Main Menu

Бизнес призывает отозвать проекты новых кодексов

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Закончился срок общественного обсуждения проектов четырёх новых очень важных кодексов — Уголовного, Уголовно-процессуального и Кодекса об административных правонарушениях, а также изменений в Уголовно-исполнительный кодекс.

Однако широкая общественность вряд ли в курсе масштаба изменений и рисков, связанных с этими кодексами и поправками. Поэтому важно обратить на это внимание. В двух словах: эти поправки направлены на усиление полномочий правоохранительных органов и создадут коррупционные риски.
Поспешная разработка проектов
Указанные проекты кодексов разработали в спешке, буквально за несколько месяцев, без вовлечения широкого круга специалистов и гражданского общества. Не совсем ясны цель и необходимость полного пересмотра кодексов и разработки в новой редакции. Такого рода серьёзные реформы надо проводить планомерно, целенаправленно, с учётом лучших международных практик и тщательным анализом воздействия вводимых новшеств. Иначе можно столкнуться с очень нежелательными последствиями и рисками.
Для сравнения: на разработку и экспертизу действующих кодексов ушло два года, потом ещё два — на обсуждение в парламенте, плюс два года — на обучение сотрудников судов, как пользоваться этими новшествами. Но даже с учётом такого длительного времени сейчас выявляются недоработки и шероховатости, которые требуют исправления.
Нежелательные последствиям и риски
Во-первых, предлагаемые поправки наделяют органы прокуратуры и правоохранительные органы дополнительными, излишними полномочиями.
Статья 34 предлагаемой редакции Уголовно-процессуального кодекса предусматривает, что прокурор уполномочен осуществлять как досудебное производство, так и надзор за досудебным производством. Учитывая, что остаётся норма, когда прокурор в некоторых случаях имеет право передавать уголовное дело для расследования независимо от подследственности, усматривается конфликт интересов и излишние дискреционные полномочия прокурора.
Статья 152 проекта новой редакции УПК предусматривает доследственную проверку, в ходе которой следователь или прокурор вправе производить определённые оперативно-разыскные мероприятия, в том числе истребование документов и предметов. При этом следователь или прокурор имеет право на проведение в исключительных случаях дополнительной доследственной проверки до 20 суток, однако законопроектом не предусмотрено, какие случаи являются исключительными.
В действующем УПК подозреваемый имеет право на защитника с момента фактического задержания, а в случае отсутствия выбранного защитника — на гарантированную государством юридическую помощь. Согласно предлагаемой редакции, подозреваемый имеет право на адвоката только с момента первого допроса, а при задержании — с момента фактического доставления его в орган дознания.
Статья 32 проекта УПК КР предусматривает, что некоторые меры пресечения подозреваемого можно избрать без участия следственного судьи, такие как подписка о невыезде, передача под наблюдение командования воинской части, передача несовершеннолетнего под присмотр родителей или лиц и организаций, их заменяющих.
Во-вторых, формируется общий вектор на криминализацию правонарушений, потому что часть действующего Кодекса о проступках переходит в предлагаемый проект Уголовного кодекса, то есть криминализуется, а оставшиеся нормы Кодекса о проступках и Кодекса о нарушениях переходят в Кодекс об административных правонарушениях — как это было ранее, до 2019 года.
В-третьих, очень много противоречий, норм, содержащих широкие дискреционные полномочия, к примеру, широкий разбег в санкциях в виде штрафов от 20 тысяч сомов до 5 лет лишения свободы, что несёт в себе коррупционные риски и повод для «торга».
Статьёй 82 проекта новой редакции УК КР пробация расширяется до тяжких преступлений, и её можно применить для таких преступлений, как торговля людьми, пытки, похищение человека, торговля несовершеннолетними.
Согласно мнению экспертов, авторов действующих кодексов, все эти нововведения, скорее всего, приведут к многочисленным коррупционным рискам, нарушениям прав человека, отклонению от международных норм и, возможно, к росту социальной напряжённости, связанной с этими факторами.
Лозунги и действительность
К сожалению, в последнее время лозунги всё чаще расходятся с действиями. Провозглашены лозунги о защите инвестиций, декриминализации, гуманизации, а на практике происходит обратное — идёт возврат к предыдущим, устаревшим основам.
Предлагаемые изменения противоречат указам Президента о защите частной собственности и инвестиций.
В частности, в указах говорится об ограничении вмешательства правоохранительных органов, а в поправках, наоборот, предлагается наделить прокурора (ст. 35 проекта УПК) и следователя (ст. 37 проекта УПК) полномочиями выносить постановления о проведении ревизии, инвентаризации, плановых и внеплановых налоговых проверок и иных проверочных действий. Данная норма противоречит действующему Налоговому кодексу и включает в себя широкое толкование «проверочных действий». Это вызывает особую озабоченность бизнес-сообщества.
Проект нового УК дополнен статьями 232 (злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), 233 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней) и 234 (нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней), которые включены в действующий Кодекс КР о проступках. Согласно предлагаемым изменениям, эти виды проступков перешли в категорию преступлений. Таким образом, прослеживается тенденция криминализации таких проступков.
Статьёй 238 проекта УК предусмотрено, что уклонение от уплаты таможенных платежей в значительном размере (вместо крупного размера, как указано в действующем кодексе) является преступлением. Отсутствуют некоторые виды штрафов, применяемые вместе с лишением свободы по действующему УК КР.
Предложения бизнес-сообщества
Мы предлагаем отозвать проекты новых кодексов, потому что принимать их, по нашему мнению, нет никакой необходимости. А если она есть, то её надо доказать, привести все расчёты, аналитику. Вначале разработать концепцию, потом собрать соответствующую команду и работать планомерно, с источниками финансирования, с участием международных и независимых экспертов и в достаточные сроки.
Второе, что мы предлагаем: пока не доказана необходимость разработки новых кодексов, ограничиться проведением в текущих кодексах лишь небольших правок в соответствии с новой Конституцией. Конечно, действующие кодексы не идеальны, мы сами говорим о многих недоработках, но для этого не нужно полностью менять кодексы. Общая линия — на либерализацию, гуманизацию, соответствие международным стандартам, правам человека — верная, нужно только вносить точечные поправки с учётом наблюдений, жизненных реалий. Одни из таких поправок мы разработали в Совете по экономическим реформам, они как раз направлены на защиту частной собственности, защиту от необоснованного вмешательства правоохранительных органов. Сейчас достаточно принять эти поправки, они уже находятся на рассмотрении в аппарате Кабинета министров.
В целом следует отложить принятие всех серьёзных законопроектов, не связанных с приведением в соответствие с новой Конституцией, до лучших времён, когда сформируем новый парламент, постоянное правительство, когда появятся достаточные сроки для обсуждения и будет располагать общественно-политическая ситуация.
Потому что сейчас, действительно, общественности не до этого. Страна в экономическом кризисе, у людей много других забот. Поспешив с принятием таких серьёзных, фундаментальных законопроектов сейчас, мы потом можем столкнуться с многочисленными рисками и последствиями. Нужно это делать в нужное время и в соответствующие сроки.
Такая позиция особенно актуальна, учитывая, что эти кодексы напрямую влияют на судьбы, жизни людей.
Нужно прекратить этот законодательный деструктив. В последние месяцы мы видим очень много законодательных инициатив, которые были разработаны поспешно и которые так же поспешно планируется принять, при этом они содержат многочисленные противоречия и в них заложено множество рисков. К сожалению, мы много времени тратим на борьбу с такими инициативами вместо того, чтобы заниматься конструктивными вопросами.
Мы призываем бизнес-сообщество, общественность проявить активную позицию и высказать свои замечания и предложения к самой идее изменения кодексов.






Related News

Против экстремизма и терроризма: стратегия и тактика

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке состоялись XI Региональные экспертные консультации представителей подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительныхRead More

Высокая инспекция

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintЗаместитель министра внутренних дел Октябрь Урмамбетов посетил Ат-Башинский и Нарынский районы, ОВД города Нарына иRead More

Добавить комментарий