Main Menu

Золотой баткенский абрикос

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Почему он стал таким? Разговор об этом и о другом с макроэкономистом, финансистом и геополитологом Султанбаем АЙЖИГИТОВЫМ

— Султанбай Абдрашитович, Министерство экономики и финансов недавно сообщило, что «для укрепления планирования, координации, исполнения и прозрачности бюджета, а также оказания консультационной помощи» нанята французская компания Linpico SARL. В соцсетях это вызвало шквал недоверия и критики. А что думаете вы, как специалист, об инициативе Минэкономики и финансов?
— Она вызвала у меня крайнее удивление. Непонятны причины и мотивы. Это больше похоже на предложенную ранее инициативу о сдаче наших регионов в доверительное управление развитым странам с установлением их флагов и порядков, с целью опять же якобы обеспечения развития этих регионов. Очень просто: ничего не надо делать, придёт «дядя», вложит деньги и обеспечит наше процветание! Или, как шутили в советское время, объявить США войну и сдаться либо попроситься в состав США очередным штатом и т. д. Но это шутки, а здесь…
Инициатива министерства вызывает несколько вопросов. Во-первых, получается, экономический блок исполнительной власти признаётся в своей полной несостоятельности быть эффективным регулятором экономической системы в целом и управлять бюджетом в частности? Конечно, гораздо проще напрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность, решать частные вопросы отдельного бизнеса, чем содействовать экономическому росту страны в целом, эффективно управляя рыночными рычагами государства, каковыми являются доходы и расходы бюджета, требующие высокого уровня компетентности и качества государственного менеджмента.

