Main Menu

Себя как в зеркале я вижу…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В столичной Галерее-М (что располагается в арт-холле ЦУМа-2) открылась художественная выставка «Портрет художника. Взгляд на себя», приуроченная к 30-летию самой галереи.
Это вторая юбилейная экспозиция, в которой принимают участие художники республики. Первая называлась «Мой любимый Кыргызстан». Новая экспозиция посвящена жанру автопортрета — одному из сложнейших в изобразительном искусстве по признанию самих мастеров кисти. Организаторы выставки разместили рядом с автопортретами известных и молодых художников Кыргызстана их живописные и графические произведения.
Обширная экспозиция знакомит нас с работами Алексея Каменского, Таалая и Беткена Усубалиевых, Нарынкула Турпанова, Константина Шкурпелы, Момуна Астара, Халиды Шимовой, Натальи Копелович, Наргуяны Иннокентьевой, Петра Куринских, Ормонали Идирисова, Рината Ханафеева и других своеобразных и талантливых авторов.
Представлен в экспозиционном собрании и скульптурный жанр, это художественные композиции Тамилы Маматовой и Рахат Токтобаевой. К сожалению, не все художники смогли представить автопортреты, у многих их просто не оказалось, кто-то представил свои давние работы в этом жанре, а кто-то даже достал студенческие рисунки.
Художник, впрочем, как и писатель, продумывает в портретном жанре каждую деталь, даже самую мелкую, чтобы рассказать о человеке.
В нашем случае рассказать о себе самом и сделать это как можно точнее, вплоть до передачи настроения, которое в тот момент захватило самого автора. Задача же зрителей, пришедших на выставку, — как можно внимательнее рассмотреть автопортреты, а это всё равно, что прочесть целую книгу. Собственно, вот такое изображение человека, его внешности, показ его характерных черт и называется автопортретом. Как мы убедились, вглядываясь в работы, выставленные в Галерее-М, подлинного художника заботит не только точная передача внешнего сходства с оригиналом, они старались в полотнах и графических листах передать и черты личного характера. Мы видим, что за человек перед нами, добрый он или сердитый, строгий или смешной, весёлый или хмурый, а может, лукавый или хитрый? Что он любит, чем занимается, о чём думает в минуты, в которые сам себя запечатлел?

В этих картинах авторы изобразили себя в полный рост или по пояс, а есть работы, где нарисована только одна голова, однако лицо всегда остаётся главным в их портретах. О многом может рассказать портрет, особенно живописный, выполненный на холсте красками или в графике. И здесь замечательным помощником художнику выступает цвет. Он передаёт блеск и яркость глаз, он говорит о настроении изображённого на полотне и его чувствах, о грусти, радости, печали и счастье. Помните, строки Александра Пушкина: «Себя как в зеркале я вижу», которые он посвящает любимому своему портрету, написанному знаменитым живописцем Орестом Кипренским. Художнику удалось постичь великого поэта, угадать его печали, мысли о свободе, его вдохновенные мечты.
Но вернёмся к нашей выставке. Вот юношеский погрудный автопортрет заслуженного деятеля культуры КР Нарынкула Турпанова. По композиционному приёму, лаконичности живописного языка и психологическому состоянию он чем-то напоминает портреты молодых людей кисти итальянских мастеров эпохи Боттичелли. Красивый портрет написан в тёплой красно-коричневой гамме. На густом тёмном фоне выделяется молодое загорелое лицо с чёткими чертами и вдумчивым, спокойным взглядом. Сложный, богатый красочными оттенками красный цвет спортивной футболки отбрасывает отсвет на рельефно выписанное лицо, подчёркивая его выразительные черты. Мы как бы видим цельного, уравновешенного человека, с вполне сформировавшимся характером. Интересны в этом плане и броские необычные автопортреты Алексея Каменского, Константина Шкурпелы, Айгуль Алыкуловой, Сапара Осмоналиева, Доктурбека Нургазиева, Талгата Бокоева, Ислама Дорова, Орозгена Мамбеталиева, Алмаза Кудайбергенова, Владимира Файзиева, Нурлана Аскат уулу.
В них выделено самое главное — черты лица и особенно глаза. Они впечатляют проработкой форм и фактурой письма. Авторы как бы невзначай знакомят зрителя с рельефом лица, порослью бровей, складками губ. Они таким образом как бы создают одухотворённые «пейзажи» человеческого лица.
Следующий творческий проект сотрудники Галереи-М, как и прежние экспозиции, посвящают 30-летию создания своей художественной лаборатории. Ценителей живописи ждёт выставка картин творческих супружеских тандемов кыргызстанских мастеров живописи, графики и ваяния. Это уникальное изобразительное собрание приглашает публику на церемонию его открытия в конце сентября.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.







Related News

Вглядываясь в лики кыргызского кино

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВосьмидесятилетию отечественного кинематографа посвящена художественная выставка «Бейне», открывшаяся в Национальном музее изоискусств имени Г. Айтиева.

Когда танец — вся жизнь!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintДля неё театр — это, пожалуй, вся жизнь. Исполняя главные балетные партии в Национальном академическомRead More

Добавить комментарий