Main Menu

Несколько шагов вперёд

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В столице прошёл Национальный медиафорум, на котором представлен проект Концепции информационной политики страны на 2021-2025 годы.

В мероприятии приняли участие эксперты и представители медиасектора, государственных органов, общественных, международных, образовательных организаций.
Собравшиеся обсудили основные положения документа и дали свои рекомендации для разработки Плана действий по его реализации, а также риски и возможности работы медиа в ситуациях ЧС, ЧП и конфликтов, укрепление партнёрства и взаимодействия.
Цели концепции — создание условий для обеспечения информационного суверенитета республики и развития медиа, защиты свободы слова и плюрализма мнений, а также реализация норм Конституции, гарантирующих равенство и недопустимость дискриминации СМИ, право на доступ и распространение информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, на свободу выражения мнения, недопущение цензуры, охрану государством информационной безопасности. Она разрабатывалась более шести месяцев с участием заинтересованных сторон, включая производителей контента и представителей медиаорганизаций, государственных органов и органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнеса, академического сообщества.
На начало 2020 года на территории республики насчитывалось 1,8 тысячи хозяйствующих субъектов, зарегистрированных как средства массовой информации. За последние пять лет их число возросло почти на 18 процентов, что говорит о привлекательности и востребованности данной деятельности. В Кыргызстане работает более 50 теле- и телерадиоорганизаций, до 40 радиостанций в Бишкеке, а также несколько десятков региональных радиостанций. Издаётся около 140 газет, примерно 80 из них на кыргызском языке. Насчитывается около 400 интернет-изданий. Однако отсутствует актуальная информация о количестве действующих СМИ. Ощущается недостаток качественной информации о классификации СМИ по формам собственности, типам информационной деятельности, оборотам, общему количеству занятых в медиасфере, что затрудняет анализ. Основным источником информации продолжают оставаться телевидение и радио, предпочтительным для получения оперативной информации — социальные сети и новые средства коммуникации (мессенджеры). Среди негосударственных медиа, особенно расположенных в городах Бишкеке и Оше, широкое распространение получают дата-журналистика, фактчекинг, расследовательская и аналитическая журналистика. Возросло использование цифровых технологий.
В медиасфере страны формируются общие интересы медиа, определяются основные приоритеты взаимодействия с государством для продвижения публичных интересов граждан. Инициируются законопроекты, направленные на ограничение свободы слова, права граждан на доступ к информации и свободу выражения мнений, что противоречит Конституции.
Основными проблемами в медиасфере становятся: наличие угроз безопасности физическому и психологическому здоровью и деятельности журналистов; отставание программ профессионального журналистского образования от потребностей аудитории и требований медиарынка; слабые навыки анализа и недостаточный уровень навыков специалистов медиасферы в использовании новых цифровых технологий; незащищённость трудовых прав журналистов, которые вынуждены работать без трудовых договоров, социальных (ФОМС) и пенсионных отчислений (оплата больничных, отпусков и др.).
Кроме этого, имеющаяся нормативная правовая база, регулирующая медиасферу, не способствует эффективной деятельности медиа; действующая система налогообложения не стимулирует развитие частных СМИ; система финансирования СМИ из республиканского бюджета не гарантирует производства качественного национального контента.
Ограничиваются: доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и предприятий, не относящейся к государственной, военной или иной тайне; свобода слова, происходит давление на медиа и рост самоцензуры. Текущий национальный контент, производимый государственными и частными СМИ, не обеспечивает информационного суверенитета.
Существует недостаточное количество и слабое качество медийного контента на государственном языке; разнонаправленность контентов на государственном и официальном языках, слабая представленность регионального контента на национальном уровне; неразработанность единой медийной терминологии на государственном языке.
Ожидается, что реализация концепции создаст правовые, финансовые, организационные, экономические и иные необходимые условия для формирования информационного суверенитета, содействия развитию медиа, которые в партнёрстве с государственными органами обеспечивают свободу слова и доступ к информации. Повысится ответственность государственных и муниципальных органов за воспрепятствование деятельности журналиста, преследование за свободу слова и незаконное ограничение доступа к информации; появятся равные условия для развития медиа, производства контента, доступа к бюджетным ресурсам вне зависимости от формы собственности СМИ; увеличится количество и повысится качество контента на государственном языке и представленность регионального контента на центральном уровне; расширится партнёрство и диалог между государственными органами и представителями медиа, а также между государством и гражданами. Повысится качество подготовки и внедрение системы повышения квалификации в медийной сфере, а также финансовая устойчивость государственных и частных медиа, доверие аудитории к медиа.
В своём выступлении пресс-секретарь Президента Эрбол Султанбаев отметил, что необходимо вырабатывать новые подходы в работе государственных органов со СМИ. По его словам, столпом новой концепции должно стать закрепление принципов свободы слова, что чётко отражено в Конституции страны. «Я впервые встречаюсь с таким солидным составом медиасообщества в качестве пресс-секретаря Президента и хочу заверить, что в своей работе мы будем открытыми, максимально ближе к вам и предоставлять необходимую информацию. Но я также призываю представителей СМИ давать проверенную, достоверную информацию, уточнять её у государственных органов», — заключил он.
В свою очередь министр культуры, информации, спорта и молодёжной политики Кайрат Иманалиев отметил, что о необходимости информационной политики говорилось давно.
«Данная концепция очень важна. По ней высказано много предложений. Уверен, что она укрепит партнёрство и взаимодействие медиасектора, государственных органов и гражданского общества. Недавно принята новая Конституция, и все законы должны работать в соответствии с ней», — добавил он.
Эксперт Шерадил Бактыгулов пояснил, что работа началась ещё в мае прошлого года. В ней участвовало более тысячи человек, в том числе из регионов. Для обсуждения приглашались представители из топовых медиа бизнеса, медиа-блогеры и многие другие. Результат изложен в документе.
«Мы, региональные журналисты, приветствуем данный проект. Он получился конкретным и поможет нам в работе. Например, в деле повышения квалификации и качества образования молодых журналистов», — поделился своим мнением генеральный директор Таласского областного медиацентра Эрмек Уметов.
Во время своего выступления декан факультета журналистики и информационных систем БГУ Алтын Асанова подчеркнула, что система журналистского образования должна кардинально меняться согласно потребностям рынка. Важно организовать производственное обучение и практику параллельно с обучением, усилив взаимодействие медиа.
Более того, чтобы подвести итоги недавних вызовов, поставленных перед медиасектором пандемией COVID-19 и эскалацией напряжённости на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном, проведена панельная дискуссия по рискам и возможностям работы медиа для работы в чрезвычайных ситуациях и положениях, конфликтах.
Её модератором выступила медиаэксперт по вопросам здравоохранения Елена Баялинова. Она рассказала об ошибках оте-чественного госуправления в кризисной ситуации. Это отсутствие пожарного плана, нежелание и страх говорить о проблемах вслух и брать на себя ответственность, межведомственное молчание, медленное реагирование и, как следствие, рождение слухов и домыслов.
«Что нужно для умелых внутренних и внешних коммуникаций в условиях ЧС, ЧП, пандемий и конфликтов? Это в первую очередь создать стратегию и план с учётом информационных потребностей общества и СМИ, реагировать на эти нужды своевременно. Свести на нет враждебность между СМИ, правительственными и другими учреждениями. Избегать паники и уметь работать в условиях непредсказуемости событий», — пояснила Елена Баялинова.
По её словам, также важны достоверность информации, способствующей формированию общественного доверия и снижающей неблагоприятное воздействие чрезвычайных кризисных ситуаций, избегание преувеличения и драматизации событий и их возможных последствий.
К тому же нужно рассмотреть примеры правильного и неправильного управления пандемиями и другими главными угрозами для общественного здоровья. «Благодаря такой площадке, как медиадиалог, мы слышим друг друга, говорим друг с другом. И надеюсь, индикатором успеха форума станут видимые изменения в информполитике СМИ», — отметили участники сессии.
Форум «Разработка Концепции информационной политики: диалог государства и медиа» организован проектом «Медиа Диалог», финансируемым Европейским союзом совместно с Министерством культуры, информации, спорта и молодёжной политики.
Проект размещён на сайте Kyrgyz Media для дальнейшего общественного обсуждения. Предложения и комментарии можно отправлять на адрес infopolkg@gmail.com ведущему специалисту управления информационной политики Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной политики Гульнур Осмоналиевой.
Аида ШИРИНОВА.






Related News

Золотой баткенский абрикос

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПочему он стал таким? Разговор об этом и о другом с макроэкономистом, финансистом и геополитологомRead More

От слов к действиям

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызстан прибыл груз из Туркменистана, договорённость о поставке которого достигнута в ходе недавнего официальногоRead More

Добавить комментарий