Main Menu

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

I. Введение
Кыргызская Республика как суверенное светское государство на пути своего развития испытывает значительные социально-экономические трудности в построении общества, основанного на принципах народовластия.
Приобретение независимости бывшими республиками СССР в конце XX века привело к установлению нового политического и социально-экономического строя, а также к значительным изменениям сознания людей и их духовно-нравственных ценностей.
В период динамично развивающейся глобализации наряду с положительными изменениями в обществе возникли и негативные проявления в нравах, сознании, духовном мире и поведении людей.
Смена ценностных ориентиров обусловила необходимость осознания важности традиционных ценностей народа, сохранения и развития наследия, бережно передававшегося из поколения в поколение.
Государству целесообразно руководствоваться единством национальных и общечеловеческих ценностей в социализации будущего поколения своих граждан. Права человека, его свободы, обязанности и ответственность считаются высшими ценностями в каждом обществе. При этом в приоритете общественные и государственные интересы над индивидуальными и их непротивопоставление.
В условиях стремительного изменения информированности, мировоззрения и сознания народа важно воспитывать граждан страны на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формировать национальную и гражданскую идентичность, гражданскую культуру.
Государство уделяет особое внимание приобщению граждан к традиционным ценностям народа и их стремлению к мировым инновациям, глубокому познанию и любви к Родине, народу, кыргызскому героическому эпосу «Манас» и другим духовно-нравственным ценностям, вековым традициям. Все учебно-воспитательные учреждения и организации должны проводить активную работу в данном направлении.

II. Понятие и термины, применяемые
в концепции

В данной концепции применяются следующие термины:
гражданская культура — уровень политической культуры граждан, проявляющийся в их осознании гражданского долга, уважении к политической системе общества, политическим лидерам и одновременной независимости от них;
гражданская идентичность — индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта;
духовно-нравственные ценности — основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины;
материальный интерес — стремление к вещественным выгодам;
мировая экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;
мировоззрение — система взглядов на природу, социум и человека, окружающую действительность и место самого человека в этой системе. Мировоззрение выражается через систему ценностей, идеалы конкретной личности и определённой социальной группы;
народ (нация) — население государства, постоянные жители страны;
национальная идентичность — осознание людьми, принадлежащими к определённой нации (народности, этнической группе), её идеалов, культурных норм и традиций, а также положения своей нации в общем многонациональном социуме;
национальное сознание — совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности;
национальные ценности — это национальные традиции и обычаи, культура и искусство определённого народа;
общечеловеческие ценности — совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т. п.;
традиционная культура — определённая форма культуры, которая отражает народный уклад, образ жизни, а также создаётся и передаётся народом на протяжении длительного периода времени;
этнос — исторически сложившаяся общность людей (народность, нация), имеющая социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения.

III. Основные принципы Концепции о духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности Все программы, разработанные по направлениям, определённым в рамках данной концепции, должны соответствовать следующим принципам:
— духовно-нравственное воспитание основывается на традиционных ценностях, знаниях и опыте народа, а также общечеловеческих ценностях;
— равное развитие духовно-нравственного и физического воспитания;
— честь и достоинство, доблестное служение Родине и народу — наивысшие ценности;
— приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными интересами;
— семья, достойное воспитание и качественное образование — основа духовно-нравственного и физического развития;
— сострадание, милосердие, благородство, справедливость — основа нравственности личности.

IV. Цель, задачи и направления концепции
Цель концепции — формирование всесторонне развитой, глубоко впитавшей духовно-нравственные и культурные ценности своего народа, почитающей родной язык как ключевую ценность, образованной, ответственной, здоровой, патриотичной, достойной личности.
Задачи концепции:
— ориентировать народ Кыргызстана, особенно подрастающее поколение, на сохранение целостности государства и обеспечение информационной безопасности, сохранение национального достояния, традиционных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, ведение здорового образа жизни, честного труда, получение правового, экологического и эстетического воспитания;
— обратить в закономерность следующие нормы общественного поведения: бережное отношение к государственному и родному языку, соответствие процессу развития гражданского общества и патриотизм.
4.1 Семья — фундамент духовно-нравственного развития личности
Главная обязанность семьи и родителей перед молодым поколением — заложить глубокие и всесторонние духовно-нравственные основы и воспитать истинного патриота.
Несмотря на социально-экономические и политические проблемы, безработицу, рост внутренней и внешней миграции и др., семья, родители обязаны обеспечить здоровый образ жизни и получение качественного образования подрастающему поколению, заложить крепкую духовно-нравственную основу и привить трудовые навыки. Создание условий для освоения молодёжью технологических навыков, соответствующих развитию общества, формирования духовно богатого, свободного, нравственного поколения. Для формирования гражданских и патриотических чувств важно, чтобы общество, традиционная семья, каждый из родителей воспитывал детей своим образцовым поведением, проявлением заботы и внимания.
Государство обязано оказывать всестороннюю поддержку родителям и заботиться о целостности семьи.
4.2 Достойное воспитание и качественное образование — основа развития личности
Все уровни системы образования, включая этнопедагогику, — основа воспитания духовно-нравственного развития личности. Деятельность педагогов и наставников по духовно-нравственному развитию личности должна осуществляться добросовестно, ответственно и на высоком профессиональном уровне. Каждая личность должна получать развиваться в соответствии со своим мировоззрением и индивидуальными способностями.
4.3 Физическое воспитание и спорт — основа здоровья
Важнейшей задачей государства и общества является забота о здоровье каждого человека и всей нации. Одно из приоритетных направлений — укрепление здоровья и генофонда нации через просвещение.
Наряду с приобщением их к спорту, как неотъемлемой части повседневной жизни, необходимо формировать у людей стремление к здоровому образу жизни.
4.4 Трудовое воспитание
Общество и государство должны заботиться о том, чтобы каждый гражданин осознавал, что честный и неустанный труд — источник благополучия и достатка, и следовал этому в повседневной жизни. Движущими силами духовно-нравственного развития личности являются самоотверженный труд и раскрытие своего внутреннего потенциала. Самые опасные, разлагающие общество явления — лень, коррупция и эгоизм, преследующие удовлетворение исключительно личных интересов.
Все общественные институты, особенно семья, а также воспитательные и образовательные учреждения и организации должны направлять и обучать подрастающее поколение достижению материальной независимости через развитие творческого, созидательного труда с учётом сфокусированности современного мирового сообщества на освоении IT-технологий, развитии научно-технических дисциплин и креативных индустрий.
4.5 Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — формирование у личности эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в окружающей природе, повседневной жизни, культуре, искусстве.
Ознакомление широкой общественности с эстетикой и красотой народных традиций и воспитание умения их ценить — требование времени. Необходимо также направлять усилия государства и общества на включение традиционных ценностей нашего народа в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
4.6 Воспитание в духе приверженности национальным и общечеловеческим духовным и культурно-нравственным ценностям
Мерилом духовности всего общества являются присущие нашему народу такие ценные качества, как гостеприимство, объективность, честность, справедливость, великодушие, щедрость, нестяжательство, терпение, умение прощать, доброта, милосердие, патриотизм.
Адаптация с опорой на мировой опыт традиционных методов регулирования социальных отношений к современным условиям развития общества в соответствии с нормами юридического права и учётом верований — требование настоящего времени.
Неисчерпаемое духовное наследие и нравственные ценности народа являются сокровищницей воспитания и образования.
Для развития человечества необходимо многообразие и взаимодействие культур. Условиями динамичного развития личности являются восприятие молодым поколением лучших передовых примеров мировой культуры, следование международным нормам поведения и владение коммуникативными навыками.
4.7 Почтительное отношение к языку и его развитие
Определяющим признаком этноса является родной язык. Государственный язык — средство построения гражданского общества, развития сотрудничества и отношений между этносами.
Владение государственным и родным языком представителями всех этносов, умение грамотно говорить и писать на этих языках — патриотический долг каждого гражданина и показатель его культуры.
Вместе с тем изучение официального и мировых языков, умение ими пользоваться в повседневной жизни необходимы для развития каждого гражданина и общества в целом.
4.8 Экологическое воспитание
Бережное отношение к природе — вековая традиция народа и один из признаков нравственности человека. Долг каждого поколения — рационально использовать и передать потомкам природные богатства, не нанося ущерба окружающей среде. Воспитательная работа, опирающаяся на богатый жизненный опыт народа и достижения мировой экологической культуры, — залог жизни в гармонии с природой.
4.9 Воспитание правовой культуры
Основными нормами Конституции Кыргызской Республики являются права, свободы и обязанности гражданина. Свобода и ответственность личности должны быть в центре внимания общества как высшая ценность. Права и свободы человека, их гарантии определяют направления деятельности государства.
4.10 Гражданское развитие и патриотическое воспитание
Защита прав и свобод каждого гражданина страны, уважение закона, добропорядочное поведение, усвоение элементов общечеловеческой культуры, соответствующих национальному духу, самокритичность, стремление к инновациям — основные направления патриотического воспитания и гражданского развития.
Одним из источников безопасности, стабильности и благополучия государства является достижение в стране межэтнического согласия, взаимного уважения прав и культур.
4.11 Сохранение целостности кыргызского государства
Сохранение целостности кыргызского государства, укрепление единства народа, защита суверенитета Отечества, следование принципу «интересы народа превыше всего», бережное отношение к истории и культуре своего народа, воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за героическое прошлое предков являются основными целями духовно-нравственного воспитания.

V. Пути реализации концепции
5.1 Воспитание — обязанность всего общества
Для духовно-нравственного развития личности необходим ответственный и творческий подход к разработке и реализации на основе концепции единого плана действий государственных органов, всех учебно-воспитательных учреждений с вовлечением в эту работу общественных организаций, средств массовой информации, научно-исследовательских учреждений.
5.2 Способы и формы воспитания
Воспитание — это целенаправленный, ответственный процесс, состоящий из творческих и традиционных форм и методов. Для достижения целевых результатов в воспитательной работе необходимо использовать различные апробированные в мировой практике формы: массовые, групповые и индивидуальные.
5.3 Условия реализации концепции
Процесс воспитания личности должен проходить повсеместно во всех сферах общественной жизни. Формированию предпосылок для воспитания духовно-нравственной личности способствуют примеры поощрения и оказания уважения обществом людям за их трудолюбие, добросовестность, ответственность, патриотизм, а также наказания за противоправные действия.
Государство должно создать соответствующие условия для успешного духовно-нравственного развития и физического воспитания личности. Процесс воспитания должен быть подкреплён необходимыми материальными, экономическими ресурсами, учебно-методическими комплексами, механизмом стимулирования труда педагогов-воспитателей и наставников.

VI. Результаты воспитания
Результатом духовно-нравственного воспитания является человек, ставящий целостность государства и его интересы выше собственных, овладевший глубокими знаниями, гордящийся историей своего народа, героическим прошлым предков, преданный идее единства и согласия народа, любящий родной язык, почитающий национальные и общечеловеческие ценности.
Это уважающая закон, права и свободы человека, впитавшая лучшие примеры мировой культуры, самокритичная, стремящаяся к инновациям, ответственная и здоровая личность.

VII. Источники финансирования
1. Республиканский бюджет.
2. Местные бюджеты.
3. Специальные средства.
4. Средства спонсоров.
5. Финансы общественных фондов.
6. Грантовые средства.
Отчётность по воспитательному процессу на всех уровнях необходимо обеспечить под контролем соответствующих государственных органов и общества.

VIII. Заключение
Концепция разработана на междисциплинарной научной основе для мониторинга процесса и результата реализации цели и задач духовно-нравственного развития и физического воспитания личности.
Достижение цели учебно-воспитательного процесса возможно при охвате всего общества, тесном взаимодействии государственных органов, всех образовательных учреждений и организаций, работающих по единому плану действий духовно-нравственного развития и физического воспитания личности.






Related News

Распоряжением Президента

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНабиев Нуркамал Бурханович освобождён от занимаемой должности первого заместителя генерального прокурора Кыргызской Республики. Молдокматов АбайRead More

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintI. Введение Кыргызская Республика как суверенное светское государство на пути своего развития испытывает значительные социально-экономическиеRead More

Добавить комментарий