ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Заменитель оригинала


Свято место пусто не бывает. Место омбудсмена пустовало всего ничего —
с 3 по 17 мая. Две недели, пока парламент судорожно подбирал нового соискателя. Высвечивались ну совершенно одиозные лица, абсолютно не из того теста. И даже без юридического образования, кое в работе по правам человека — основа для гаранта. А ещё — хотя бы некоторое представление о правах и свободах, гарантиях и защите. Может, выбор пал на кого-то из руководителей неправительственных правозащитных организаций? Вроде на кого-то из подписантов обращения к Президенту с просьбой защитить Атыр Абдрахматову от необоснованного давления и сведения счетов. Ничего подобного. На утверждение депутатов представили в конечном итоге двоих: руководителя Наццентра по предупреждению пыток Бакыта Рысбекова
и в прошлом прокурорского работника полковника Джамилю Джаманбаеву.

 

ПЕРЕКРЁСТНЫЙ ОПРОС

 

Это просто песня, как отвечали кандидаты на вопросы парламентариев.
Первым начал Адахан Мадумаров:
— Законно ли ушла с должности предыдущий омбудсмен?
Бакыт Рысбеков:
— Есть ошибки при уходе с должности.
Джамиля Джаманбаева:
— ЖК её убрал с должности, поэтому, считаю, это не подлежит обсуждению.
Депутат Мадумаров не унимался:
— Закон был нарушен. Только если омбудсмен по собственному желанию уходит, он может так уходить. Если мы не одобрили доклад, то так уходит. Но если фракция выступает инициатором ухода, то следует создать комиссию. Её не создали. Если вы не можете это сообщить, то как станете работать в будущем?
А вот вопрос Дастана Бекешева на засыпку:
— Как вы считаете, есть у нас давление на СМИ?
Бакыт Рысбеков:
— Не только у властей, но и в целом в обществе есть попытки ограничения свободы слова.
Джамиля Джаманбаева:
— Вопрос двоякий. В последние годы я не работала в должности, не следила за СМИ. Считаю, что, наверное, нет давления. Пока точно сказать не могу.
Бекешев продолжал:
— Есть у нас политические заключённые?
Джаманбаева ответила, что нет.
Бакыт Рысбеков:
— Юридически политзаключённых нет. Я понимаю подоплёку вопроса и адрес. Есть нарушения невиновности. Что касается адреса, здесь нужно ставить вопрос перед следствием. В нашей стране следствие требует кардинального изменения.
Дастан Бекешев:
— Хорошо ли исполняют свои обязанности правоохранительные органы по отношению к гражданам? Особенно при задержании.
Джаманбаева:
— В любом ведомстве есть сотрудник, который не справляется со своими обязанностями в полной мере. Сказать, что какой-то орган власти идеально работает, я далека от этого. И в правоохранительных органах то же самое.
Рысбеков:
— Я дважды представлял доклад Наццентра по предупреждению пыток и всякий раз сообщал, что есть много нарушений сотрудниками правоохранительных органов. Это сказывается на отношении к власти в стране. При задержании, доставлении, ведении следствия, ну и при условиях содержания — везде нарушения.

Исхак Масалиев поинтересовался:
— Соблюдаются ли права человека в Кыргызстане за последние 30 лет?
Рысбеков:
— По исследованиям Human Rights Woorld, в последнее время, к сожалению, наблюдается отступление. Возможности есть, условия есть для соблюдения прав человека.
Джаманбаева:
— Да, возможности есть, условия есть, нужно соблюдать права человека.
Исхак Масалиев пытается уточнить:
— Я правильно понял, теперь в последующем права будут соблюдаться?
Рысбеков:
— Гарантий, что все права начнут соблюдаться, дать не могу, но намерен бороться за то, чтобы соблюдались права человека.
Масалиев:
— Вот простое право граждан на социальные пособия и другую социальную помощь не ниже прожиточного минимума. Оно не соблюдается. Это право должно защищаться?
Джаманбаева:
— Если это конституционная норма, то она обязательно должна исполняться. И нужно учитывать разъяснение Конституционного суда по этому вопросу.
Исхак Масалиев, подытоживая:
— Вы сами боитесь. Как вы будете защищать права граждан? Такие робкие, как станете работать?..

 

 

КОГО ВЫБРАЛИ? — КОГО НАДО

 

И кто стал у нас очередным омбудсменом? Правильно. Парламент одобрил кандидатуру Джамили Джаманбаевой, выдвиженца фракции «Ата Журт Кыргызстан» и депгруппы «Мекенчил». Из 71 депутата за неё проголосовали 48, против — 1 (Рысбекова поддержали лишь 20 депутатов). Парламентарий Гуля Кожокулова попыталась возразить: «По закону «Об омбудсмене» для избрания требуется 50 голосов. Но вице-спикер Нурбек Сыдыгалиев ответил, что парламент руководствуется регламентом, в котором указано: омбудсмен избирается большинством голосов.

 

Кстати, за Атыр Абдрахматову, тоже ставленницу «Ата Журта», 2 марта прошлого года отдали голоса именно 50 нардепов, поэтому она и прошла. Видимо, условия процедуры на марше поменяли, чтобы не заморачиваться с повторными выборами. Ровно для того, чтобы обойтись без лишнего заседания, 3 мая сместили с должности Абдрахматову, нарушив процедуру (смотрите реплику Мадумарова. — Г. К.). Незабываемый тогдашний вердикт спикера: «Вопрос решён». Всё просто.

 

Как сказал Дастан Бекешев: «Сейчас нужен услужливый, послушный и беспринципный акыйкатчы, который не станет лезть куда не надо. Тихий, молчаливый, зарплату получил, отсидел на работе с 9.00 до 18.00 и всё. Таково требование времени. С этим ничего не поделаешь». И, обращаясь к соискателям: «Постарайтесь служить по совести. Живём один раз. Рано или поздно вы уйдёте с этой должности. Вы должны защищать право каждого, если он даже оппонент власти».

 

Атыр Абдрахматова поступала как-то вот так. И получала люлей по самое не могу. Вот как о ней вспоминает депутат Чолпон Султанбекова: «Мы возлагали на Атыр большие надежды. Но к депутатам поступало много обращений от коллектива института омбудсмена. Нужно упорядочить работу в коллективе. Если между собой не будет мира, как можно решать проблемы граждан?» И, обращаясь к кандидатам в омбудсмены: «Поэтому прошу наладить отношения с коллективом».

 

Этим коллективом при Абдрахматовой играли извне, как на скрипке. Одна жалоба, другая, третья. Атыр подняла высокую планку, занявшись чисткой кадров, которые до неё, вот именно, тихо-мирно сидели и подсчитывали обращения граждан. Раздутый аппарат — сотрудников чуть ли не как депутатов в парламенте. Тогда Абдрахматова создала межведомственную рабочую группу при омбудсмене, которая должна выявлять системные проблемы и принимать совместные решения — рекомендации для помощи пострадавшим.
А парламентарии даже толком не выслушали годовой отчёт омбудсмена, когда «вопрос решён».

 

В своём обращении к Президенту НПОшники, правозащитники подчёркивали, что «акыйкатчы не может и не должен молчать. Мандат омбудсмена требует выражения позиции и обличения проблем и недостатков. В случае досрочного освобождения от должности омбудсмена сама власть лишится возможности слышать голоса тех, чьи права ущемляются. Её отстранение могут воспринять как сигнал против демократии и против свободного духа кыргызского общества».

 

Её отстранили. Сигнал получен: туда не ходи, сюда ходи. Тогда как, если на то пошло, омбудсмен, как показала практика, ни от кого не должен зависеть, ни от одной инстанции вплоть до парламента. И выдвигаться уполномоченными от общественности. В противном случае, как сейчас, статус омбудсмена опустили до «чего изволите?». И сделали это именно слуги народа. Которые тоже, казалось бы, подотчётны своим избирателям.

 

Всё-таки почему именно «Ата Журту» Атыр оказалась неугодна: я тебя породил, я тебя и убью. Потому что Абдрахматова, кажется, слишком буквально поняла свои обязанности по защите прав граждан. И даже вывесила слоган из Конституции на стене конференц-зала: «Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется акыйкатчы (омбудсменом)».
С правами происходит нечто, если почитать отчёт омбудсмена за прошлый год…

 

Геннадий КУЗЬМИН.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:56, 19-05-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АбытовАйжигитовАникинАрисоваАщеуловБайджиевБеляковБерик УалиБиялиновБоконбаевБорисенкоВоропаеваГоршковаНестероваДосалиевСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминПетровПлоскихПоповаПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергТихоноваШаповаловШариповШевцовШепеленкоШириноваЭркебаев