Main Menu

Школьные годы чудесны?..

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Школьные годы чудесные… Так поётся в знаменитой советской песне, но для всех ли они столь чудесны? Конечно, считается, что этот период в жизни человека самый яркий и запоминающийся, потому как данный возрастной интервал приходится на формирование психологической и духовной структур человека. Вырабатываются характер и личностные качества. Поэтому очень важно, чтобы среда, в которой развивается подросток, способствовала исключительно положительной динамике. Но, к сожалению, так бывает не всегда из-за негативного, а порой даже агрессивного поведения сверстников по отношению к ребёнку.
В психологии существует термин «буллинг». Это агрессивное, оскорбительное поведение и преследование одного лица другим. У несовершеннолетних, оказавшихся жертвами травли, могут быть сложности в учёбе, проблемы со здоровьем, депрессия, апатия и даже мысли о суициде. Конечно, всё зависит от восприятия ребёнка. Для жертв буллинга эта тема достаточно тяжёлая и неприятная. Не все, даже будучи взрослыми, готовы признаться в том, что когда-либо испытывали на себе травлю. О том, как помочь и жертве, и агрессору, что делать родителям в таких ситуациях, мы поговорили с детским педагогом-психологом СОШ №44 Еленой БЕЛОЗЁРОВОЙ, она знает о данной проблеме не понаслышке и помогает в её решении.
— По данным исследования, проведённого ЮНИСЕФ в 2018 году, в Кыргызстане около 80% детей так или иначе подвергались травле в школе и за её пределами. Откуда такая большая цифра?
— Вообще, за последние 20-25 лет мало что изменилось. Буллинг был в школе всегда, но сейчас к нему добавился ещё и кибербуллинг, то есть травля в интернете. Это проблема не только нашей страны, подобный процесс происходит во всём мире. В современном обществе изменились ценности. Дети подолгу сидят в интернете и зачастую черпают оттуда много негативной информации. Компьютерные игры, вызывающие сильное привыкание, построены на жестокости по отношению к противнику и его уничтожении.

Всё это ребёнок косвенно выносит в реальность, а так как дети очень увлекающиеся натуры, многие начинают копировать своего «героя» и проявляют агрессию по отношению к одноклассникам и друзьям.
— Что из себя представляют обидчик (буллер) и жертва? Какие основные характеристики им присущи?
— Инициаторами буллинга обычно выступают дети с нарциссическими чертами характера. Особенностями «нарцисса» являются стремление к власти, самоутверждение за счёт других. Есть семьи, где ребёнка взращивают таким. Ему всё позволяется, поведение никак не корректируется, поэтому он думает, что так можно и нужно вести себя везде. И наоборот, существуют авторитарные семьи, которые не дают ребёнку выражать чувства, эмоции — именно потому, что так не заведено. Он постоянно слышит слово «нельзя». Особенно, если у ребёнка нет возможности выразить своё состояние агрессии, он приходит в школу и начинает выплёскивать весь свой накопленный негатив. В классе должна быть «жертва» — и вскоре он её находит! Есть жертвы, которые поощряют это молчанием, а оно даёт толчок к большим издевательствам и травле.
Для обидчика самое главное — это превосходство над жертвой и авторитетные позиции в классе. Для него очень важна «сцена» то есть аудитория и зрители. Тогда как жертвами становятся робкие, физически слабые дети, которые обладают низким статусом в группе, дети с различными физическими изъянами, из неблагополучных, дисфункциональных, малообеспеченных семей, у которых нет возможности одеваться по моде, иметь современные гаджеты — поэтому они часто подвергаются насмешкам.
В дисфункциональных семьях у детей развивается постоянное чувство вины. Они думают, что родители ссорятся, расходятся или употребляют алкоголь именно по их вине. И с этим чувством ребята живут постоянно. Их психология особенная. Когда у ребёнка есть мама и папа, он чувствует себя защищённым не только дома, но и в социуме. Если в семье развод, разлад, алкоголизм, то у ребёнка развивается низкий порог стрессоустойчивости. Он ко всему относится беспокойно и со страхом, от этого становится робким, застенчивым. Боится сказать лишнее слово, сделать лишнее движение. В итоге как он воспринимает себя, таким его принимает и общество.
— Как родители могут понять, подвергается ли их ребёнок травле, если он ничего не рассказывает?
— Распознать это достаточно сложно, так как чаще всего он будет молчать. Но визуально это сразу станет заметно по следующим признакам:
— пропадают личные вещи ребёнка. Обидчики могут забрать, поломать или испортить их:
— могут появиться синяки, царапины, физическое недомогание.
— нет желания общаться с близкими. Ребёнок становится абсолютно скрытным.
— появляется тревожный, беспокойный сон. Также может плакать во сне.
— присутствует страх перед новым днём.
— отказывается идти в школу. Придумывает разные причины, например, головная боль. Плохо ест.
— отказывается от участия в школьных мероприятиях, мотивируя тем, что ему неинтересно и скучно.
— стоит обратить внимание на нетипичное поведение и настроение ребёнка. Если раньше он был весёлым и бойким, а в определённое время резко поменялся, особенно после посещения школы.
— в разговоре о школьной жизни, начинает эмоционально переживать
— резко отстаёт в учёбе, так как сложно сосредоточиться, вся энергия уходит на поддержание организма, чтобы справиться со стрессом.
— могут быть даже попытки побега из дома.
— Почему ребёнок часто не хочет делится своей бедой с родителями?
— В семье, где взрослые не понимают ребёнка, обесценивают его переживания , например, отобрали игрушку, и он жалуется родителям, которые его просто отсылают разбираться самому, да ещё и обзовут ябедой или плаксой.
Дети не особенно верят, что взрослые могут решить проблему и разобраться в ситуации. Боятся, что будет хуже и ещё больше разозлят обидчика.
Ребёнок пытается забыть этот стресс, а, рассказывая родителям, он как бы переживает это заново.
— Что требуется от родителей, чтобы ребёнок смог рассказать правду?
— Необходимо проявить понимание, чуткость и терпение , особенно принятие этого факта, для того, чтобы он рассказал свою страшную тайну.
Родителям нужно постоянно интересоваться жизнью своего ребёнка , его друзьями, увлечениями, оценками и школьным времяпрепровождением.
— Самый главный вопрос: что делать?
— Как только узнали о травле вашего ребёнка, самое главное, не паниковать, так как ребёнок чувствует тревожность родного человека. Не нужно пускать ситуацию на самотёк в надежде, что само пройдёт. Пока родители закрывают глаза на проблему, в это время психика ребёнка разрушается.
Важно рассказать ему о своих чувствах и переживаниях, поддерживать морально каждый день, успокаивать и подбадривать. Дать ребёнку полностью выговориться, не перебивая и не обвиняя его ни в чём. Хорошо, если он полностью откроется родным, тем самым снимет стресс. Когда заново проживёт эти моменты, ему станет легче. Пусть даже погневается, выпустит пар. Можно предложить побить боксёрскую грушу, подушку. Такие физические действия очень помогают. Плакать также не возбраняется. После всего прожитого надо дать успокоиться. Главное — показать ребёнку свою любовь и поддержку. Уверенность родителей в победе обязательно передастся и ему.
Можно его записать в секцию или другой развивающий кружок, уточнив, хочет ли сам ребёнок заниматься. Ну и, конечно же, лучше обратиться за помощью к психологу. Профессионал сможет понять причину и посоветовать наилучший выход из неприятной ситуации.
— Какие действия предпринять родителям по отношению к обидчику своего ребёнка?
— Обязательно поговорить с классным руководителем, директором и сообща попробовать решить проблему, только без присутствия ребёнка, чтобы ещё больше не нанести ему травму. С классным руководителем лучше всего разговаривать также вне класса, без детей.
Не стоит разбираться с родителями самого агрессора , так как любые родители всегда защищают своего ребёнка, это приведёт к конфликту. Можно провести беседу в присутствии психолога. Также не следует разговаривать с самим обидчиком, особенно без его родителей, это не поможет, а ещё больше усугубит ситуацию.
В каждой школе есть заместитель директора по воспитательной работе, к которому также можно обратиться. Если существует проблема рукоприкладства, то также стоит подключить к решению вопроса инспектора по делам несовершеннолетних.
— Если жертва травли переживает сильный стресс, тревогу, испуг, то чем плох буллинг для самого агрессора?
— Безнаказанность ведёт к формированию у подростка асоциального поведения . Она также порождает дальнейшие преступления. Что может обернуться для обидчика даже тюрьмой .
— Мы подробно рассмотрели действия родителей жертвы, а вот как вести себя родителям самого обидчика, если на их ребёнка поступают жалобы? Ведь, наверняка, для многих это становиться открытием.
— Тут, как и в случае с жертвой, есть определённые признаки, когда уже пора начать тревожиться:
— ребёнок может приносить домой чужие вещи и деньги, которые родные ему не давали.
— он радуется неудачам своих одноклассников. Обесценивает учёбу, труд других детей. Насмехается над внешностью, одеждой, изъянами, недостатками.
— появились новые друзья, которые оказывают на него дурное влияние.
Первая реакция — это отрицание, ведь каждый родитель любит своего ребёнка и считает его самым лучшим. Главное — сохранять спокойствие! Необходимо выяснить, что произошло на самом деле не только у ребёнка, но и у других детей — свидетелей конфликта.
Главная задача взрослых заключается в том, чтобы прекратить травлю. Но тут нужна работа со всей группой участников (жертва, обидчик, свидетели). Буллинг — это социальный процесс, который не обходится без наблюдателей.
Необходимо в доверительной беседе объяснить ребёнку, что это насилие, которое может привести к страшным последствиям. Ведь дети не всегда понимают всю серьёзность ситуации, что травля может довести жертву до необратимых последствий, вплоть до самоубийства. Часто агрессор и наблюдатели думают, что это игра, хоть и жестокая, поэтому главная задача родителей — объяснить своему ребёнку всю опасность. В беседе стоит приводить жизненные примеры, смотреть фильмы и читать книги по теме травли над детьми, чтобы ребёнок визуально понял ситуацию.
Категорически запрещено наказывать ребёнка физически. Это ещё раз докажет, что силой можно достичь превосходства. Также не стоит вызывать жалость к жертве, так как это формирует презрение, в итоге подросток начёт травлю с ещё большей силой.
Очень важно с раннего возраста воспитывать в ребёнке сочувствие к ближнему. Это называется воспитанием эмоционального интеллекта, когда с детства формируются эмоции сочувствия, переживания, любви, страха, обиды и т. д. К сожалению, сейчас в мире это слабо развивается.
При правильном подходе и объяснении агрессор и наблюдатели начинают понимать, что за жертвой, над которой они издеваются, всегда скрывается человек, такой же, как они. Очень помогает представить самого обидчика в роли жертвы, а потом уточнить, как он себя чувствует, какие эмоции испытывает, комфортно ли ему. В психотерапии есть термин «драмтерапия» — это, некая, театральная постановка, в которой обыгрываются все роли.
Буллинг — очень серьёзная вещь, и многие дети — агрессоры, когда вырастают, начинают сожалеть, что издевались над своими одноклассниками, может появиться чувство вины и самобичевания. Поэтому самое главное -разъяснить всё это ребёнку вовремя.
В конце хотелось бы отметить, что основная задача родителей обеих сторон — воспитание на личных примерах. Если родитель учит ребёнка не обманывать, а сам постоянно лжёт или запрещает распускать руки, а сам колотит его за каждую провинность, то ребёнок не поймёт где хорошо, где плохо, он попросту запутается и будет делать так, как делают взрослые.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото из интернета.






Добавить комментарий