование Вооруженных Сил Кыргызской Республики для решения внутригосударственных политических задач запрещается.
4. Кыргызская Республика стремится к сосуществованию с другими государствами на принципах согласия и справедливости, взаимовыгодного сотрудничества, мирного решения глобальных и региональных проблем.

Статья 12
Чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация и военное положение в Кыргызской Республике вводятся в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией и законами.

Статья 13
1. Кыргызский язык — государственный язык Кыргызской Республики.
Порядок применения государственного языка определяется конституционным законом.
2. В Кыргызской Республике в качестве официального используется русский язык.
3. Представителям всех этнических групп, образующих народ Кыргызской Республики, гарантируется право на создание условий для сохранения, изучения и развития родного языка.

Статья 14
1. Кыргызская Республика имеет государственные символы — Флаг, Герб, Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом.
2. Город Бишкек — столица Кыргызской Республики.
Города Бишкек и Ош являются городами республиканского значения. Статус городов республиканского значения определяется законом.
3. Национальной денежной единицей Кыргызской Республики является сом.

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 15
1. В Кыргызской Республике в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. Право наследования гарантируется.
Изъятие имущества, помимо воли собственника, допускается только по решению суда в установленном законом порядке.
Изъятие имущества для общественных и государственных нужд, определенных законом, осуществляется по решению суда путем предоставления справедливого и предварительного обеспечения возмещения стоимости этого имущества и убытков, причиненных в результате отчуждения имущества.
3. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, (национализация) производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.
4. Кыргызская Республика защищает собственность своих граждан и юридических лиц, а также свою собственность, находящуюся на территории иностранных государств.
5. Памятники историко-культурного наследия, архитектурные, археологические объекты и находки являются государственной собственностью и особо охраняются законом.

Статья 16
1. Земля, её недра, воздушное пространство, воды, леса, пастбища, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Кыргызской Республики.
2. Земля и природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызской Республики; для сохранения единой экологической системы и устойчивого развития они находятся под контролем и особой охраной государства.
3. Земля, за исключением пастбищ и лесов, может находиться в частной и муниципальной формах собственности.
Земля не может находиться на праве частной собственности иностранных граждан и юридических лиц с иностранным участием.
4. Гарантии защиты прав собственников земли определяются законом.

Статья 17
1. Кыргызская Республика создает условия для развития различных форм экономической деятельности и защищает интересы национальной экономики.
2. Направления экономического и социального развития Кыргызской Республики отражаются в национальных программах.
3. Государство гарантирует защиту инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности в порядке, определяемом законом.

Статья 18
1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает доходы и расходы государства.
2. На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 19
1. Государство заботится о благосостоянии народа и его социальной защите.
2. Кыргызская Республика обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, охрану труда и здоровья.
3. Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, обеспечивает гарантии государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защиты.

Статья 20
1. Семья — основа общества. Семья, отцовство, материнство и детство находятся под охраной общества и государства.
2. Уважение и забота об отце, матери — священный долг детей.
3. Дети — важнейшая ценность Кыргызской Республики. Государство создает условия, способствующие разностороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, их гражданско-патриотическому воспитанию.

ГЛАВА III.
ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ
ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА

Статья 21
1. Государство заботится о развитии культуры народа Кыргызстана, сохраняя обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека.
2. Почитание старших и уважение к младшим — священная традиция народа.
3. Государство охраняет историческое, материальное и духовное наследие народа Кыргызстана.
4. Государство обеспечивает межэтническое и межконфессиональное согласие.

Статья 22
1. Развитие общества и государства опирается на научные исследования, современные технологии и инновации.
2. Государство поддерживает все виды и формы образования в образовательных организациях независимо от форм собственности.
Государство заботится о каждом обучающемся, качестве обучения и повышении статуса педагогических работников.
Государство финансирует и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности государственных образовательных организаций.
3. Государство содействует развитию науки, научно-творческому развитию, научно-технологическим достижениям, открытиям, инновациям и изобретениям.
Государство финансирует и поддерживает научные учреждения и организации, реализует стратегию их развития.
4. Государство обеспечивает аттестацию научных и научно-педагогических кадров, способствующих научно-техническому прогрессу.
5. Национальная академия наук Кыргызской Республики, основываясь на принципах преемственности и научного прогресса, координирует направления в сфере фундаментальных и прикладных наук.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ПРАВА, СВОБОДЫ
И ОБЯЗАННОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Статья 23
1. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было.
Права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской Республики. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Такие ограничения могут быть введены также с учетом особенностей военной или иной государственной службы. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям.
3. Запрещается принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.
4. Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод человека в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией.
5. Не подлежат никаким ограничениям установленные Конституцией права и свободы человека.
6. Не подлежат никаким ограничениям установленные Конституцией гарантии запрета.

Статья 24
1. Кыргызская Республика обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, защиту их прав и свобод.
Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.
Лица, допустившие дискриминацию, несут ответственность в соответствии с законом.
Не являются дискриминацией специальные меры, установленные законом и направленные на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп в соответствии с международными обязательствами.
2. В Кыргызской Республике все равны перед законом и судом.
3. В Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

ГЛАВА II. ЛИЧНЫЕ ПРАВА
И СВОБОДЫ

Статья 25
1. Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Посягательство на жизнь и здоровье человека недопустимо. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Смертная казнь запрещается.
2. Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других лиц от противоправных посягательств в пределах необходимой обороны.

Статья 26
1. Семья создается на основе добровольного вступления в брак мужчины и женщины, достигших установленного законом брачного возраста. Брак не допускается без согласия двух лиц, вступающих в брак. Брак регистрируется государством.
2. Забота о детях, их воспитание в равной мере являются правом и обязанностью как отца, так и матери. Трудоспособные, совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях.
3. Супруги имеют равные права и обязанности в браке и семье.

Статья 27
1. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
2. В Кыргызской Республике действует принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.
3. Ответственность за обеспечение необходимых для развития ребенка условий жизни возлагается на каждого из родителей, опекунов и попечителей.
4. Государство заботится, воспитывает и обучает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 18 лет. При этом им создаются условия для получения бесплатного начального, среднего и высшего профессионального образования. Им оказывается социальное обеспечение.

Статья 28
1. В Кыргызской Республике не допускаются рабство, торговля людьми.
2. Запрещается эксплуатация детского труда.
3. Запрещается принудительный труд, кроме случаев войны, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, а также в порядке исполнения решения суда.
Не считается принудительным трудом привлечение к военной, альтернативной (вневойсковой) службе.

Статья 29
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту чести и достоинства.
Человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно.
2. Никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности.
3. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений. Ограничение этих прав допускается только в соответствии с законом и на основании судебного решения.
4. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом.
5. Каждому гарантируется защита, в том числе судебная, от неправомерного сбора, хранения, распространения конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека, а также гарантируется право на возмещение материального и морального вреда, причиненного неправомерными действиями.

Статья 30
1. Каждый имеет право на неприкосновенность жилища и иных объектов, находящихся у него в собственности или ином праве. Никто не может проникать в жилище и иные объекты против воли человека, в пользовании которого они находятся.
2. Производство обыска, выемки, осмотра и осуществление иных действий, а также проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускаются лишь на основании судебного решения.
3. В исключительных случаях, предусмотренных законом, обыск, выемка, осмотр и осуществление иных действий, проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускаются без судебного решения. Законность и обоснованность таких действий подлежат рассмотрению судом.
4. Гарантии и ограничения, установленные настоящей статьей, распространяются также на юридические лица.

Статья 31
1. Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Кыргызской Республики.
2. Гражданин Кыргызской Республики имеет право свободно выезжать за пределы Кыргызской Республики и беспрепятственно возвращаться. Ограничение права выезда допускается только на основании закона.
Право граждан Кыргызской Республики на беспрепятственное возвращение не подлежит никаким ограничениям.

Статья 32
1. Каждый имеет право на свободу мысли и мнения.
2. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати.
3. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него.
4. Запрещается пропаганда национальной, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде или насилию.

Статья 33
1. Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом.
2. Каждый имеет право на ознакомление в государственных органах, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе.
3. Каждый имеет право на получение информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
4. Каждому гарантируется доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Порядок предоставления информации определяется законом.

Статья 34
1. Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания.
2. Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
3. Каждый вправе свободно выбирать и иметь религиозные и иные убеждения.
4. Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных и иных убеждений или отказу от них.

Статья 35
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.

Статья 36
Каждый имеет право на свободу объединения.

ГЛАВА III.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

Статья 37
1. Граждане Кыргызской Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
2. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.
3. Граждане Кыргызской Республики имеют равные права, равные возможности при поступлении на государственную гражданскую и муниципальную службу, продвижении в должности в порядке, предусмотренном законом.
4. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения.
5. Каждый имеет право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны предоставить обоснованный ответ в установленный законом срок.
6. Граждане имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также получать информацию о фактически расходуемых средствах из бюджета.

Статья 38
Граждане Кыргызской Республики, имеющие иное гражданство, не вправе занимать политические и специальные государственные должности. Данное ограничение может быть установлено законом и для других государственных должностей.

Статья 39
1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний. Никто не может быть принужден к участию в собрании.
2. В целях обеспечения проведения мирного собрания каждый вправе подать уведомление в государственные органы или органы местного самоуправления.
3. Организаторы и участники мирных собраний не несут ответственности за отсутствие уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдение формы уведомления, его содержания и сроков подачи.
4. Организация и порядок проведения мирных собраний определяются законом.

ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

Статья 40
Каждый имеет право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, результатами своей деятельности.
Статья 41
Каждый имеет право на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом.

Статья 42
1. Каждый имеет право на свободу труда, распоряжаться своими способностями к труду, на выбор профессии и рода занятий, охрану и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также право на получение оплаты труда не ниже установленного законом прожиточного минимума.
2. Каждый имеет право на отдых.
3. Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и оплачиваемый ежегодный отпуск, а также иные основные условия осуществления права на отдых определяются законом.
4. Граждане имеют право на забастовку. Порядок и условия проведения забастовок определяются законом.

Статья 43
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинское страхование. Условия медицинского страхования определяются законом.
2. Государство создает условия для медицинского обслуживания каждого и принимает меры по развитию государственных, муниципальных, частных и иных организаций здравоохранения.
Государство создает необходимые условия для работников медицинских организаций и обеспечивает их социальную защиту.
3. Граждане имеют право на бесплатное пользование сетью государственных организаций здравоохранения.
Медицинское обслуживание, включая обслуживание на льготных условиях, осуществляется за счет государства в объеме государственных гарантий, предусмотренных законом.
4. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет установленную законом ответственность.
5. Платное медицинское обслуживание граждан допускается на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 44
1. В Кыргызской Республике в предусмотренных законом порядке и случаях гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца.
2. Пенсия, социальное пособие и другая социальная помощь обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом размера прожиточного минимума.
3. Государство обеспечивает функционирование системы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и улучшения качества их жизни.
4. Государство поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительную деятельность.
5. Социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи.
Статья 45
1. Каждый имеет право на жилище.
2. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище.
4. Малоимущим и иным нуждающимся лицам предоставляется жилье из государственных, муниципальных и других жилищных фондов либо в социальных учреждениях на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 46
1. Каждый имеет право на образование.
2. Основное общее образование обязательно.
3. Каждый имеет право бесплатно получить дошкольное, основное общее, среднее общее и начальное профессиональное образование в государственных образовательных организациях.
4. Государство создает условия для обучения каждого гражданина государственному, официальному и одному из иностранных языков, начиная с учреждений дошкольного образования до среднего общего образования.
5. Государство создает равные условия для развития государственных, муниципальных, частных и других форм учебных заведений.
6. Государство создает условия для развития физической культуры и спорта.
7. Государство содействует повышению профессиональной квалификации граждан в порядке, предусмотренном законом.

Статья 47
1. В Кыргызской Республике молодежи гарантируется право на духовно-культурное, нравственное и физическое развитие.
2. Государство обеспечивает проведение молодежной политики, направленной на создание необходимых условий для образования и занятости молодежи, поддержки молодых семей, свободного участия молодежи в политической, социальной, экономической, культурной и других сферах деятельности.

Статья 48
1. В целях самореализации, личностного развития каждому гарантируется свобода научного, технического, художественного и иных видов творчества, преподавания и обучения. Каждый имеет право на осуществление творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и доступ к ценностям культуры.
3. Государство создает условия для повышения правовой культуры и правосознания граждан.
4. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 49
1. Каждый имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду.
2. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования.
3. Каждый обязан охранять и бережно относиться к окружающей природной среде, растительному и животному миру.

Статья 50
Каждый обязан платить налоги и сборы в случаях и порядке, предусмотренных законом.

ГЛАВА V. ГРАЖДАНСТВО.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА

Статья 51
1. Гражданство Кыргызской Республики — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
2. Ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства. За лицами, являющимися гражданами Кыргызской Республики, признается принадлежность к гражданству другого государства в соответствии с законами и международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
3. Каждый, доказавший свою принадлежность к народу Кыргызстана, имеет право приобрести гражданство Кыргызской
Республики в упрощенном порядке.
Кыргызы, проживающие за пределами Кыргызской Республики, несмотря на наличие гражданства другого государства, вправе получить гражданство Кыргызской Республики в упрощенном порядке.
Порядок и условия приобретения гражданства Кыргызской Республики определяются законом.
4. Паспорт гражданина Кыргызской Республики является собственностью государства.
5. Гражданин Кыргызской Республики не может быть выдворен за пределы республики или выдан другому государству.
6. Кыргызская Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
7. Иностранные граждане или лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве Кыргызской Республики, имеют право на получение вида на жительство в упрощенном порядке.

Статья 52
1. В Кыргызской Республике иностранные граждане и лица без гражданства имеют права и обязанности наравне с гражданами Кыргызской Республики, кроме случаев, установленных законами или вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
2. Кыргызская Республика в соответствии с международными обязательствами предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым по политическим мотивам, а также по мотивам нарушения прав и свобод человека.
Лицо, получившее политическое убежище, не может быть выдано другому государству.

Статья 53
1. Соблюдение правил и норм общественного поведения, уважительное отношение к интересам общества есть обязанность каждого человека. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.
2. Каждый вправе осуществлять любые действия и деятельность, кроме запрещенных Конституцией и законами.
3. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

Статья 54
1. Защита Отечества — священный долг и обязанность граждан Кыргызской Республики.
2. Граждане Кыргызской Республики несут военную службу в пределах и на условиях, установленных законом. Основания и порядок освобождения от несения военной службы или замены ее альтернативной службой устанавливаются законом.

ГЛАВА VI. ГАРАНТИИ ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА

Статья 55
В Кыргызской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 56
1. Государство обеспечивает права и свободы граждан в порядке, закрепленном Конституцией и законами.
2. В Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.
3. Ограничения, касающиеся физической и моральной неприкосновенности личности, допустимы только на основании закона, по приговору суда как наказание за совершенное преступление.
4. Никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
5. Каждый лишенный свободы имеет право на гуманное обращение, не унижающее человеческое достоинство.
6. Запрещаются медицинские, биологические, психологические опыты над людьми без их добровольного согласия, выраженного и удостоверенного надлежащим образом.

Статья 57
1. Каждый считается невиновным в совершении преступления и/или проступка, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Нарушение этого принципа является основанием для возмещения материального ущерба и морального вреда в судебном порядке.
2. Никто не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.
3. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания в совершении преступления.
4. Бремя доказывания вины возлагается на обвинителя. Доказательства, добытые с нарушением закона, не могут использоваться для обоснования обвинения и вынесения судебного решения.
5. Никто не обязан свидетельствовать и давать показания против самого себя, супруга(и) и близких родственников, круг которых определяется законом.

Статья 58
1. Каждый имеет право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом.
2. Каждый осужденный имеет право просить о помиловании и смягчении наказания.
3. Никто не должен дважды нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение.
4. Каждый осужденный имеет право на рассмотрение его дела вышестоящим судом в соответствии с законом.
5. Каждый человек имеет право обратиться за защитой своих нарушенных прав и свобод в международные органы по правам человека в соответствии с международными договорами, вступившими в силу в установленном законодательством порядке.
Статья 59
1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Никто не может быть лишен свободы только на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо гражданско-правовое обязательство.
3. Никто не может быть задержан, заключен под стражу, лишен свободы иначе как по решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.
4. Никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов без судебного решения.
Каждое задержанное лицо незамедлительно до истечения 48 часов с момента задержания должно быть доставлено в суд для решения вопроса о законности и обоснованности его задержания. Если отпадает основание, по которому лицо было задержано, оно должно быть немедленно освобождено.
Законом в отдельных случаях могут быть установлены более короткие сроки задержания.
5. Каждому задержанному лицу должно быть безотлагательно сообщено о мотивах задержания и разъяснены его права.
С момента задержания лицу обеспечивается безопасность, предоставляется возможность защищать себя лично, пользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката, а также право на медицинский осмотр и помощь врача.
6. Каждое лицо, задержанное или заключенное под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на возмещение ущерба за счет государства, с выплатой компенсации в порядке и размерах, установленных законом.
В случае выявления заведомо незаконного и необоснованного задержания и заключения под стражу должностные лица несут уголовную ответственность.

Статья 60
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые на момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
2. Уголовный закон, устанавливающий ответственность, по аналогии не применяется.

Статья 61
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также обеспечивать восстановление нарушенных прав всеми доступными способами, не запрещенными законом.
3. Государство обеспечивает развитие внесудебных и досудебных методов, форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина.
Для внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, могут учреждаться третейские суды. Порядок формирования, полномочия и деятельность третейских судов определяются законом.
4. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства.

Статья 62
1. Государство гарантирует опубликование законов и других нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей человека, что является обязательным условием их применения.
2. Права и свободы, установленные Конституцией, не являются исчерпывающими и не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 63
1. Запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и средств массовой информации.
2. Государство гарантирует каждому защиту персональных данных.
Доступ к персональным данным граждан, их получение осуществляются только в предусмотренных законом случаях.

Статья 64
Организация и порядок деятельности адвокатуры как самоуправляемого профессионального сообщества адвокатов, а также права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом.

Статья 65
В Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 66
1. Президент является главой государства, высшим должностным лицом и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики.
2. Президент обеспечивает единство народа и государственной власти.
3. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Обеспечивает единство государственной власти, координацию и взаимодействие государственных органов.
5. Президент представляет Кыргызскую Республику во внутренних и международных отношениях. Принимает меры по защите суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики.

Статья 67
1. Президент избирается гражданами Кыргызской Республики сроком на 5 лет.
2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков.

Статья 68
1. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший 35-летнего возраста, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

2. Количество кандидатов на пост Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, представившее общегосударственную программу развития и собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей.
Порядок выборов Президента определяется конституционным законом.

Статья 69
1. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу Кыргызской Республики.
2. Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.
3. Президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии и прекращает любые действия, связанные с деятельностью политических партий.

Статья 70
1. Президент:
1) определяет структуру и состав Кабинета Министров;
2) с согласия Жогорку Кенеша назначает Председателя Кабинета Министров, его заместителей и других членов Кабинета Министров;
3) принимает прошения об отставке Председателя Кабинета Министров, его заместителей и других членов, решение об их отставке;
4) по собственной инициативе или с учетом предложения Жогорку Кенеша, Народного Курултая в рамках закона освобождает от должности членов Кабинета Министров и руководителей иных органов исполнительной власти;
5) назначает и освобождает от должности руководителей иных органов исполнительной власти;
6) назначает и освобождает от должности глав местных государственных администраций;
7) формирует Администрацию Президента;
8) формирует и возглавляет Совет безопасности;
9) назначает и освобождает от должности Государственного секретаря;
10) назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам ребенка.
2. Президент:
1) принимает решение о назначении референдума по собственной инициативе или по инициативе не менее 300 тысяч избирателей, или по инициативе большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
2) назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией;
3) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом порядке и случаях осуществляет роспуск местных кенешей; назначает досрочные выборы в местные кенеши.
3. Президент:
1) вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;
2) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;
3) обращается к народу, Жогорку Кенешу, Народному Курултаю с ежегодными посланиями о положении дел в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
4) ежегодно представляет Жогорку Кенешу информацию о своей деятельности;
5) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;
6) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша и Народного Курултая.
4. Президент:
1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета по делам правосудия;
2) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для освобождения от должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом;
3) назначает судей местных судов по предложению Совета по делам правосудия;
4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных Конституцией и конституционным законом;
5) по предложению Совета судей из числа судей Конституционного суда и Верховного суда и с согласия Жогорку Кенеша назначает на должности председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет; освобождает от должности председателей Конституционного суда и Верховного суда в порядке, предусмотренном Конституцией и конституционным законом;
6) по предложению председателей Конституционного суда и Верховного суда из числа судей Конституционного суда и Верховного суда назначает заместителей председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет.
5. Президент:
1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;
2) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;
3) вносит в Жогорку Кенеш представления кандидатов для избрания и освобождения от должности половины состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
4) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;
5) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.
6. Президент:
1) представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;
2) ведет переговоры и подписывает международные договоры; вправе передавать указанные полномочия другим должностным лицам;
3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении к международным договорам;
4) назначает глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.
7. Президент решает вопросы принятия и выхода из гражданства Кыргызской Республики.
8. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
9. Президент:
1) в случаях, предусмотренных конституционным законом, предупреждает о введении чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;
2) объявляет всеобщую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии в отношении Кыргызской
Республики и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;
3) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.
10. Президент:
1) награждает государственными наградами, государственными премиями и присваивает почетные звания Кыргызской Республики;
2) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
3) осуществляет помилование.
11. Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.

Статья 71
Президент реализует свои полномочия посредством принятия указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

Статья 72
1. Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в случае его смерти.
2. При невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой им государственной медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 73
1. Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности.
2. Президент может быть отрешен от должности по следующим основаниям:
— за нарушение Конституции и законов;
— за незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша, деятельность органов судебной власти.
3. Решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе не менее половины от общего числа депутатов при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем, которое направляется в Генеральную прокуратуру и Конституционный суд.
4. Президент может быть отрешен от должности на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления, и заключения Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
5. Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, выдвинутое обвинение считается отклоненным.

Статья 74
1. В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша.
2. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента осуществляет Председатель Кабинета Министров.
3. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша и Председателем Кабинета Министров исполнение полномочий Президента определяется конституционным законом.

Статья 75
1. Все бывшие президенты, кроме отрешенных от должности в установленном Конституцией порядке, имеют статус экс-президента Кыргызской Республики.
2. Статус экс-президента устанавливается законом.

II ГЛАВА.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 76
1. Жогорку Кенеш — парламент Кыргызской Республики является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.
2. Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 25 лет, обладающий избирательным правом.
Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша определяется конституционным законом.
3. Депутат Жогорку Кенеша может быть отозван в порядке и случаях, предусмотренных конституционным законом.
4. Депутаты Жогорку Кенеша могут объединяться во фракции и депутатские группы.

Статья 77
1. Жогорку Кенеш собирается на свою первую сессию не позднее 15 дней после определения результатов выборов.
2. Первое заседание Жогорку Кенеша открывает старейший по возрасту депутат Жогорку Кенеша.
3. Со дня первого заседания Жогорку Кенеша полномочия депутатов Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются.
4. Полномочия вновь избранных депутатов Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия ими присяги.

Статья 78
1. Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается только с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

2. Депутат Жогорку Кенеша не может совмещать депутатскую деятельность с иной государственной или муниципальной службой. Он не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

Статья 79
1. Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются одновременно с прекращением деятельности соответствующего созыва Жогорку Кенеша.
2. Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются досрочно в случаях:
1) подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий;
2) выхода из гражданства, принятия гражданства другого государства;
3) отзыва депутатского мандата;
4) перехода на другую работу или неоставления им работы, несовместимой с выполнением депутатских полномочий;
5) признания выборов недействительными;
6) выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики;
7) признания депутата судом недееспособным;
8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
9) отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 10 рабочих дней в течение одной сессии;
10) вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;
11) смерти депутата.
3. Досрочное прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша по указанным основаниям осуществляется решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания.

Статья 80
1. Жогорку Кенеш:
1) вносит изменения и дополнения в настоящую Конституцию в порядке, установленном Конституцией;
2) принимает законы;
3) дает официальное толкование законов;
4) ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом;
5) решает вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики;
6) дает согласие на назначение Председателя Кабинета Министров, его заместителей и членов Кабинета Министров;
7) утверждает республиканский бюджет;
8) заслушивает ежегодный отчет Кабинета Министров об исполнении республиканского бюджета;
9) рассматривает вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики;
10) издает акты об амнистии.
2. Жогорку Кенеш:
1) назначает выборы Президента;
2) вносит Президенту предложения о проведении референдума в порядке, предусмотренном Конституцией.
3. Жогорку Кенеш:
1) на основании предложения Совета по делам правосудия по представлению Президента не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша избирает судей Верховного суда и Конституционного суда; в случаях, предусмотренных Конституцией и конституционным законом, освобождает их от должности по представлению Президента;
2) не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша дает согласие представленным Президентом кандидатам на назначение председателей Конституционного суда и Верховного суда из числа их судей сроком на 5 лет;
3) дает согласие на освобождение от должности председателей Конституционного суда и Верховного суда по представлению Президента на основании предложения Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом;
4) утверждает состав Совета по делам правосудия в порядке, предусмотренном конституционным законом;
5) избирает по представлению Президента председателя Национального банка; освобождает его от должности в случаях, предусмотренных законом;
6) избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну половину — по представлению Президента, другую половину — по собственной инициативе и освобождает их в случаях, предусмотренных законом;
7) избирает членов Счетной палаты: одну треть состава — по представлению Президента, две трети — по собственной инициативе; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;
8) избирает, в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;
9) избирает, в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) его заместителей, дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;
10) по представлению Президента дает согласие на назначение, освобождение и привлечение к уголовной ответственности Генерального прокурора не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
11) одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативу одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом.
4. Жогорку Кенеш:
1) вводит чрезвычайное положение в порядке и случаях, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента по этому вопросу;
2) решает вопросы войны и мира, введения военного положения, объявления состояния войны; утверждает или отменяет указы Президента по этим вопросам;
3) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выпо

 






Related News

На старте перед выборами

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintЗавершилось выдвижение кандидатов от политпартий для участия на повторных выборах депутатов Бишкекского, Ошского и ТокмокскогоRead More

Выборы завершились. Да здравствуют выборы!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintСтоличная ТИК отменила итоги выборов в Бишкеке, ранее ЦИК признала недействительными результаты голосования в ОшеRead More

Добавить комментарий