Main Menu

Теория и практика «Большого скачка»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Форсирование развития цифровых технологий обеспечит подъём экономики страны

Результаты исследования «Развитие цифровой экономики в Кыргызской Республике» представлены на мероприятии, организованном Международным деловым советом.

МДС при поддержке международных доноров и с участием привлечённых независимых экспертов провёл комплексный анализ состояния и перспектив развития цифровой экономики в Кыргызской Республике. Рассмотрев лучшие международные практики передовых стран, включая США, Китай, Сингапур, Южную Корею, Ирландию, а также опыт стран ЕАЭС — Беларуси и Казахстана, исследование сосредоточили на изучении национального законодательства и практики, связанных с развитием электронной коммерции, банковских услуг и безналичных операций, почтовых и логистических услуг, доступа к интернету, в том числе к широкополосной связи, уровня цифровой грамотности населения и основных участников цифровой экономики.
Исследование охватило следующие электронные компоненты: обмен информацией, деньги, торговля, маркетинг, услуги, искусственный интеллект, кибербезопасность и другие отрасли, в том числе экономики.
По статистическим данным, мировой оборот электронной коммерции составляет $26,7 трлн., из них 70% — по принципу В2В (бизнес для бизнеса). Из 100 крупнейших публичных компаний в цифровой экономике 35% заняты разработкой ПО и услуг в сфере IT, 26% — производством технологического оборудования, 23% — производством полупроводников.
В списке 131 страны в рейтинге Глобального индекса инноваций в 2020 году Кыргызская Республика занимает 90-е место; по уровню развития электронного правительства в числе 193 стран — 83-е место; по Индексу развития информационных и коммуникационных технологий (данные 2017 года) из 176 стран — на 109-м.
Кыргызстан занимает 97-е место из 152 стран в рейтинге «Индекс электронной коммерции B2C (Бизнес для потребителя)». Индекс оценивает готовность стран развивать электронную коммерцию, исходя из четырёх показателей: проникновение интернета, наличие банковских счетов у населения, доля безопасных серверов на 1 миллион населения и уровень развитости почтовых услуг согласно рейтингу Всемирного почтового союза. В этом рейтинге Кыргызстан отстаёт почти от всех стран СНГ — Беларуси (37-е место), России (42-е место), Казахстана (52-е место), Армении (66-е место), Азербайджана (68-е место).
По охвату интернетом Кыргызстан занимает 3-е место (47,1%) среди государств Центральной Азии и 2-е место в мире по стоимости мобильного интернета ($0,15, дешевле только в Израиле — $0,05). Им обеспечено 99% населения и более 70% пользуются интернетом стандарта 4G. Однако в 2019 году всего 10% населения имели фиксированный широкополосной доступ к интернету.
Основной задачей в развитии цифровой экономики в Кыргызской Республике является создание широкой инфраструктуры для информационно-комуникационных технологий, доступа к высокоскоростному интернету. Также предлагается обеспечить субсидирование и/или льготные тарифы на аренду опор государственных распредкомпаний («Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро» и т. д.) и муниципальных служб (Бишкекское троллейбусное управление, Горсвет и т. д.) для операторов связи. Снижение стоимости аренды опор напрямую влияет на снижение себестоимости интернета и доступность фиксированного широкополосного доступа в интернет для абонентов.
Особую роль в развитии цифровой экономики занимают цифровые платформы, являющиеся средой для осуществления сделок и торговых операций. К примеру, 7 из 8 крупнейших компаний в мире по размерам капитализации используют платформенные бизнес-модели, в том числе Amazon, Alibaba.
По данным Ассоциации электронной коммерции, в Кыргызстане 72% интернет-магазинов — это лишь виртуальная витрина офлайн-магазинов и они полноценно не используют возможности цифровой коммерции. Необходимо реализовать комплекс мер, стимулирующих переход предпринимателей на электронную коммерцию, начиная с понятного и доступного алгоритма открытия бизнеса в этой сфере, упрощённого налогообложения, современных и удобных электронных платёжных систем, развитой системы логистики товаров, особенно при трансграничной торговле.
Отдельный вопрос исследования — развитие образования в сфере цифровой экономики. Недостаточный уровень цифровой компетенции и навыков населения в Кыргызстане — один из главных вызовов в развитии цифровой экономики. Необходимо разработать комплексную программу обучения цифровой грамотности, повышения компетенции не только госслужащих всех рангов, но и представителей бизнеса, лиц, планирующих занятие предпринимательством, и населения в целом. Предлагается запустить пилотные проекты по обучению цифровым навыкам в средне-специальных колледжах и техникумах.
Для создания более благоприятных условий и стимулирования онлайн-предпринимательства большинство стран предусматривают налоговые преференции и субсидии. В соседнем Казахстане, например, участников рынка электронной коммерции освободили от корпоративного и подоходного налогов — при условии соблюдения определённых правил, включая продажу товаров через интернет, доставку через собственные курьерские службы или аутсорсинг, безналичные платежи и др. В КНР электронная коммерция также не облагается налогами, экономика выигрывает за счёт увеличения объёмов производства и роста индивидуальных доходов.
Примеров поддержки развития электронной коммерции в мировой практике много. Важно и у нас в стране предусмотреть налоговые льготы для электронной коммерции, чтобы предприниматели могли инвестировать в знания, навыки и нематериальные активы.
Исследование показало, что, несмотря на наличие национальных программ и стратегий, в том числе по цифровой трансформации, многие инициативы в Кыргызстане не реализованы в достаточной мере. Не принят Закон КР «Об электронной коммерции», который содержит разъяснение таких понятий в сфере цифровой экономики, как «электронная коммерция» и «электронная сделка». Необходимы изменения в налоговом законодательстве, предусматривающие специальные налоговые режимы для электронной коммерции, логистики товаров.
Продукция и услуги из Кыргызской Республики не выдерживают ценовой конкуренции с производителями других стран. Отечественные экспортёры, торгуя с некоторыми странами, уплачивают двойные налоги. Необходимо дополнить список стран, с которыми у КР подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, поскольку этот список не соответствует требованиям и нуждам современных экспортёров (ИТ, экспорт услуг и креативной экономики), таких как Ирландия, США, Великобритания и т. д.
Электронные деньги приобретают всё большую популярность в Кыргызстане. Так, по данным на первый квартал 2021 года, в стране было 3,8 млн. электронных кошельков (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 63,4%). Но существует ряд сдерживающих факторов. Поэтому предлагается развивать агентскую сеть, количество точек (субъектов бизнеса), принимающих оплату через электронный кошелёк, в том числе для трансграничной торговли.
Проблемы, связанные с торговой логистикой, порождают неопределённость, издержки как для фирм, занимающихся электронной торговлей, так и для потребителей. Кыргызстан не имеет выхода к морю, что приводит к дополнительным затратам в торговой логистике. Необходимо развивать потенциал центров международной торговой логистики (ЦТЛ), в том числе создавая условия для виртуального логистического центра — платформы для единого обмена данными между всеми участниками цепочки поставок, которые могут получить выгоду, особенно с точки зрения экономии затрат и логистической поддержки. Большинство ЦТЛ, созданных в стране, — обычные склады, и лишь немногие занимаются упаковкой или предоставляют транспортные и логистические услуги.
Члены Международного делового совета и представители бизнес-сообщества считают, что для развития цифровой экономики в Кыргызстане нужны широкая инфраструктура ИКТ, налоговые преференции, всеобщая цифровая грамотность, современная логистика.
Для этого предложено принять комплекс краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер, в числе которых: упростить порядок и сократить сроки рассмотрения и выдачи разрешения для строительства сооружений связи в уполномоченном органе КР (данный порядок разработан и внесён на рассмотрение в Кабинет министров, необходимо ускорить его согласование и утверждение); законодательно закрепить обязательную норму для государственных и муниципальных органов власти по сбору, хранению, обмену и работе с открытыми данными и обеспечить открытость, прозрачность и подотчётность перед гражданами; создание парка электронной торговли, который поможет Кыргызстану реализовать свой транзитный потенциал, упростить и увеличить экспортные поставки отечественных производителей; принять концепцию и «дорожную карту» по развитию креативной экономики, разработанную рабочей группой при Министерстве экономики и финансов с участием и привлечением экспертов из частного сектора; для снижения стоимости авиаперевозок разработать и провести комплексные мероприятия по выводу Кыргызстана из «серого списка» стран-авиаперевозчиков в Европейском союзе; создание условий для виртуального торгово-логистического центра; либерализовать и создать конкурентные условия для развития и притока частных инвестиций в управление и эксплуатацию услуг аэропортов — для развития конкуренции в данном секторе; рассмотреть возможность альтернативных поставок авиатоплива в ТЗК аэропортов как основной части себестоимости перевозок; разработать новые механизмы социальной защиты и нового подхода к работе и отдыху, так как новые технологии и, в особенности, искусственный интеллект связаны со значительными переменами на рынке труда.
Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Related News

Кыргызстан начинается с Баткена

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров с рабочей поездкой посетил юг страны. В Баткенской области он побывал вRead More

Теория и практика «Большого скачка»

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintФорсирование развития цифровых технологий обеспечит подъём экономики страны Результаты исследования «Развитие цифровой экономики в КыргызскойRead More

Добавить комментарий