Main Menu

Лишние предметы

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Этот вопрос начала исследовать и вносила на повестку дня на уровне ПКР Исабаева Зина Беккелдиевна. Она работала экспертом отдела социальной политики аппарата правительства КР. Я это специально подчёркиваю и хочу отметить, что не все чиновники просто отсиживаются, есть среди них энергичные и творческие личности.

Ею отмечено, что в настоящее время наша школьная программа слишком загружена. Учебная нагрузка в среднем составляет около 1 200 часов, когда в других странах, в том числе в развитых, этот показатель находится на уровне 800 часов.
Это хорошо или плохо? В чём причина такого увеличения учебной нагрузки? По мнению одних, это хорошо. Они могут сказать, что новый предмет по информатике приносит только пользу ученикам и в современных условиях без компьютеров невозможно обходиться. Никто не будет выступать против этого предмета. Но в целом такое увеличение учебной нагрузки за счёт включения новых и усложнения содержания традиционных предметов плохо и для учеников, и для общества в целом. Перечислим негативные стороны этого дела.
Во-первых, из-за увеличения объёма учебной нагрузки ученики не успевают закрепить полученные знания. Они почти ничего не запоминают. Я спросил у нынешних выпускников школ, сколько будет 25 в квадрате и получил от одного ответ 100, от второго — 125. Раньше, когда я учился, не старались запоминать, но в результате решения многочисленных задач и примеров запомнишь, что 25 умножить 25 равно 625. Другое поколение — ровесники моего отца наизусть знали формулы соляной и серной кислот, могли читать стихи А. Пушкина, В. Маяковского, Мидина Алыбаева, Аалы Токомбаева, Жусупа Турусбекова.
Во-вторых, из-за большого объёма информации многие ученики не смогут освоить программу, и возникает психологический дискомфорт, который, повторяясь, приводит к формированию психологии неудачника.
Учёными доказано, что минимум 6 раз необходимо повторить слово или информацию про себя, чтобы запомнить. Когда много материала, люди успевают повторять только 2-3 раза и не могут запомнить информацию.
По окончании школы многие ученики убеждаются, что они законченно тупые. У них также возникает неприязнь к успевающим ученикам. Они мстят им, травят, хотя злость должна быть обращена совсем в другом направлении — в сторону тех, кто составил такую сложную программу.
Если ученик один раз не смог решить задачу, то верит, что в следующий раз сможет решить. Но если второй, затем третий раз не получается, то вера в себя резко уменьшается. А если такая ситуация повторяется в течение нескольких лет, то, естественно, ученик потеряет всякую веру в себя. В этой связи можно и нужно приветствовать финских учителей, которые не делят учеников на отличников и двоечников.
Я верю, что каждый ученик обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, чтобы освоить школьную программу на отлично. Но для этого учебники должны быть качественными, учителя — преданными своей работе и учебные программы — нормальными, не перегруженными.
В-третьих, люди, которые не верят в свои силы, являются тем материалом, из которого легко лепить коррупционеров, подхалимов и т. д. Одним словом, наши школы готовят будущих коррупционеров.
В-четвёртых, увеличение учебной программы привело к увеличению потребностей в дополнительных зданиях школ. Если при нагрузке 800 часов потребуется, например, два здания на определённое количество учеников, то на такое же количество учеников при нагрузке 1 200 часов потребуется строить ещё одно дополнительное здание.
При этом строительство школ довольно дорого обходится обществу. Например, строительство школы на 150 ученических мест обходится в 29,4 млн. сомов (данные за 2011 год). Сейчас строительство подорожало, и, конечно, нам назовут большую сумму.
В настоящее время в реформе образования самым важным вопросом является улучшение учебной программы. Необходимо сократить отдельные предметы, а другие исключить из школьной программы?
На мой взгляд, в первую очередь следует исключить из школьной программы такие предметы, как «Мекен таануу» («Родиноведение»), «Экономика». Конечно, необходимо родину любить, но это не даёт право грузить учеников лишней информацией. Содержание учебника по данному предмету не отвечает требованиям ни настоящего, ни прошлого. Так, отдельный параграф данного учебника посвящён домашней посуде. Но посуда не обязательно отечественного производства. Пиала и лаган из Узбекистана, электрочайники из России и т. д.
