ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Октановый кризис


Нефтетрейдеры обеспокоены возможной острой нехваткой дизельного топлива, с которой наша страна может столкнуться нынешней осенью. Причина дефицита — общемировая тенденция.

 

По утверждению ряда международных экспертов, запасы солярки в мире сегодня на исторически низком уровне и имеющегося количества может не хватить, чтобы обеспечить потребности экономики в предстоящие осенние и зимние месяцы.

 

«Любые сбои на стороне, предложения или неожиданный всплеск спроса могут привести к резкому росту цен на этот критически важный энергоноситель. В течение считанных месяцев почти каждый регион планеты столкнётся с опасностью дефицита дизельного топлива, а сокращение его производства разгоняет инфляцию и тормозит рост экономики», — спрогнозировал Bloomberg.

 

Значение дизеля переоценить трудно. Для нас, почти на 100 процентов зависящих от импорта ГСМ, этот вопрос имеет огромное значение. Сегодня это один из основных видов топлива, которое в первую очередь необходимо для транспортных перевозок, на которых в немалой степени и держится экономика.

 

Доступность же его для аграрного сектора, считающегося одним из приоритетных, вообще имеет жизненно важное значение. Особенно во время проведения сезонных полевых работ.

 

Комментируя сложившуюся ситуацию, в Ассоциации нефтетрейдеров отметили, что новость о возможном дизельном кризисе оптимизма не вселяет, потому как может негативно сказаться на ситуации с ценами не только на все виды ГСМ, но и на многие виды товаров и услуг.
По словам главы ассоциации Каната Эшатова, на стоимость дизеля напрямую влияют отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов в России, откуда к нам импортируется почти 100 процентов всех ГСМ.

 

Напомним, индикативный баланс на 2023 год по беспошлинным поставкам топлива из РФ в КР был принят с некоторым снижением. В рамках соглашения с Россией в нашу страну до конца этого года должно поступить 460 тысяч тонн бензина, 485 тысяч тонн дизельного топлива, 150 тысяч тонн топлива для реактивных двигателей, 50 тысяч тонн нефти и 60 тысяч тонн нефтяного битума.

 

Квоты на беспошлинные поставки ГСМ в 2023 году были снижены на бензин на 29 процентов, дизтопливо — на 11,8.

 

Правда, в Министерстве экономики и коммерции пояснили: ранее была достигнута договорённость, что в случае нехватки действующих индикативных балансов до конца года Министерство энергетики проведёт переговоры с российскими коллегами по увеличению индикативных балансов в рамках соглашения о беспошлинных поставках.

 

— С начала августа мы наблюдаем резкий скачок цен на все виды горюче-смазочных материалов в самой России, — пояснил Канат Эшатов. — Сейчас стоимость дизельного топлива в РФ составляет почти 140 долларов на тонну. Поскольку наш рынок очень зависим от импорта из РФ, мы вынуждены ориентироваться на те отпускные цены, которые будут установлены на российских нефтеперерабатывающих заводах. Хочу отметить, что летом они периодически увеличивались. Поэтому гарантии того, что не будет дальнейшего роста, пока никто дать не может. У отечественных компаний есть определённый запас топлива. Вопрос в том, насколько его хватит. Боюсь, что если ситуация не выправится, ГСМ будут дорожать. В ноябре 2022 года цены были ещё высокими, но в декабре немного начали снижаться. В январе 2023-го бензин на заводах подешевел на 20 процентов, благодаря чему розничные цены уменьшились, в феврале тенденция ещё продолжилась.

 

Сейчас всё будет зависеть от ситуации в России. Добавлю, что заводы уже уведомили о повышении цены на 10 процентов, но какой она будет в итоге, сказать сложно. Однако поставщики и Кабинет министров тесно взаимодействуют, и нам пока удаётся держать стоимость ГСМ под контролем.

 

Напомним, в начале августа, после совещания с заместителем председателя Кабмина и главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым большинство нефтетрейдеров значительно снизили цены на дизельное топливо. Произошло это после того, как он заявил, что цены на дизель на АЗС завышены, и рекомендовал зафиксировать их в районе до 63-64 сомов за литр.

 

 

Что касается уменьшения топливной импортозависимости нашей страны, то ситуация здесь по-прежнему выглядит не лучшим образом. Сегодня у нас нефтепродукты производятся на пяти предприятиях, но практически все они обеспечены сырьём в лучшем случае лишь на треть. При этом мощности отечественных НПЗ по переработке сырой нефти вполне достаточные. К примеру, на Кара-Балтинском НПЗ они составляют 500 тысяч тонн в год, Джалал-Абадском — 500, Токмокском — 400, Кеминском — 300 и Таш-Кумырском — 150 тысяч тонн в год.
Годовое же потребление горюче-смазочных материалов составляет более 1,4 миллиона тонн. Из них только 100-150 тысяч тонн производится внутри страны, остальное завозится из России.

 

Между тем Казахстан ещё на шесть месяцев продлил запрет на вывоз нефтепродуктов автотранспортом. Такое решение принято на совместном заседании трёх ведомств: министерств энергетики, внутренних дел и Комитета национальной безопасности.

 

В Узбекистане по итогам первых шести месяцев 2023 года поставки нефти, нефтепродуктов и аналогичных материалов за рубеж выросли почти на 86 процентов и превысили 115 миллионов долларов.

 

В числе главных торговых партнёров Узбекистана — Китай, Россия, Казахстан, Турция и Южная Корея. В структуре кыргызского импорта из Узбекистана преобладает сельскохозяйственная продукция, текстильные и швейные изделия, пластмасса и удобрения. Доля ГСМ в этом списке если и есть, то ничтожно мала. Хотя в силу сложившихся обстоятельств есть возможность пересмотреть приоритеты.

 

Любовь БОРИСЕНКО.

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 29-08-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова