ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Его величество натюрморт…


Творческий проект четырёх художников представила почитателям изобразительного искусства столичная галерея «Дубовый парк». Её авторы, среди которых мастер кисти Константин Шкурпела, его коллеги Кыныбек Тойчиев и Алёна Ли и совсем юный шестнадцатилетний живописец (которая позиционирует себя под ником Рабига), назвали совместную экспозицию «Натюрморт, ню и прочие…». Их разноликие и непохожие работы заняли всё двухэтажное пространство популярной галереи.

 

Необычной формой привлекают на выставке натюрморты: они, пожалуй, составляют большую часть всего представленного в двух залах художественного пространства. Натюрморт — просторное поле для авторской фантазии и вкуса. Особое значение здесь имеют обычные предметы, которые художники подают в оригинальной интерпретации. Мы привыкли видеть в произведениях Шкурпелы признаки нонконформизма и постмодернизма. В представленной серии натюрмортов он остался верен своей творческой манере. Его работы, выполненные на старых рабочих чертежах либо досках, ярки своими композициями. Целая серия посвящена им натюрмортам с рыбами.

 

Они невольно наводят на мысли о бренности жизни (сушёная рыба на фоне ярких красок). Такая композиция активно ассоциируется у публики с каким-то радостным моментом в наших буднях. Другие же рыбные композиции, наоборот, покажутся унылыми и грустными. Вообще, жанр натюрморта близок к портрету и сопричастен с ним. Людей всегда окружают предметы, которые несут память о человеке. Любая вещь — это рассказ об истории либо мгновении, в которых жил человек. Для зрителей на картинах представлены различная домашняя утварь, цветы, фрукты, посуда, предметы быта, и они все объединены этим жанром.

 

Нередко натюрморт (это относится к работам Шкурпелы) становится поводом для смелого творческого эксперимента, результатом самобытного видения, яркого живописного кредо художника. Это заметно проявляется в его работах с рыбами, фруктами, посудой. Мозаичный орнамент из них будто размечен на части авторским замыслом. Элементы картины, как контурные карты, достраивают восприятие зрителя, и когда кажется, что тайна произведения уже разгадана, неожиданно внимание привлекает новая деталь. Работы художника изобилуют интересными творческими находками в области декоративно-прикладного искусства с неожиданным вкраплением в пространство картины предметов быта.

 

Вот натюрморты Алёны Ли с гитарами и оживающими в красках цветами, как бы говорящими, что это отнюдь не мёртвая натура, а живой портрет времени, в котором есть и ощутимо движение жизни.

 

Колористическое решение картин Алёны Ли говорит о связи живописца с реализмом и постмодернизмом.

 

Она пишет свои композиции красками и маслом, что придаёт создаваемому ей живописному пространству особенно эмоциональный характер. Её произведения — это рисунки, которые благодаря эмоциям сердца и души автора становятся неожиданными, а потому и запоминающимися. Видимо, Алёна обращается к этому непростому жанру в поисках мастерства и вдохновения. Её полотна одновременно реалистичны и не лишены примет постмодернизма.

 

В них ощутимы желание и стремление автора расширить возможности изобразительного языка, сопровождающегося активными поисками в области цвета, формы и композиции. Особенно это проявляется в представленных на выставке натюрмортах. Экспозиция, объединённая новыми темами, образами и художественными приёмами, показывает путь авторов от импровизации до абстрактного формотворчества. Художники как бы нам доказывают, что натюрморт — живое искусство, а не побочный жанр, как считают некоторые.

 

Каныбек Тойчиев — признанный мастер, работающий в жанре обнажённой натуры (ню). Представленные им работы были выполнены именно в нём. Его творческий метод созвучен с постмодернистскими традициями. Обнажённая натура — одна из привлекательных тем для современных художников, поскольку она помогает раскрыть проблему разрушения плоти и формы в искусстве. Каждый автор пробует свой путь к абстракции, вот и Каныбек Тойчиев занимается деформацией и фрагментацией образов, развивая в национальном искусстве импрессионистские и постмодернистские традиции. Его творчество — это монументальность композиции, выверенность форм, тщательная работа со светом и тенью. Полотна художника узнаются благодаря впечатляющим фигурам персонажей, не пропадающим на контрастирующим тёмном фоне.
В работах юной художницы Рабиги изображены её любимые герои из книг и мультфильмов и места, где она любит бывать, или просто воплощены её авторские фантазии. В этих картинках частичка неравнодушной души автора. Представленные ею работы отличаются оригинальностью художественного взгляда и идей. У Рабиги, когда она творит, горят глаза, точно так же они горят у зрителей, смотрящих на её работы. Она -шестнадцатилетняя девушка с особым взглядом на окружающий мир и привлекает публику сердечной теплотой и тонким восприятием реальности, пытаясь показать всю красоту красок и кисти.

 

Она смело творит с цветами и карандашами, создавая яркий и гармоничный мир. Талантливая девушка помогает нам заново открывать путь к тому, на что смотрит своим уникальным взглядом. Она ясно видит ауру и свет каждого лица любимого героя. Эти образы людей может представить себе только очень добрый ребёнок. Душа Рабиги чиста, и поэтому юный художник видит всё сокровенное в нежных и красивых тонах и чертах человеческих лиц.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:44, 18-07-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова