Main Menu

Когда нитками мастер рисует

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Очередная выставка в столичной галерее Союза художников КР «Дубовый парк» с радостью приняла большое число поклонников творчества признанного мастера Евгения Лысогорова.

Выпускник знаменитой «Мухинки», всемирно известной кузницы кадров Высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной, что в городе на Неве, несколько десятилетий посвятил искусству гобелена. На этом персональном вернисаже представлены работы, выполненные талантливым художником в последние годы. Настолько яркие, трогательные, удивительные по рисунку, цвету и материалам, что невольно пробуждают желание прикоснуться к этим тканым картинам. Автор занимается созданием этих цветных композиций около 40 лет. По признанию его коллег, Лысогоров давно занял свою нишу в искусстве гобелена Кыргызстана и проявил недюжинный мужской талант в столь сложном и воистину женском искусстве ткачества.
Свои произведения Евгений кропотливо создаёт из цветных шёлковых и шерстяных тканей. Первоначально выполняются отдельные сюжетные куски задуманной картины, а уже потом они сшиваются между собой и образуют художественно завершённое полотно. Среди самых известных и популярных его тканых работ большой занавес в Национальном историческом музее Кыргызстана, который украшает его конференц-зал. Это, пожалуй, один из крупнейших гобеленов, созданных в нашей республике. Авторская работа имеет размеры 6,5 на 11 метров. Вся композиция выполнена за полгода на основе государственного заказа в середине 80-х годов минувшего века. За весомый вклад в развитие отечественного изобразительных искусств
Е. Лысогоров удостоен международной премии имени народного художника КР Джумабая Уметова. Над созданием музейного занавеса трудилось около десятка профессиональных мастеров ткачества. Другие творения мастера украшают личные коллекции кыргызстанцев и зарубежных ценителей этого впечатляющего искусства. Есть они также в собрании Национального музея изобразительных искусств имени Г. Айтиева и музеях стран СНГ.
Как сообщил сам художник, самым крупным в современном мире считается гобелен британского художника Грэхэма Сютерленда «Христос Апокалипсиса», сотканный во Франции в 1962 году. Его размеры 11,6 на 23,8 метра. Вообще, этот жанр весьма давний. Это ремесло, что способно языком символов выразить самые невероятные идеи автора. Следы его обнаруживаются ещё в V веке до нашей эры. А признание его искусством заслужили своими ткаными композициями французские знаменитые мастера — братья Гобелены, именем которых оно и называется. Раньше подобные тканые работы (настенные коврики, различные подставки под предметы быта или тканый сюжет) именовались шпалерами. Прогресс отнюдь не уничтожил этот вид рукоделия, поскольку подлинный гобелен — это работа оригинальная и по большому счёту штучная. В труде мастера гобеленов каждая ниточка играет особую роль, поскольку подчиняется общему авторскому замыслу. Знатоки, чтобы дать творению достойную оценку, не только внимательно его рассматривают, но обязательно должны потрогать. Его не очень гладкая, шероховатая фактура создаёт неповторимую собственную игру света и тени, которую художник подчёркивает ворсовыми участками, использованием фасонной пряжи и прочими наработанными художественными приёмами.
Искусство создания гобеленов — дело весьма трудоёмкое. Мастер признаётся, что первоначальный период работы занимает около двух-четырёх недель. За это время автор успевает лишь выполнить эскиз, перенести его на картон, а потом натянуть основу на ткацкий станок. После начинается творческий процесс, когда художник обдумывает до конца замысел, идею будущего произведения, делает наброски орнаментов, поскольку каждая композиция берёт начало с красивого, впечатляющего рисунка. Лысогоров вспоминает, как в питерской «Мухинке» он почти три года обучался рисунку карандашом, композиционным тонкостям, нюансам работы с красками, и только последний год учёбы был посвящён секретам ткаческой техники, непосредственной работе по ткани. Заняться же именно гобеленом его самого подвигли знаменитые работы известного французского художника Жана Люссарта, которые просто восхитили совсем молодого кыргызстанца. С тех самых пор он и творит свои чудесные ковры-полотна нитками.
В представленном в экспозиции персональном собрании Евгений Лысогоров показал публике и свои графические работы, и произведения, выполненные маслом. Художник, как живописец, также представитель «тёплого, яркого колорита», и авторская нюансировка является основным средством выразительности его работ. Цветовой фон в них активно взаимодействует с изображаемыми фигурами и объектами, создавая с ними цельный живописный образ. Его картины являются результатом вдумчивых размышлений, интеллектуальных обобщений и эмоциональных переживаний, даже портреты и натюрморты, которые, как правило, у большинства живописцев базируются на конкретной предметности реального мира.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.




(Next News) »



Добавить комментарий