Main Menu

Бюджетный кодекс: правительство дало «добро»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев  провел  заседание правительства, на котором рассмотрен проект Бюджетного  кодекса Кыргызской Республики.

Презентовал его заместитель министра финансов Арзыбек Кожошев. Проект прорабатывался в течение двух лет с учетом  международного опыта таких стран, как  Россия, Казахстан, Грузия, Польша, Албания. Базовые законы о бюджетном процессе этих  государств  считаются наилучшими.
Учитывая, что  государственный бюджет и в целом система государственных финансов являются основным инструментом воздействия на экономику,  правительство сосредоточилось  на совершенствовании бюджетного законодательства. В настоящее время его основа — Закон  "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике". В него внесено значительное количество изменений и дополнений, в результате чего текст закона  существенно изменен, прежними остались только 8 статей из 58. Все изменения и дополнения вносились бессистемно, тем самым начало реформирования бюджетного законодательства откладывалось до сего дня. В связи с этим в целях усовершенствования бюджетного законодательства для приближения его к мировым стандартам и адаптации к прогрессивным новшествам в бюджетном процессе и разработан проект Бюджетного кодекса Кыргызстана.
С его принятием  утратят силу законы "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике",  "Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики",  "О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики",  "О финансово-экономических основах местного самоуправления".
Также учитываются нормы следующих законов КР: "О Счетной палате Кыргызской Республики",  "О внутреннем аудите", 
"О бухгалтерском учете".
Несмотря на то что в действующем законе прямо оговорена необходимость предварительного согласования с Министерством финансов проектов законов, нормативных правовых актов, касающихся республиканского бюджета, в последние годы развилась практика принятия решений без учета этого ведомства. В этой связи в проект Бюджетного кодекса включена норма, предусматривающая обязательное согласование с Минфином  проектов нормативных правовых актов, касающихся бюджета и государственных финансов. Для  обеспечения стабильности и предсказуемости бюджета введены ограничения сроков принятия нормативных правовых актов, влекущих изменения бюджета на соответствующий период.
В проекте кодекса содержится перечень основных понятий, используемых в бюджетном процессе:  "бюджет", "бюджетные средства", "бюджетные учреждения", "государственные инвестиции", "межбюджетные отношения". Введение четких законодательно установленных определений позволит устранить возникающие в процессе формирования и исполнения бюджета противоречия и разночтения.
В документе  установлены основные принципы, на которых должна основываться бюджетная система страны:  единство, полнота, реалистичность, прозрачность, гласность, последовательность, самостоятельность, сбалансированность и  эффективность.
Последовательная и полная их реализация  приведет к более  тонкому и взвешенному подходу к разработке бюджетной политики, четкому правовому осмыслению соответствующих бюджетных процессов,  обоснованному изменению бюджетного механизма формирования и расходования бюджетных средств на разных уровнях бюджетной системы республики.
Проектом  определены перечень участников бюджетного процесса и их компетенции. Предлагаемое распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти, что позволит уточнить степень ответственности каждого. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относятся к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов — к функциям органов представительной власти. 
Важный момент введения данной нормы — законодательное закрепление ответственности органов госвласти и местного самоуправления за разработку и исполнение программ (планов) развития территорий или отдельных отраслей экономики, что послужит последовательности принятия решений на каждом уровне управления и соответственно поступательному экономическому развитию.
В проекте Бюджетного кодекса дается четкое описание бюджетной классификации, уточняется ее состав. А также понятия и нормы формирования и исполнения чрезвычайного государственного бюджета и внебюджетных фондов.
По итогам обсуждения проект Бюджетного кодекса Кыргызской Республики одобрен, после некоторых редакционных поправок  его направят  на рассмотрение Жогорку Кенеша.

Соб. инф.






Добавить комментарий