Исключить из учебной программы такой предмет, как «Экономика», следует из-за содержания учебника по данному предмету. Автор учебника очень хороший человек. Однако его стремление подтянуть до своего уровня учеников школ не совсем реальная задача. Очень сложные темы включены в учебник, и он рассчитан не на школьную программу, а на вузовскую, для экономических специальностей. Например, кривая Дж. М. Кейнса изучается в вузах.
Приняли постановление правительства о сокращении учебной нагрузки в 2011 году, но не смогли его выполнить. В Министерстве образования и науки не знали, каким путём сокращать учебную программу. Одни полагали, что необходимо удалить второстепенные предметы, и к ним относили физическую культуру, рисование, музыку.
Я думаю, что эти предметы необходимы школьникам в первую очередь. Рассмотрим конкретно каждый из них и, главное, постараемся ответить на вопрос о цели этих предметов. Многие думают, что урок физкультуры выявит будущих прекрасных спортсменов, рисования — художников, урок музыки — музыкантов, певцов. Это, конечно, имеет место в жизни, но главная цель занятий по этим предметам другая. Урок рисования учит детей усидчивости, прилежности. Когда рисуешь, сразу видны твои ошибки, твои недостатки. Стремление красиво рисовать, стремление к красоте, гармонии должно быть в каждом человеке, и с малых лет необходимо формировать это качество. Именно по этой причине в советских школах учили красиво писать, а в Японии и Китае каллиграфия является одним из основных предметов, по которым оценивают человека.
В этой связи отмечу, что есть такая наука, как графологический анализ. По почерку человека можно чётко определить его характер. Если у человека все линии по толщине одинаковые и буквы ровные, одинаковые, то у него ровный характер и ему можно доверить выполнение важных поручений. Если линии идут вверх, то этот человек оптимист, романтик, если вниз, то у него пессимизма больше, чем оптимизма. Если буквы сжатые и маленькие, то он относится к числу маленьких, неприметных людей, и т. д.
Во время выборов президента Соединённых Штатов Америки проводили графологический анализ и сравнивали Буша-старшего с его конкурентом Дукакисом. По этому анализу Буш имел преимущество перед Дукакисом.
Уроки музыки для немногих — это возможность проявить свой талант, хороший голос, способность играть на музыкальном инструменте. А что даёт этот предмет остальным ученикам или какую пользу может принести им? Об этом мало кто задумывался. Между прочим, это очень важный вопрос. На мой взгляд, данный предмет должен формировать у школьников способность выступать перед аудиторией, хорошую дикцию. Не все люди могут выступать перед аудиторией. Они теряются, голос дрожит, руки, ноги тоже дрожат, а вместо приятного баритона слышен противный визг. А умение выступать перед аудиторией необходимо каждому человеку. Он должен будет изложить свою идею перед коллективом, кого-то обвинять или поддерживать, делать презентацию проекта и т. д.
Я слушал разных людей вживую, а также по телевидению и восхищался некоторыми из них, с чувством жалости смотрел на других. Среди тех, кем я восхищался, в первую очередь могу отметить первых секретарей Центрального комитета Коммунистической партии Киргизии Усубалиева и Масалиева. У них дикция была поставлена чётко, и они могли выступать в течение нескольких часов без перерыва. А это мало кому под силу.
Всё-таки началось движение, как сказал известный политик, разрушивший Советский Союз, «процесс пошёл». Сократили и сэкономили около 250 миллионов сомов. Эти средства по инициативе тогдашнего президента страны Розы Отунбаевой направили на дошкольное образование. Лучшим вариантом было направить эту экономию на повышение заработной платы учителей.
С предложениями сократить такие предметы, как физическая культура, рисование и музыка, я не согласен, но считаю возможным уменьшить общую учебную нагрузку и за счёт сокращения часов и по математике. Многие сразу будут против такого предложения. Рассмотрим конкретно. По геометрии мы не проходили теорему Фалеса (я окончил школу в 1970 году). Но от этого ничего не потеряли. По геометрии изучали свойство перпендикуляра, опущенного из прямого угла прямоугольного треугольника на гипотенузу. Сейчас этого нет в учебнике и в учебной программе. И ничего страшного не случилось.
В своё время в школах не изучали дифференциалы и интегралы, но под напором академика Колмогорова включили их в школьную программу. Если бы только это, полбеды. К сожалению, и другие учёные, влюблённые в свой предмет, преданные науке, старались включить всё больше информации в школьную учебную программу. Так зачем нужно было включать физическую химию в состав неорганической?! Это трудно даже для студентов.
