ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Учитель — это звучало гордо!


Вступил в силу новый Закон Кыргызстана «Об образовании». В нём много новшеств, которые вполне отвечают требованиям сегодняшнего дня. Пройдёт немало времени, пока он устареет, и возникшие новые отношения потребуют законодательных инициатив, которые учтут новые веяния и будущие запросы общества. Такова жизнь, и таковы законы общественного развития. В своё время Закон «Об образовании» образца 2003 года законодательно закрепил в своих нормах народившиеся к тому времени прогрессивные начала в данной области.

 

 

Между тем за два десятилетия в него внесли свыше 30 поправок, и, поскольку он — базовый закон в сфере образования, то позднее появились законы, регулирующие разные уровни образования — дошкольное и начальное профессиональное образование. Эти и имеющие отношение к сфере образования другие законы, в частности «Об организации питания учащихся общеобразовательных школ», «О статусе учителя» утратили силу с принятием нового закона, который, по мнению законодателя, способен урегулировать всю сферу образования.

 

Казалось бы, всё логично, всё естественно, всё легитимно. А всё же немного грустно и печально от того, что в числе утративших силу нормативно-правовых актов оказался закон «О статусе учителя». Он считался единственным на всём пространстве СНГ, и его рекомендовала Межпарламентская ассамблея СНГ, в качестве модели для законодателей стран Содружества. О необходимости аналогичного закона не раз поднимали вопрос в парламентах стран СНГ, и как пишут СМИ, его разработкой и продвижением занимаются в настоящее время некоторые депутаты Госдумы РФ. И этому есть объяснение.

 

Авторитет учителя продолжает падать. Желающих работать учителем мало на всём пространстве СНГ. Основная причина — низкая заработная плата и, возможно, постоянная подверженность стрессу. Так, «…количество вакансий в учреждениях образования выросло в России в 2,6 раза по сравнению с июлем прошлого года, спрос на учителей — в 4,2 раза, а предложения по зарплате — на 93%», приводит результаты исследования ТАСС. Схожая картина в Таджикистане и Узбекистане, где по официальным данным в каждой из этих стран не хватает свыше 3000 учителей. Такая же картина до недавнего времени складывалась и у нас. Однако после последнего повышения зарплаты количество вакансий школьного учителя значительно снизилось. Внимание государства к учителям положительно отра-
зилось на ситуации. Это оказалось своевременное решение. Но вот как отразится на настроении учителей решение признать утратившим силу закон «О статусе учителя»? Ведь по существу это означает выпадение в дальнейшем из юридического лексикона понятия «Учитель».

 

Согласитесь, благодарным ученикам будет как-то непривычно говорить: «Педагогический работник, позволь пред именем твоим, смиренно преклонить колени». Да, конечно, по инерции какое-то время люди продолжат подразумевать учителя, обращаясь к ним так. Но законы жизни таковы, что вслед за исчезновением термина из юридического лексикона, он исчезнет и из повседневного обихода. Везде, будь то отчёт, доклад или выступление на конференции, придётся обращаться к ним, как «педагогический работник» или сокращённо «педработник», а не «учитель». Очевидно, вскоре и День учителя переименуют в День педагогического работника…

 

Пройдёт время и педагогическим работникам придётся объяснять школьникам, что в повести «Первый учитель» Чингиза Айтматова, речь идёт о них, педагогических работниках, которых когда-то называли учителями. У многих этот термин связан с тёплыми воспоминаниями о школьных годах, особенно о первых учителях в начальных классах, а потом о любимых учителях по истории или географии. А сколько песен и легенд сложено об учителе, именно школьном учителе. И как, общаясь с внучатами, объяснить им, что специальность, которую получил после окончания института, называлась «Учитель русского языка и литературы» или учителя географии, истории, математики…
Ведь логично предположить, что отныне в дипломах выпускников педагогических вузов напишут, что они получили, к примеру, специальность «Педагогический работник по химии». Вот и напрашивается мысль, а не получилось ли так, что «выплеснув с водой и ребёнка», то есть, признав утратившим силу закон «О статусе учителя», исключили из юридического лексикона понятие «Учитель» и признание в обществе важности этой профессии.

 

Может, следовало его оставить, но коль дело сделано, думаю, стоит разработать новый закон «О статусе учителя», заложив в него не декларативные, а исполнимые обязательные нормы, без слов «могут», «вправе». Ведь закон «О статусе учителя» появился как ответ на запрос общества о необходимости повышенного внимания государства к проблемам учителей, школ, которые два десятилетия назад стояли намного острее, чем сегодня.

 

Молодые специалисты не шли работать в сёла, старел учительский корпус и поэтому существовали нормы, дающие право органам местного самоуправления выделять по мере возможности молодым специалистам земельные наделы, обеспечивать их жильём, предоставлять льготы на свет, уголь и оказывать материальную помощь. Неравнодушные к проблемам школы чиновники местных органов власти обеспечивали всем этим молодых специалистов. Однако, в большинстве случаев, местные власти ссылались на отсутствие возможностей, умело используя слова нормы «могут». Их всегда готовый ответ «нет средств» и привёл к недостатку молодых учителей в сельских школах, а также к тому, что закон не работал. Ведь зачастую эти нормы оставались декларативными.

 

Сегодня ситуация, сравнительно с тем временем, намного лучше, но не настолько, что можно отодвинуть на задний план проблему повышения престижа этой профессии. Поэтому и сегодня вопрос поднятия статуса и авторитета школьного учителя по-прежнему актуален. Ведь, как показали результаты приёма абитуриентов в вузы, педагогические специальности в большинстве из них остались в этом году вакантными и, чтобы заполнить грантовые места, объявили пятый тур приёма абитуриентов в вузы. По мнению аналитиков, это связано с тем, что у молодых специалистов тарификационные ставки низкие, отсутствует педагогический стаж, вследствие чего зарплата остаётся низкой.

 

Между тем, согласно новому Закону «Об образовании», отныне получение среднего общего образования становится обязательным, а значит, потребуется больше учителей разных специальностей. Кроме того, законом легитимируются неформальные и гибридные формы обучения, что также потребует прихода в школу учителей новой формации. В этой связи представляется наличие в правовом пространстве страны закона «О статусе учителя» — это веление времени. В качестве аргумента этой идеи можно процитировать депутата Госдумы РФ Лантратову, которая в интервью СМИ сказала следующее: «Сегодня в силу новых геополитических реалий мы осознали: для того, чтобы сохранить страну и двигаться вперёд, нам нужен другой уровень образования, другие специалисты, другие подходы к воспитанию детей и молодёжи с раннего детства. А чтобы работать в школу шли лучшие, нам необходимо повышать социальный статус учителей, повышать престиж профессии… Убеждена, что необходим закон «О статусе учителя» для защиты учителей, постоянного повышения социального положения педагогических работников, совершенствования общего качества педагогического образования… Следует установить среднюю заработную плату учителя не ниже средней заработной платы государственного служащего…».

 

Разделяя полностью мнение уважаемого депутата Госдумы, хотелось бы сказать, что страны ЕАЭС идут по пути создания единого образовательного пространства. Более того, Россия намерена построить в Кыргызстане 9 школ, выпускники которых получат аттестаты российского образца. Не исключено, что в этих школах станут трудиться и российские коллеги наших учителей, у которых, если законодательную инициативу депутатов Госдумы поддержат, на страже интересов появится закон «О статусе учителя». Нашим учителям, пардон, педагогическим работникам, остаётся лишь горько вздыхать, вспоминая, что когда-то и у них был подобный закон…

 

С. Алпыспаев.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:49, 08-09-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова