Main Menu

Ветер надежды отечественного кино

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В этом году юбилейный Х Международный кинофестиваль «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов» приурочен к 30-летию независимости нашей страны. Он проводился при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, общественного фонда «Айтыш» и Департамента кинематографии КР при финансовой поддержке Министерства культуры, информации и туризма.

Кинофестиваль ставил своей целью популяризацию короткометражных фильмов в киноискусстве, открытие сквозь призму авторского видения новых горизонтов кинематографа, модернизацию границ создания короткого метра с использованием ярких идей и новаторских подходов.
Международный кинофестиваль стран СНГ, Балтии и Грузии открылся показом короткометражного фильма режиссёра Алимжана Насырова «Вода», получившего Гран-при на I МКФ в 2011 году.
На нынешнем фестивале, как всегда, работали два конкурса: национальный и международный. На международный конкурс представили 14 короткометражных фильмов из всех республик бывшего советского пространства, а на национальный конкурс поступило 15 фильмов наших отечественных молодых режиссёров.
Просмотрев представленные на кинофестивале короткометражные фильмы как зарубежных, так и отечественных режиссёров, я пришла к мысли о том, как расширились за 10 кинофестивальных лет география участников кинопоказа, диапазон жанров, проблематика фильмов. Так, на нынешнем кинофестивале показали картины из 14 стран ближнего зарубежья: Азербайджана, Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Эстонии. Дипазон жанров тоже был широк: здесь и документальные, и игровые фильмы драматических и комедийных жанров. Драматические фильмы были многоплановы: здесь и фильм-раздумье («Скамейка», Кыргызстан, реж. Арсен Дуйшекеев), философская драма («Предел», Украина, реж. Иван Винарчик), драма-метафора («Вирага», Эстония, реж. Керли Кирх Шнейдер), драма-память («Ты здесь», Россия, реж. Орхан Абулов ), драма-ностальгия («Безмолвие», Азербайджан, реж. Замин Мамедов), трагикомедия («Мое чёрное сердце», Армения, реж. Гаруш Казарян), драма-трагедия («Обуза», Таджикистан, реж. Мензарали Шерали).
МКФ «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов» завершился 17 сентября, объявлены победители в четырёх номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», специальный приз жюри и приз зрительских симпатий. В национальном конкурсе приза зрительских симпатий удостоена документальная картина Айпери Усмановой «Девочка», посвящённая проблеме взаимоотношения отцов и детей в современном обществе ; приз за лучшую режиссуру получил также документальный фильм нашего отечественного режиссёра Гулнары Айтмаматовой «Скользкая дорога», повествующий об огромной мечте простой девочки Ажар, дочери чабана, живущей среди гор, стать известной фигуристкой; а лучшим отечественным фильмом признана работа режиссёра Байзака Маматалиева «На лодке».
Фильм этого же молодого режиссёра «На лодке» объявлен председателем жюри Даной Амирбековой — киноведом и кинокритиком из Казахстана, лучшим фильмом фестиваля на национальном конкурсе. В своём фильме Маматалиев поведал нам историю парня-мусульманина, работавшего перевозчиком-лодочником в небольшом селе, и в силу обстоятельств он был вынужден принять роды у молодой женщины-христианки прямо в лодке. Зрителям импонирует сам факт этого решения, взаимоотношения героев раскрыты молодым режиссёром очень глубоко, тонко и реалистично.
Приза зрительских симпатий удостоен докуметальный фильм кыргызского режиссёра Айкола Нурланбек уулу «Мээрман», приз за лучшую режиссуру получил фильм «Вираго» (Эстония, реж. Керли Кирх Шнейдер), а лучшим фильмом признана картина «Обуза» (Таджикистан, реж. Манзарали Шерали).
Фильм «Мээрман» повествует о местном лекаре Мээрман апа, которая, не имея медицинского образования, с помощью природного дара исцеляет людей от различных болезней с помощью травяных лекарств, помогает роженицам. За 30 лет работы она помогла родить 137 женщинам, оказывая помощь в любое время суток. Мээрман апа уже не молода, ей около 70 лет. Их село Токтобек-Сай — полуостров, окружённый со всех сторон водой, сообщение с землёй только на лодке. Пора задуматься о преемнике, которым становится её внучка — ещё школьница, но увлечённо перенимающая секреты бабушкиных трав. Она вместе с бабушкой тоже помогает односельчанам, вместе с бабушкой они взбираются на крутые вершины гор, чтобы собрать редкие лечебные травы. Она уже знает, какие травы помогают от каких болезней. Значит, Мээрман апа может быть спокойна за своих больных сельчан. Её труд высоко ценят в округе, и этим она счастлива. Не зря прожила жизнь! Её труд принадлежит тем сорока семьям, которые проживают в Токтобек-Сае.
В своём дебютном фильме таджикский режиссер М. Шерали поведал трагедию молодой женщины, которая оказалась обузой и для собственной семьи, и для семьи своего мужа. Она с ребёнком на руках и никому не нужна. Что делать? Её нигде не принимают, ей не может помочь муж, всецело подчиняющийся воле своего отца. Водитель-таксист тоже лишь сочувствует её положению, у него большая семья — жена и четверо дочерей. Тогда по дороге в родительский дом женщина принимает решение — оставить своего сына водителю и исчезнуть из жизни.
Меня, как зрителя, удивил своим философским содержанием фильм «Безмолвие» азербайджанского режиссёра Замина Мамедова. Главный герой фильма живёт в городе у сына. Он тоскует по родному аулу, где прожил всю жизнь. Каждый день он пересматривает архивные кадры и перемещается в своём сне в родные места. И только так может ощутить себя дома, только так утоляет ностальгию по тем местам, где прошли многие годы его жизни. Фильм берёт за живое, заставляя зрителей сопереживать главному герою.
Лучшим короткометражным фильмом на международном конкурсе в номинации «Лучшая режиссура» объявлен фильм эстонского режиссёра Керли Кирха Шнейдера «Вираго». По жанру это фильм-метафора. В деревне Вираго женщины трудятся в поте лица, а мужчины отдыхают. С началом Второй мировой войны мужчины бегут в лес, чтобы там отсидеться, а тяжёлый труд снова ложится на плечи женщин. Волею судьбы, а может быть, рока все мужчины погибают. Женщины пережили войну, взрастили новое поколение, только вот с тех пор в селе все мужчины не доживают до сорока лет. Похоже, на деревне лежит проклятье, которого не избежать и сейчас. Ведь каждый член семьи в соответствии со своим общественным статусом должен выполнять свои обязанности и по отношению к семье, и по отношению к обществу. Каждому — своё!
Х Международный кинофестиваль завершён. Осталось подвести некоторые итоги. Я думаю, что наши молодые режиссёры, вчерашние выпускники вузов и подрастающее поколение в лице учащихся-режиссёров, просмотрев лучшие 14 короткометражных фильмов, представленных на международный конкурс, получили много эмоций, обогатили себя яркими идеями и новаторскими подходами при реализации короткометражных фильмов.
Бесспорно, МКФ стал своеобразным локомотивом развития кинематографии в нашей республике и мостом встреч международных кинематографистов. На фестивале я слышала от участников о том, что Кыргызстан уже перерос рамки смотра короткометражных фильмов, следует перейти на следующий формат — организовать международный кинофестиваль уже полнометражных фильмов не только в масштабе стран СНГ, но и всего мирового сообщества. Как хочется верить в это!
Жумабубу ТОКОЕВА, кандидат культурологии, старший научный сотрудник НАН КР, киновед.



« (Previous News)



Related News

Вглядываясь в лики кыргызского кино

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВосьмидесятилетию отечественного кинематографа посвящена художественная выставка «Бейне», открывшаяся в Национальном музее изоискусств имени Г. Айтиева.

Когда танец — вся жизнь!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintДля неё театр — это, пожалуй, вся жизнь. Исполняя главные балетные партии в Национальном академическомRead More

Добавить комментарий