Main Menu

Экогород Асман (миф или реальность?)

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

СовременнаЯ цивилизация породила такое явление, как современный город с его инженерно-техническими объектами и инфраструктурой. Существует большое разнообразие городов — от небольших поселений до огромных мегаполисов, созданных в ХХ веке. Сейчас в городах живёт половина населения планеты. Города являются источниками развития цивилизации, и в то же время они стали одними из главных виновников деградации окружающей среды. Общее будущее человечества во многом определяется тем, сможет ли оно преобразовать города так, чтобы они не уничтожили окружающую среду, а стали бы центрами устойчивого развития, и современная цивилизация — естественной частью экосистемы, а не её антиподом.
Экогорода — это города, в которых установлен баланс между социальным благополучием населения, чистой окружающей средой и плодотворным развитием экономики. Поэтому на глобальном форуме «Рио-92» был принят Стратегический план действий — повестка на XXI век. Чуть раньше многие развитые страны начали осуществлять первые шаги по созданию экологических городов. За последние 30 лет создано немало теорий и концепций экологических городов, первые идеи которых прозвучали ещё в ХIХ веке в проекте Эдварда Говарда «Город солнца». Практическая реализация создания экогорода началась в высокоразвитых странах Европы, Азии, Америки. В основном в экологические города реконструируют существующие города небольшие по размерам. Например, в Европейском союзе существуют шесть экогородов — Мальмо (Швеция), Дублин (Ирландия), Таллинн (Эстония), Хиллерод (Дания), Гамбург (Германия) и Аугустенборг (Дания). Гораздо меньше примеров строительства экогорода на свободных территориях. Примером такого амбициозного проекта служит экогород Масдар около Дубая в ОАЭ.
Проект, предложенный ещё в 2006 году, будет стоить $22 миллиарда и займёт примерно 8 лет. Первая фаза строительства начата в 2009 году, завершение планировалось в 2016-м. Однако до сих пор строительство не завершено. Площадь города займёт 6 км2 и будет вмещать в себя 45-50 тысяч жителей и 1 500 компаний, в первую очередь занимающимися научно-исследовательскими разработками, т. е. согласно специализации научного города. В городе будет построен университет науки и техники Masdar (MIST) при сотрудничестве Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology).
Проект стоимостью $22 миллиарда может стать первым городом с нулевым балансом выброса углерода. Основными источниками энергии в городе должны стать ветер, солнце и водородные топливные элементы. Сточные воды будут перерабатываться и затем использоваться в ирригационной системе.
Главные цели при создании экогорода — необходимость обеспечения устойчивой структуры потребления, найти пути, позволяющие обеспечить экономический рост и процветание при одновременном уменьшении расходов энергии, сырья и производственных отходов. Для обеспечения этих целей необходима как минимум национальная программа энергосбережения, развития экономики на возобновляемых источниках энергии — солнца, ветра, воды, биомассы. Также необходима стратегия пространственного развития территории области и страны в целом.
Экогород Асман не может существовать изолированно, а должен органично войти в сбалансированную экосистему Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны, для чего необходимо принять серьёзные и крупномасштабные меры по исправлению сложившейся экологической ситуации на Иссык-Куле.
Иссык-Кульская котловина как биосферный резерват имеет свои критерии сохранения и развития, которые, к сожалению, не соблюдаются. В 2008-2009 гг. Иссык-Куль номинировался в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По результатам первого этапа работ эксперты ИКОМОС и ЮНЕСКО подтвердили мировую ценность культурного и природного ландшафта Иссык-Куля и рекомендовали продолжить работу для включения в список мирового наследия дополнительно к статусу биосферного резервата всемирного значения, однако революция 2010 года остановила эти работы.
Разработанный в 2016-2020 гг. проект «Генеральная схема районной планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны (ИКРЗ) (1-й и 2-й этапы)» наметил основные направления устойчивого развития Иссык-Куля, который с учётом его курортных ресурсов, туристического потенциала и кардинального улучшения экологии должен стать экологическим курортно-туристическим центром мирового уровня. Проект получил одобрение главного научно-проектного института ЦНИИЭП Госстроя России и рекомендации по завершению 3-го этапа — инженерно-транспортной инфраструктуры, которая будет направлена на исправление неблагополучной экологической ситуации курортной зоны в настоящее время.
3-й этап проекта «Генеральная схема районной планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны (ИКРЗ)» (с учётом открытия финансирования) совпадает с началом крупномасштабной работы по созданию первого экогорода Асмана в Кыргызстане в селе Тору-Айгыр в северном курортном подрайоне Иссык-Кульской котловины. Вопрос срочного финансирования 3-го этапа проекта «Генеральная схема районной планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны» (ИКРЗ требует безотлагательного решения, т. к. создаваемый экогород Асман должен стать основным объектом в системе пространственного развития курортно-туристической зоны).
Вопросы территориального размещения города, его функционального насыщения, пространственного каркаса, площади, численности населения, технологии энергосберегающей архитектуры и безотходного производства с применением рециклинга и рекуперации, безопасного для экологии транспорта должны решаться в концепции и ТЭО экогорода с учётом предложений министерств и ведомств (издано распоряжение правительства Кыргызской Республики). Наиболее важные вопросы, связанные с экогородом Асманом, это место размещения, численность, решение экосистемы Иссык-Куля, увязка с проектом ИКРЗ. Экогород Асман должен стать органической частью экосистемы Иссык-Куля, т. е. дополнять оздоровляющий подход в использовании биосферной территории.
В связи с этим возникает первый важный вопрос. Село Тору-Айгыр расположено вдоль побережья озера с нетронутым ландшафтом (заросли облепихи, болотистые участки, заросли камыша и т. д.), которые являются естественным природным образованием для самоочищения озера. По этой причине вся северо-восточная и юго-восточная части побережья объявлены биосферной территорией и регулируются Законом Кыргызской Республики «Об особо охраняемых природных территориях» от 3 мая 2011 г. №18 и Положением о биосферной территории «Ысык-Кёль» (постановление правительства КР от 24 января 2000 г. №40). Также на планируемой территории расположены памятники археологии (могильники, петроглифы, руины средневековой бани), которые в соответствии с Законом «Об охране и использовании историко-культурного наследия» должны быть зонированы и учтены при проектировании экогорода. Не учитывать эти природоохранные и историко-культурные объекты — означает нарушение уже существующих систем защиты экологии.
Второй важный вопрос связан с планировкой города. В мире предлагаются разные модели городских систем, каждая по-своему удобная для решения градоэкологических задач. Например, города разделены по признаку «естественная среда — искусственная среда» и представлены в виде:
1. Природного каркаса города.
2. Техногенного каркаса города.
3. Городской ткани.
Природный каркас — это естественная система жизнеобеспечения города, состоящая из озеленённых и водных объектов, других ландшафтных элементов городской территории: парков, скверов, садов, бульваров, водоёмов, рек и т. д.
Техногенный каркас выполняет функции искусственной системы жизнеобеспечения города и состоит из транспортной и инженерной инфраструктур.
Городская ткань включает всю застройку города.
Для удовлетворительного решения градоэкологических задач природный каркас должен формироваться в виде целостной и непрерывной структуры, пронизывающей всё пространство города и выходящей в пригородное окружение. От гармоничного сочетания и устранения противоречий, возникающих между техногенным и природным каркасами, а также увязка с существующим проектным решением объездной магистрали и обводным оросительным каналом Сары-Джаз — Чу проекта ИКРЗ будет в целом зависеть качество городской среды. Эти крупные объекты инфраструктуры не должны пересекать план города по центру, т. к. в проекте районной планировки ИКРЗ они запроектированы как объездные и обводные сооружения. Не форма комуза должна определять план города, а природно-ландшафтная среда и уже запроектированная система районной планировки.
Третий важный вопрос касается численности экогорода и связан с решением основных условий жизнедеятельности города, занятости населения в структуре Иссык-Кульской области, какие виды производства целесообразно разместить в курортном районе, вопросы логистики, транспорта, снабжения водно-энергетическими ресурсами, переработки отходов. В этой связи наиболее подходящей представляется специализация экогорода Асмана по проблемам экологии Иссык-Куля, спасать которую надо не строительством полумиллионного города (что само по себе нереальная цифра), а разумного по размерам экосити (30-40 тыс.), который всецело будет центром и научной базой постепенной экологизации всей Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны. В экогороде можно разместить производство экологической безотходной продукции, научные лаборатории и проектные организации по исследованию вопросов экологии не только Иссык-Куля, но и всего Кыргызстана.
В обосновании и решении всех вышеперечисленных вопросов должны принять участие министерства и ведомства КР: экономики и финансов, Госкомитет по климату и экологии, транспорта и коммуникаций, энергетики и коммуникаций, сельского и водного хозяйства и развития регионов, Госагентство архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, культуры, информации, спорта и молодёжной политики, которые должны изложить своё видение экогорода (место размещения, численность, специализация или занятость населения, источники финансирования, ресурсы и т. д.). На основе общего видения необходима разработка, как сказано выше, концепции и ТЭО самого проекта для реализации начатой в республике идеи создания экогорода на Иссык-Куле. Для этого целесо-
образно привлечение всемирно известных архитектурных компаний, как это делается в Казахстане, Узбекистане и других странах. Актуальная в ХХI тема экогородов во всём мире дискуссируется и реализуется наиболее успешными странами. Экогород Асман может быть реализован в разумных пределах только при условии решения экологических проблем нашей жемчужины — Иссык-Куля, что станет вдвойне престижным для Кыргызстана на пути устойчивого развития.
Д. ИМАНКУЛОВ, заслуженный деятель культуры КР, доктор архитектуры, профессор, академик (МААМ);
К. АБДРАКОВ, заслуженный архитектор КР, профессор МААМ.






Related News

Финансы избиркомов под контролем ЦИК

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintКонтрольно-ревизионная группа при Центральной избирательной комиссии проводит проверку целевого расходования денежных средств, выделенных из республиканскогоRead More

Свет в домах кыргызстанцев

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПервый заместитель Кабинета министров Айбек Джунушалиев провёл выездное совещание на каскаде Токтогульских ГЭС.

Добавить комментарий