Main Menu

Певец кыргызских гор

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Да, именно так называли заслуженного деятеля культуры Нарынкула Турпанова коллеги на церемонии открытия его персональной выставки в столичной Галерее М. Н. Турпанов недаром считается самобытным мастером пейзажа. В отличие от других художников он самостоятельно нашёл в изобразительном искусстве свою тему и творческий почерк. Его творчество привлекает к себе прежде всего органичностью и естественностью представлений художника о мире, в котором он живёт и творит, и его мироощущением, проистекающим от идеи единства и содружества человека и природы.

Когда художники его поколения стали отходить от натуры и переключились на эстетику формальных приёмов, Нарынкул создавал пейзажи, в которых с особым пафосом звучала предметность мира. Неожиданный взгляд на привычные картины природы, наивно-детская непредвзятость авторского отношения к натуре привели его, на первый взгляд, к парадоксальному результату. Детальнейшая проработка природных форм, взгляд на горные ландшафты как бы с высоты птичьего полёта дают особое пространственное ощущение природы в её стихийной первозданности.
Его пейзажные полотна из серии «Боом», «Утро», «Весна», «Кара-Коо» (долина «Чёрный ворон»), «Первый снег», «Долон» и другие, представленные в выставочной экспозиции, — это бесконечный, где-то сложный и напряжённый диалог автора и среды. Мужественный и ясный взгляд живописца нередко подтверждает, что природа кыргызских гор далеко не всегда милостива к человеку. Однако её суровость — это вызов особого рода, дающий ему возможность пройти испытание на прочность и проверить в нём себя. Философское отношение Н. Турпанова к родной природе как бы продолжает народное мировосприятие, перекликается с героическим эпосом о Манасе и одновременно опирается на базовые навыки создания художественных образов средствами реалистического искусства. Образы горной природы в творчестве Турпанова созвучны мифическому и поэтическому наследию кыргызов, произведениям современных поэтов и прозаиков республики, в том числе выдающимся книгам Ч. Айтматова.

В каждой работе Н. Турпанова создаётся образ горной страны, автор с удивительным умением и зоркостью прослеживает мельчайшие горные складки, объединяя небо и горы по пластике и цвету в могучее взаимосвязанное бытие. Этому художнику присуще эмоциональное восприятие природы, доходящее порой до свое- образного пантеизма. Турпанов — лауреат престижной творческой премии имени Г. Айтиева, заслуженный деятель культуры КР, а также один из аксакалов национального Союза художников, представляющий и хранящий традиции реалистического направления республиканской школы живописи. В то же время он много и смело экспериментирует и не считает зазорным учиться у младших коллег. Это не случайно, поскольку Нарынкул соединяет в своём творчестве характерные черты двух ключевых направлений в изобразительном искусстве — уважение к традициям и открытость к инновациям. А вместе — умение переплавить опыт поколений и не потерять своё лицо, двигаясь в русле мировых течений.

Сам Нарынкул на этот счёт поясняет, что когда-то все художники были реалистами, но наступило время, они отошли это этого направления и начали писать по-новому. «Сейчас творческих возможностей у художника много, и надо экспериментировать. В изобразительном искусстве важен постоянный авторский поиск», — считает Н. Турпанов. Ему нравятся картины С. Дали, П. Пикассо и других мировых знаменитостей, он впечатлён и творческими экспериментами, и удачами друзей-художников. Однако, что бы не писал он сам, получается по большому счёту талантливо и самобытно. Нарынкул активно осваивает современную проблематику искусства и смело использует новые технические и творческие приёмы. Художник, к примеру, работает в смешанной технике. Для фона картин он применяет битумную смолу, создающую требуемую автором фактуру, потом покрывает её краской или позолотой и пишет широкими мазками. Созданный таким приёмом фон вызывает различные ассоциации и несомненный зрительский интерес.
Нарынкул живописец цельный, но неоднозначный. Непосредственность образного восприятия мира сочетается в нём с потребностью в развитии, и он находит новые неожиданные повороты в воплощении одной и той же горной темы, совершенствует живописное мастерство, пробует силы в различных жанрах. На выставке, кстати, представлены его работы в направлении малых скульптурных форм, выполненные из чугуна: «Гильотина», «Негде ноге ступить» и «Кокур». Последний создан в виде гаечного ключа, головка которого исполнена как раз в виде национального сосуда — кокура. Таким вот увидела обыкновенный гаечный ключ творческая фантазия художника, который пробует себя в различных жанрах и стилях искусства. В то же время его здоровое мироощущение ограждает автора от чрезмерного увлечения в своём творчестве эффектами формы. На персональной выставке есть и «некыргызские» пейзажи, это два полотна, изображающие Лондон, где живёт один из его сыновей, женатый на англичанке, и, навещая которого, отец не мог не сделать этюдов в «столице туманов», впоследствии воплощённых в больших полотнах.

Его живописные работы сопряжены с живым ощущением реальности.
Реалистические произведения Турпанова — это и эксперимент, и крепкий профессионализм. Полотна художника убедительно говорят о том, что их автор не разучился по-детски удивляться в жизни и искусстве, и потому не перестаёт радовать своим творчеством. И это тоже национальная школа: до седин оставаться ребёнком, всегда современным и мудрым. Это простодушие помогает избежать взрослого экстремизма. Эта детская пластичность и отсутствие большого тщеславия помогают не застыть в бронзе. Нарынкул не боится разнообразия, у него нет желания показать, как много он умеет, а в разнообразии, как известно, заложены перспективы дальнейшего развития творческой личности.
Зрителям после знакомства с работами Турпанова становится предельно ясно, что он отдаёт предпочтение пейзажам, хотя его даровитой кистью созданы и замечательные портреты, в том числе автопортреты художника. Пейзажи, разумеется, преобладают в экспозиции выставки, открытой в столичной художественной Галерее М, которая, кстати, в этом году отмечает своё 30-летие. Его картины природы своеобразны, в них автор ни на шаг не отходит от натуры. Пейзажные композиции мастера кисти уникальны, потому что зритель словно видит потрясающие взор горные ландшафты с высоты птичьего полёта и ощущает природу в её первозданности. Художник пишет пейзажи с удивительным умением и зоркостью, отслеживая каждую чёрточку и штрих, объединяя все детали по пластике и цвету в единый взаимосвязанный образ. Его произведения самобытны. Художник оживляет горы, когда смотришь на его картины, словно оказываешься в том месте, которое изображено. И будто ощущаешь чистый горный воздух и слышишь шум ветра и течение изображённой на полотне горной речушки. «Горы удаются ему особенно, в Кыргызстане, пожалуй, их никто так больше не рисует» — впечатлённо говорят его коллеги по живописному творчеству.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Related News

Благословение Семёна Чуйкова

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНациональный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева порадовал своих поклонников и любителей живописи ретроспективной экспозициейRead More

Певец кыргызских гор

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintДа, именно так называли заслуженного деятеля культуры Нарынкула Турпанова коллеги на церемонии открытия его персональнойRead More

Добавить комментарий