Main Menu

Реформа госуправления. Передвигать старую мебель не имеет смысла

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Живёт да живёт человек в своей квартире — год живёт, пять лет, десять, двадцать. Неустанными трудами обустраивает её на свой вкус и лад, покупает мебель, забивает ею все комнаты. И вот, кажется, всё — везде порядок, можно отдыхать и наслаждаться жизнью. Но тут появляется телевидение. Огромный ящик нигде не вписывается, его с огромным трудом ставят в зале, передвинув всю мебель, но он, как скала, всё равно не вписывается в интерьер старой мебели, не предназначенной для соседства с телевизором.

Потом неугомонные учёные придумали массу всяких бытовых приборов, начиная от стиральной машины-автомата и заканчивая микроволновками и другим современным кухонным оборудованием. Всё это хозяин пытается втиснуть в старую мебель на кухне, но, кроме её искорёженного вида, никакого удовольствия от внедрения новшеств научно-технического прогресса он не испытывает. И это еще не всё — под конец в квартиру заявляется компьютер со своим интернетом. А ему требуется особый стол с различными причиндалами, и опять хозяин начинает передвигать мебель, пытаясь высвободить пространство для компьютера. В конце концов, ландшафт квартиры становится похожим на сплошное нагромождение старой мебели и новшеств научно-технического прогресса, где, как говорится, не пройти, не проехать. Качество жизни в таком окружении становится с каждым годом всё хуже и хуже.
Вот так происходит и с управлением государством, если годами не реформировать его в соответствии с новыми требованиями времени. Старая управленческая «мебель» приходит в непреодолимое противоречие с новой жизнью, она становится препятствием на пути прогресса в жизни общества, не повышает благосостояния населения, не способствует росту экономики, её эффективности и усилению конкурентоспособности в мире. Уже тридцать лет Кыргызстан живёт самостоятельной жизнью, на улице рыночная экономика, новые технологии, сотовые телефоны, интернет и т. д. Всё кругом меняется так быстро, что только поспевай изменяться вместе с новой жизнью. Только система управления остаётся незыблемой, без существенных изменений все эти годы — и структура органов управления почти не изменилась с советской поры, и методы управления те же, что и тридцать-сорок лет назад. Были попытки реформировать управленческую систему республики — программы «Таза коом» и «Тундук» были направлены на это, да только где они? «Таза коом» канул в лету вместе со своим вдохновителем С. Исаковым, а «Тундук», образно выражаясь, накрылся «медным тазом», хотя и занимал призовые места в мировых рейтингах. Сейчас создали Министерство цифрового развития, призванного осовременить старую систему управления, но примет ли она его нововведения? Всё это время также не было недостатка в своеобразных административных реформах, выразившихся, в конце концов, в перестановках старых управленческих стульев. То их сдвигали вместе, объединяя министерства и ведомства, то ото-двигали стулья, порождая новые управленческие структуры. Но сути это не меняло.
В итоге имеем государство со слабым, неэффективным управлением с раздутыми штатами, что на протяжении многих лет не позволяет Кыргызстану выбраться из рядов бедных стран мира. В громадных США с мощнейшей экономикой в мире всего пятнадцать министерств, а в Кыргызстане с его 6-миллионным населением и небольшой экономикой (ВВП всего около $8 млрд.) — шестнадцать, причём в одном только Министерстве экономики и финансов «спрятано» восемь ведомств! Не считая ещё огромного количества разных контор по проеданию бюджетных денег. А результат? По производству ВВП на душу населения мы также находимся в конце мирового списка с $1 300, что вызвано абсолютной несостоятельностью системы государственного управления при наличии достаточных природных ресурсов (земли, воды, запасов минерального сырья) и активного человеческого капитала. Зато по уровню коррупции мы в лидерах мирового рейтинга, определяемого «Трансперенси интернэшнл». И как бы мы не передвигали старую управленческую «мебель», насквозь пропитанную коррупцией, это нас не избавит от этого преступного явления.
Ладно бы она просто стояла в доме, именуемом Кыргызстан. Весь драматизм ситуации заключается в том, что эта старая управленческая система в административном зуде в духе славного советского прошлого с общенародной собственностью и централизованным управлением продолжает активно препятствовать свободному движению всего и вся в соответствии с законами рынка, но только не управлять современными методами экономикой и жизнью людей. К этому добавляется работа судов и правоохранительных органов, которые по большей части не способствуют установлению законности и правопорядка в стране. Результаты, как говорится, налицо. Экономика не растёт, значительная её часть находится в «тени», отток капитала усиливается, кругом безработица, народ бежит из страны в поисках хлеба насущного. Кризис в экономике и управлении это одновременно и окно возможностей, когда реформы становятся единственным способом преодолеть его последствия. Поэтому не случайно, касаясь вопросов реформы госуправления, Президент С. Жапаров неоднократно подчёркивал необходимость кардинальных преобразований в этой сфере. Так, принимая директора Госкадровой службы А. Маматалиева 30 октября 2020 года, он особо подчеркнул, «что перед правительством и ГКС стоит задача переформатировать всю систему государственного управления на принципах прозрачности и открытости, используя современные технологии». Далее Президент заострил внимание на том, что «мы должны сократить количество министерств и ведомств до минимума». Половинчатыми мерами здесь не обойдёшься. Так что настала пора поменять старую «мебель» на новую, современную, действительно кардинально переформатировать всю систему государственного управления в Кыргызстане в соответствии с новой Конституцией. По ней вся ответственность лежит на первом лице государства, а потому архаичная и неповоротливая система управления, не способная вытащить страну из кризиса, может подставить главу государства и вызвать в стране нежелательное общественно-политическое напряжение.
Алымбек БИЯЛИНОВ.






Добавить комментарий