Во-вторых, инициативу можно расценивать как уход от ответственности экономического блока Кабинета министров за принятие возможных непопулярных решений.
В-третьих, она может означать полную потерю доверия внешних кредиторов к нашему государству и власти, в частности, членов Парижского клуба. Как результат — скрытое внедрение внешнего правления в стране под видом добровольного найма ею иностранной компании для разработки целевых мероприятий по возврату внешнего долга, не считаясь с национальными интересами.
— Что вам известно о компании Linpico SARL, кроме той справки, которую она выдаёт о себе в сети Linkedin: основана в 1991 году, представляет собой многопрофильную консалтинговую компанию, работающую по всему миру в области международного развития?
— К сожалению, ничего, кроме этого. Вполне возможно, что она ангажирована с Парижским клубом.
— Что вы думаете об экономической ситуации в целом в стране?
— Сказать, что она тяжёлая, значит, ничего не сказать. На и без того на ладан дышащую экономику навалились пандемия, внутренние политические события, обострившийся хронический дефицит денег в экономике, военная агрессия Таджикистана. Добавьте к этому внешние факторы. В частности, эскалацию угроз безопасности в целом Центральной Азии в связи с выводом войск США из Афганистана, кризис в мировой финансовой и экономической системе, нарушение цепочек глобальной логистики, международных поставок, геополитическое обострение отношений глобальных политических игроков и т. д.
В результате темпы роста ВВП Кыргызстана упали до минус 9%, резко повысился уровень бедности, стремительно падают реальные доходы населения, нищающего на глазах. Если за черту бедности брать прожиточный минимум, как это принято во всём мире, то с учётом пандемии и других вышеотмеченных причин реальный уровень бедности в стране превысил 90%. Необходимы срочные эффективные антикризисные системные меры и программы, способные в кратчайшие сроки вывести из этого катастрофического состояния, иначе беда. Время примерного ученика закончилось, пора взрослеть и жить своим умом, брать судьбу в свои руки и решать всё по-взрослому. Самое обидное то, что такие антикризисные программы и люди, генерирующие идеи, способные воплотить их в жизнь, в Кыргызстане есть, но эти программы не рассматриваются, а люди, способные их осуществить, находятся ни при делах. А время — самый ценный ресурс в современных условиях, бездарно уходит.
— Объясните, пожалуйста, с точки зрения экономиста, почему галопируют цены? Нет ни одного продукта, на который за последний год не выросла цена. Живём в южной республике, а местные яблоки сейчас стоят 200 сомов и выше.
— Всему виной порочная импортно-реэкспортная структура экономики, сложившаяся за последние 30 лет. Мы мало что производим. Если есть производство, то оно с минимальной цепочкой добавочной стоимости, что делает его низкорентабельным. Пандемия показала, что страна, к сожалению, не способна самостоятельно обеспечить даже продовольственную безопасность, производя чуть более 20% необходимых продуктов питания собственного изготовления. То есть почти 80% продуктов питания мы импортируем, а о производстве инвестиционных товаров и говорить не приходится. Всё это делает нашу экономику крайне неустойчивой и зависимой от малейших внешних колебаний.
Поэтому пандемия, нарушение цепочек глобальной логистики и международных поставок резко повысили и продолжают поднимать цены на импортируемые товары. Это увеличило спрос на доллары США с последующим падением курса национальной валюты, усугубляющим инфляцию. Вслед за ростом цен на импортные товары по цепочке взлетели цены на товары отечественного производства, в стоимости которых присутствует большая доля импортной составляющей. Кроме того, повысились потребительские расходы людей, занимающихся производством отечественных товаров. И они стали компенсировать это повышением цен на собственную продукцию в то время, когда реальные доходы населения неуклонно падают.
— Вы видите выход?
— Да, для избавления от этой хронической экономической напасти и зависимости, нам необходима новая индустриализация страны на основе современных технологий, политика замещения импорта с одновременным расширением экспорта конечной продукции отечественного производства, повышение реальных денежных доходов населения. Сложно, но возможно! Для этого у нас есть всё, даже собственные финансовые источники, необходим лишь компетентный государственный менеджмент.
— Вы коренной баткенец и наверняка знаете о знаменитых баткенских абрикосах больше, чем мы. Раньше их продавали повсюду: на рынках, в овощных лавках, на тротуарах. В этом году абрикосов в продаже, во-первых, очень мало, во-вторых, по цене они стали золотыми. В чём дело? Неурожай? Уходят в соседние страны? Или выращивание стало «золотым»?
— Во-первых, урожай абрикосов побили случившиеся в апреле и мае заморозки. Во-вторых, абрикосы в первую очередь отправляют на экспорт ввиду высоких покупных цен, а остатков, поступающих на местный рынок, весьма недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса на продукт, ставший брендом Баткена. Как известно, дефицит повышает спрос, а последний — цены.
— Наверняка у вас есть свой ответ и на вопрос о дефиците поливной воды в Чуйской области. Одни объясняют это тем, что из-за холода в горах ледники тают не так интенсивно, другие — земляным руслом рек, сквозь которое много воды уходит через дно… Разрешима ли проблема?
— Возможно, есть какие-то объективные причины этой беды, но они мизерные. А в основном виной некомпетентность, халатность и коллективная безответственность управленцев соответствующих структур на всех уровнях. Даже при наличии неблагоприятных природных условий дефицит поливной воды можно было предвидеть и устранить на уровне, максимум, губернатора и начальника Департамента водного хозяйства Чуйской области. Это как раз тот случай, про который говорится: кадры решают всё.
— Что вы думаете о новом варианте среднесрочной тарифной политики по электроэнергии на 2021-2025 годы, вынесенном на обсуждение Министерством энергетики и промышленности? Тарифы на свет предлагается поднять на 37 тыйынов, на горячую воду и отопление — на 25%.
