Main Menu

Что говорит новый бюджет

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В Министерстве экономики и финансов с участием представителей Администрации Президента, Жогорку Кенеша, Счётной палаты, министерств и ведомств, НПО, общественных советов, гражданского общества, международных организаций, СМИ состоялись общественные слушания по проекту республиканского бюджета на 2022 год и прогнозу на 2023-2024 годы.

Как сообщил первый заместитель министра экономики и финансов Алмаз Бакетаев, в основные посылы формирования данного проекта бюджета заложены те направления, которые Президент страны озвучил 31 августа в обращении к своему народу. «Сегодня история показывает, какая тяжёлая ситуация в плане обеспечения наших граждан. Это связано с пандемией», — заметил чиновник.
В части обеспечения защиты граждан замминистра добавил, что если в 2020 году получали внешнюю донорскую помощь для борьбы с COVID-19 порядка $357 млн., то в этом году постарались из бюджета использовать возможности для обеспечения всеми необходимыми средствами. Закуплены вакцины и лекарственные препараты. Предусмотрели направления по обеспечению безопасности в энергетическом секторе, продовольственной безопасности, а также защиты уязвимых слоёв населения. С 1 октября повышаются доходы пенсионеров, инвалидов с детства и ЛОВЗ. Сейчас условия ведут к тому, что надо создавать фонд, в котором решено аккумулировать средства на мероприятия по стабилизации экономики.
Замминистра рассказал, что сейчас предлагается все налоги заменить на один вид налога, в связи с чем продолжаются обсуждения по Налоговому кодексу. Проходят обсуждения и по Бюджетному кодексу. «Наша проблема в том, что есть инвесторы, но нет готовых проектов. Бюджет должен иметь возможность проплатить подготовку проектов, на которые обратят внимание инвесторы», — добавил он.
Далее замминистра кратко проинформировал о параметрах республиканского бюджета. Как он отметил, доходы республиканского бюджета в 2022-2024 годы составят 203,6 млрд., 218,8 млрд. и 231,8 млрд. сомов, темп роста доходов на 2022-2024 годы составит 117,7%, 106,0% и 107,4% соответственно. Расходы в 2022-2024 гг. составят 212,7 млрд., 223,4 млрд. и 223,5 млрд. сомов соответственно. Темп роста расходов на 2022-2024 годы составит 117,3%, 107,4% и 100,2% соответственно. Дефицит бюджета в 2022 году прогнозируется в сумме 9,1 млрд. сомов, или 1,3% к ВВП, в 2023 году дефицит прогнозируется с уменьшением и составит 8,1 млрд. сомов (1,1% к ВВП). При этом в 2024 году прогнозируется профицит бюджета на сумму 8,6 млрд. сомов (1,0% к ВВП).
В проекте бюджета на 2022-2024 годы в соответствии с Указом Президента предусмотрены средства на повышение социальных выплат, финансирование проектов экономического развития, цифровую экономику, борьбу с COVID-19 и её последствиями и на развитие Баткенской области.
Останавливаясь на приоритетах, замминистра заявил, что в настоящее время Министерство экономики и финансов нацелено на достижение бездефицитного бюджета и фискальную устойчивость; мобилизацию финансовых ресурсов в Стабилизационный фонд накопления резервов для будущих поколений и финансирования неотложных мероприятий; повышение эффективности расходов; пересмотр политики бюджетных правоотношений; внедрение современных методов оценки эффективности расходов и др.
В части межбюджетных отношений А. Бакетаев отметил, что в настоящее время звучит много нареканий к формуле выравнивающих трансфертов. В этой связи реформируются межбюджетные отношения. Подготовлены соответствующие проекты изменений по выравнивающим трансфертам и в целом по межбюджетным отношениям.
Макроэкономический прогноз на 2022-2024 годы представил начальник Главного управления экономической политики МЭФ КР Алмаз Абдекиров.
По его словам, главная цель макроэкономической политики на 2021-2024 годы — это создание условий для восстановления экономического развития страны. А важное условие выполнения целевых показателей — принятие мер для минимизации влияющих на экономику внешних и внутренних шоков, поддержка и стимулирование предпринимательства. В целях поддержки наиболее пострадавших секторов экономики, субъектов малого и среднего бизнеса принят комплекс фискальных финансовых мер, что приведёт к восстановлению утраченных объёмов в период пандемии. Формируется также пятилетний план развития, включающий в себя структурные изменения в экономике, реализацию крупных инвестиционных проектов, а также учитывающий новую реальность после пандемии, рыночные изменения, импортозамещение, кооперационные связи, возникающие новые бизнес-модели с использованием цифровых технологий и др.
В настоящее время экономическая активность в стране находится всё ещё на низком уровне, сдерживающим фактором выступают всё так же эпидемиологическая ситуация, снижение доходов населения. Выход экономики на положительные темпы роста зависит от эпидемиологической ситуации в стране и скорости восстановления экономик стран — торговых партнёров.
Итоги восьми месяцев 2021 года в целом продемонстрировали отрицательную динамику, реальный темп снизился на 0,7% (99,3%), без учёта предприятий по разработке месторождения Кумтор, темп роста составил 103,6%.
В секторах экономики рост оценивается следующим образом: в сельском хозяйстве — на 2,1%, промышленности — на 3,2% (без Кумтора — на 9%); сфере услуг — на 3,4%, строительстве — на 4,1%.
В сельском хозяйстве ожидается умеренный темп роста, в основном обусловленный следующим фактором: неблагоприятные погодные условия, наблюдавшиеся в северной части республики, могут повлиять на снижение урожайности зерновых культур и значительное повышение цены на ГСМ, а также на ход проведения осенне-полевой кампании.
Таким образом, учитывая ожидаемую в 2021 году стабилизацию ситуации в экономике, вызванной вспышкой COVID-19, в 2022 году прогнозируется восстановление экономики, которая постепенно начнёт набирать обороты. Экономический рост оценивается на уровне 106,5%, а без учёта предприятий по разработке месторождения Кумтор — на уровне 106,6%. В секторах экономики рост прогнозируется следующим образом: в сельском хозяйстве — на 2,3%, промышленности — на 15,1% (без Кумтора — на 8,9%); сфере услуг — на 3,9%, строительстве — на 6,7%.
В 2022 году ожидается увеличение общего объёма капитальных вложений до 148,3 млрд. сомов, где прирост объёма ожидается на уровне 5%, в основном за счёт обеспечения освоения капитальных вложений при реализации крупных инвестиционных проектов в энергетике, дорожной отрасли, при строительстве социальных объектов и жилых домов и т. д.
Ожидается восстановление объёмов торговли, где рост оценивается на уровне 5,0%; услуг транспортной деятельности и хранения грузов — на 6,0% за счёт снятия ограничений и возобновленияе авиасообщений и грузовых перевозок со всеми странами в прежнем объёме до предпандемийного уровня, постепенного увеличения потребительского спроса населения, проведения мероприятий по привлечению туристов, роста доходов населения и стабильного поступления переводов, внедрения цифровой экономики и др.
На 2023-2024 гг. экономический рост прогнозируется на уровне 99,3% в среднем за год, а без учёта предприятий по разработке месторождения Кумтор на уровне 103,5%, Уровень инфляции прогнозируется в пределах целевых среднесрочных ориентиров денежно-кредитной политики (5-7%).
В завершение А. Абдекиров отметил, что, безусловно, присутствуют риски достижения прогнозируемых показателей. Эти возможные риски распространения кризисных явлений, а также сохранение условий негативного влияния на экономики государств — членов ЕАЭС и основных торговых партнёров, может оказывать влияние на устойчивое экономическое развитие страны, что может привести к пересмотру параметров показателей. Поэтому госорганы и органы местного самоуправления должны принять неотложные меры для создания благоприятных условий для полноценного функционирования субъектов экономики.






Добавить комментарий