Как пела Алла Пугачёва, «нынче в школе первый класс вроде института». Осталось только притащить синхрофазотрон.
Для выхода из такой ситуации, созданной трудом великих учёных, необходимо сократить ту часть учебной программы, которая рассчитана для специализированных школ и классов. Необходимо понять, что есть существенные различия между общеобразовательными и специализированными школами и классами. Иначе, как писал А. Пушкин, и конь, и трепетная лань вместе должны трудиться — тащить телегу за собой.
Одной из основных причин усложнения учебных программ является положение ВАК о кандидатских и докторских диссертациях и званиях доцента и профессоров. В положении отмечается, что кандидат и доктор наук должны внести вклад в науку таким образом. И эти хорошие дяденьки правдами и неправдами впихивают куски своих диссертаций в учебники для школ и вузов, при этом вытесняя из обращения прекрасные книги, написанные в советское время. Следует отметить такой момент: в советское время учебники фактически проходили «испытание дураком», т. е. были понятны любому человеку, даже с низким интеллектуальным коэффициентом. А современные учебники написаны непонятным языком, и поэтому Алла Пугачёва пела: «Кандидат наук и тот над задачей плачет». Наверное, она пела про меня. Однажды я хотел помочь племяннице по математике и в течение часа не смог понять задачу. Так и не решил её. Какие-то картины, а суть задачи не написана словами. Я кандидат наук, в своё время был победителем областной математической олимпиады и абсолютно не понял мысли автора учебника математики для первого класса.
У нас есть поговорка «Кара эчкиге жан кайгы, касапчыга мал кайгы», что в переводе означает — коза горюет о своей жизни в убойном цехе, а мясник горюет, что поголовье скота у него уменьшается. В данном случае подопытными кроликами выступают ученики школ. А этот дядя думает, что действительно делает добро детям. Как говорится, «благими намерениями вымощена дорога в ад». Эти дяденьки, которые пишут диссертации, главы новых учебников, и дяденьки, работающие в Высшей аттестационной комиссии и Министерстве образования, должны определиться и выбрать — или благодарность, или проклятие молодого поколения.
О некоторых предметах можно спорить бесконечно и не получить конечного результата при нынешней формулировке вопроса. Обычно спрашивают: математика нужна или не нужна? Конечно, ответ будет однозначным и положительным. Никто не скажет, что математика не нужна. Необходимо изменить формулировку вопроса и спрашивать о необходимости включения разных разделов математики в школьную программу. Точно так же можно изменить вопрос о необходимости таких предметов, как биология, химия и т. д.
Я вообще-то согласен со многими учёными, которые говорят о необходимости той или иной информации по разным предметам, но не согласен с тем, что это знание обязательно на уровне средней школы. Часть знаний человек должен получить после окончания школы и даже вуза. Именно с таких позиций необходимо определить лишние для определённого отрезка жизни человека предметы и информацию.
Не все знания, выработанные человечеством, вместятся в маленькую голову маленького человека. Начинаешь что-то запоминать, а другая информация забывается, вытесненная новой. Но это хорошо для здоровья. Иначе человек сошёл бы с ума. Мы же в доме храним только нужные предметы и лишние выбрасываем в мусор. Бывают и другие случаи. Одна старуха в Бишкеке собирала мусор в своей квартире, и специальная служба вывезла этот мусор на восьми машинах. Чем-то должны отличаться составители учебной программы от этой старухи?
Один мудрец говорил, что человеческий мозг не кувшин, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь. Мы это должны помнить и учить новое поколение так, чтобы оно было уверенным в себе, обладало полезными для жизни знаниями. Именно в таких условиях у нас будет прекрасное будущее.
Токтогул ЖУМАДИЛОВ.



« (Previous News)



Related News

Сохраним великий и могучий…

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке состоялся Форум директоров школ с русским языком обучения, организованный посольством России в Кыргызстане,Read More

Новая школа — это путь в светлое будущее

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров принял участие в торжественной церемонии открытия школы в селе Мыкан Аламудунского районаRead More

Добавить комментарий