— Положение в энергетике — ещё одна тупиковая проблема, которая тяжким грузом лежала на плечах всех предыдущих властей и легла на ныне действующую. Однако управленцы отрасли, к сожалению, в очередной раз пытаются решить её за счёт народа. Насколько мне известно, на реконструкцию энергетической системы страны за всё время независимости привлечено более $1 млрд. инвестиций. Этой суммы вполне бы хватило, чтобы обновить если не все основные средства энергосистемы, то их подавляющую часть, и сегодня не было бы проблем. Однако весомая часть денег успешно разворована и тяжким грузом легла на себестоимость электроэнергии. К сказанному могу добавить, что предлагаемое повышение тарифов на свет, горячую воду и отопление может привести к очередному раскручиванию инфляционных процессов и, соответственно, усилить депрессию в обществе.
— Как разрешить проблему с тарифами?
— Социально безболезненно её можно решить, только если вернуть разворованные деньги и покончить с коррупцией. Это с одной стороны. Причём, если мы хотим искоренить коррупцию, то нужно иметь в виду, что она — категория больше политическая, чем уголовная. Уголовным преследованием можно лишь возместить ущерб и достичь неотвратимости наказания. А искоренить коррупцию можно только путём устранения её источника, который находится в политической системе, а именно в выборной системе, основанной на частных деньгах. Искоренение коррупции должно сопровождаться изменением принципов выборной системы, особенно в части финансирования выборов, чтобы обеспечить избрание самых компетентных и честных кандидатов, а не заведомо коррумпированных лиц. Это большая отдельная тема, я об этом писал раньше.
С другой стороны, необходимо адекватно повышать реальные денежные доходы населения, и тогда увеличение тарифов будет восприниматься обществом с пониманием.
— Только что улеглись страсти в связи с очередным бунтом перевозчиков в столице. Цены на проезд остались прежними, но очевидно, что аварийную ситуацию разрулили лишь временно. Где выход?
— Да, проблема не решена, она всего лишь отложена до сентября. Её обсуждение в Жогорку Кенеше показало, что кризис порождён халатностью, безответственностью и коррупцией в сфере перевозочного бизнеса. А пострадавшими оказались две части простого народа — пассажиры и водители. Выход из этой ситуации я вижу не в повышении тарифа на проезд, а в уменьшении доли доходов хозяев этого бизнеса и их коррумпированных прокладок в пользу увеличения доли водителей микроавтобусов, которые, собственно, и зарабатывают эти деньги. Или, как сказал бы К. Маркс, за счёт уменьшения нормы прибавочной стоимости в пользу стоимости рабочей силы, за счёт снижения степени эксплуатации рабочей силы.
— Я знаю, что вы разработали собственную антикризисную программу по ускоренному выводу населения из бедности. Расскажите, пожалуйста, о её сути.
— Суть заключается в ежегодном повышении реальных денежных доходов населения и целевого направления этих денег на потребление товаров и услуг отечественного происхождения, а также в обеспечении непрерывного обращения этих денег между конечным отечественным производителем и потребителем, не допуская при этом разворачивания инфляционных процессов в экономике.
Мы разработали эту программу два года назад при поддержке Министерства труда и социального развития по инициативе министра У. Кочкорова. Она предусматривает ежегодное повышение зарплаты всем бюджетникам на сумму от 3 000 сомов до 5 000 сомов, пенсий — от 1 200 сомов до 1 500 сомов, пособий и стипендий — на 1 000 сомов до тех пор, пока минимальные пособия, стипендии и пенсии не превысят норму прожиточного минимума. Это позволит в течение пяти лет полностью искоренить бедность в стране. А целевое направление увеличившегося семейного бюджета на потребление отечественных товаров и услуг повысит спрос на отечественные товары, что ускорит приток так называемых производных инвестиций в реальный сектор экономики и обеспечит бурное развитие собственного производства. При этом ежегодные темпы роста ВВП страны составят не менее 10%.
Безналичная форма финансирования нашей программы позволила бы сделать все денежные потоки абсолютно прозрачными и не допустила бы коррупционных проявлений при реализации. Что очень важно, нет необходимости в привлечении внешних инвестиций — определены внутренние источники финансирования, и разработаны его механизмы.
— Есть ли страны, которые успешно последовали именно тому пути, который вы предлагаете?
— Мы взяли за основу современную теорию ускоренного экономического развития, проанализировав опыт развития Германии со времён канцлера Отто фон Бисмарка по настоящее время, Японии, которая переняла опыт Германии, а также Южной Кореи и Тайваня, которые в свою очередь последовали примеру Японии. При этом программа приспособлена к национальным условиям Кыргызстана.
— Почему же дело никак не дойдёт до исполнения?
— Мы презентовали свою программу во многих фокус-группах. Например, в группе экс-министров труда и социального развития, в Министерстве экономического развития, ассоциациях отечественных производителей, Академии наук, Национальном банке, коммерческих банках, в регионах и IT-компаниях — везде получили восторженные отзывы. После этого вынесли на обсуждение в правительство во главе с премьер-министром М. Абылгазиевым, где тоже поддержали. Однако до реализации так и не дошло. Сначала ссылались на отсутствие денег, хотя на первом этапе исполнения проекта (в течение пяти лет) требовалось не более 8 млрд. сомов, а затем и вовсе отложили до поры, пока не пройдут выборы в Жогорку Кенеш и не сформируется состав нового правительства. Несмотря на это, в марте 2020 года, когда разразилась пандемия, наша команда попыталась убедить правительство М. Абылгазиева начать реализовывать программу как антикризисную, чтобы поддержать население и бизнеса. Но нас не услышали. Далее произошли известные политические события, сменилась власть, назначили выборы, и всем было не до проектов.
Сегодня актуальность предлагаемой нами антикризисной программы с учётом бедственного положения нашего населения и состояния экономики чрезвычайно высока. Полагаю, что условия для её реализации созрели давно и народ требует именно таких неординарных решений.
Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Related News

Главное — верховенство закона

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintМы продолжаем серию материалов, приуроченных к 30-летию независимости Кыргызстана. Взглянуть на путь, пройденный нашей странойRead More

Армейские будни глазами министра

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint1 февраля этого года Указом Президента С. Жапарова  «О дальнейших мерах по развитию системы управления ВооружённымиRead More

Добавить комментарий