ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Маркус Бредт снимает Бишкек


Национальный музей изоискусств имени Г. Айтиева к 145-летию родной столицы устроил фотосмотрины его архитектуры советского периода. Автором выставочной экспозиции «Точка зрения» стал известный немецкий архитектурный фотограф Маркус Бредт. А поддержали его в этом начинании Гёте-институт в Казахстане и Французский альянс в Бишкеке при участии Фонда Фридриха Эберта.

 

Необычная выставка вобрала в себя 32 фотоработы одного из известных мастеров архитектурной фотографии Европы, который активно и плодотворно сотрудничает с такими зодчими мирового уровня, как Даниэль Либескинд, фон Геркан и Марк. Фотографии, вошедшие в музейную экспозицию, сделаны в октябре минувшего года во время визита Маркуса Бредта в нашу столицу. Фотохудожник из ФРГ приезжал в КР вместе с французским историком и искусствоведом Фабьеном Белла в рамках совместного немецко-французского проекта будущего издания книги об архитектуре Бишкека советского периода.

 

На фотостендах автором представлены довольно известные в столице здания: Национальная филармония имени Т. Сатылганова, «Белый дом» (здание, где сейчас работает Жогорку Кенеш), Академия наук КР, здание, где размещается Международный университет Кыргызстана, Национальный музей изобразительных искусств имени Г. Айтиева, Русский национальный драматический театр имени Ч. Айтматова и Кыргызский национальный академический театр драмы имени Т. Абдумомунова, Кыргызский государственный цирк, а также другие знаковые постройки, возведённые в Бишкеке в советские годы. В зоркий объектив архитектурного фотографа также попали и безлюдные городские пейзажи. Это не возведённые ансамбли, а фрагменты дворов, зданий, разного рода пространств между зданиями. Автор снял Бишкек практически в одно время суток, не охотясь особенно за диковинными световыми сочетаниями и ракурсами.

 

Надо сразу отметить, что М. Бредт нашёл более универсальный критерий оценки памятников советского зодчества в Бишкеке, чем до боли привычные «нравится — не нравится» и «красиво или некрасиво», потому что ключевой признак, по которому автор отбирал наиболее значимые здания в нашей столице, — это их влияние на городской ландшафт либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус». Среди зданий или архитектурных объектов, которые немецкий эксперт поместил в экспозиционную энциклопедию, есть и те, что могут вызвать споры у местных специалистов зодчества. Некоторые уже вызывают, поскольку кто-то считает их чуть ли не городскими шедеврами, украшениями столицы, а кто-то полагает наоборот. Тем не менее, видимо, все согласятся, что их влияние на Бишкек невозможно отрицать.

 

Экспозиция М. Бредта отражает авторское восприятие зданий и сооружений нашей столицы. Мы видим на его снимках нарочито геометричный, где-то брутальный, монохромный, доводящий до совершенства перспективу и композицию контраст света и теней. В архитектуре Бишкека 60-80-х годов ХХ века запечатлены градостроительные поиски отечественных зодчих как послевоенное ощущение ими оптимизма, их чёткое устремление к простоте форм и ясности пропорций. Фотограф как бы хотел подчеркнуть, что в пространстве искусства и стиля зодчих есть только одна граница — между оригинальным и второстепенным, талантливым и обычным. Фотографии немецкого искусствоведа отличают предельный минимализм, академическая строгость и сдержанность, а сюжетами становятся архитектурные и природные ландшафты.
Автору экспозиции удалось увидеть нашу столицу машин и людей. Архитектурная съёмка — это процесс реконструкции реальности посредством отсечения от неё всего лишнего. Основная часть этой работы делается «в поле», в процессе построения кадра, но что-то приходится убирать и при дальнейшей обработке фотоматериалов. В архитектурной съёмке важно расположение объекта относительно соседних зданий и движение солнца. От этого зависят время самой съёмки, используемая техника и возможные ракурсы. Всегда легко и приятно работать со зданием, которое «встаёт» в городскую среду так, что без него это место уже трудно представить. И эти профессиональные тонкости заметны в работе немецкого мастера. Словом, съёмочный профессиональный подвиг Маркуса Бредта налицо. Спасибо ему за отменную работу!

 

Очевидно, что формирование архитектурного образа кыргызской столицы в постсоветскую эпоху отличается от предыдущего. Наиболее значимые элементы, здания, которые подчёркивают эти различия, можно увидеть в выставочном фотовзгляде М. Бредта на архитектурный облик Бишкека. Он пытается в своём фотовзгляде синтезировать прошлое и настоящее. Это не только попытка осмыслить, благодаря чему формируется городской облик, а самодостаточное художественное высказывание, так как фотохудожники-гости совершенно по-иному видят нашу столицу, чем отечественные мастера фотокамеры. Его выставка также важна для самого музея, которому трудно в одиночку отслеживать современные архитектурные процессы. Чаще всего музей показывает архитектуру прошлого, а здесь посетителям предложено посмотреть на здания советского современного периода через объектив камеры одного из лучших европейских архитектурных фотографов.

 

Для нас весьма важны изменения, которые произошли за последние годы, а потому нужно внимательно вглядеться в те здания, что построены в Бишкеке в последние советские десятилетия. Выставка, на наш взгляд, посвящена и подведению определённых итогов, и взгляду на будущее национального зодчества, поскольку архитектура снова становится искусством. Хотелось бы, чтобы те принципы проектирования планирования, отношения к современной архитектуре, которые утвердились за последние десятилетия в Бишкеке, не закончились, а продолжались и развивались, потому что в конечном итоге архитектура — это среда, в которой мы все живём.

 

Сегодня в Бишкеке всё больше современной архитектуры и всё меньше устаревших зданий, и это радует. За последние 10-20 лет в столице появилось много новых качественных сооружений, архитектурных объектов, что меняют облик главного города Кыргызстана к лучшему. Бишкек помолодел, сейчас он выглядит более эстетично и современно, при этом сохранив свой исторический стержень, стал более уютным и комфортным для жизни. Для автора было важно показать при съёмке замысел зодчего. Он максимально не пускал в кадр людей и иной «визуальный сор» (провода, кондиционеры, столбы и тому подобное). Гармоничным, нам кажется, стало и включение в выставочный формат удачно сопровождающего экспозицию цикла лекций по истории советского периода архитектуры Бишкека, прекрасно организованного искусствоведом Радой Валентиной кызы.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 15:51, 04-05-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова