ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Мечта о профиците


Министерство финансов Кыргызстана разработало проект закона «О республиканском бюджете на 2024 год и его плановом периоде 2025-2026 годов». Сейчас документ проходит общественное обсуждение, а после к его рассмотрению приступят парламентарии.

 

 

Долг платежом красен

 

Законопроект был представлен на заседании совета Кабинета министров по фискальной и инвестиционной политике первым заместителем министра финансов Русланом Суйналиевым.

 

Чиновник был немногословен и основной акцент сделал на доходах консолидированного бюджета, которые, по его словам, составят 600,7 миллиарда сомов. В прошлом году эта сумма была 607,6 миллиарда сомов. Уточнённый бюджет в разрезе представят позже, и его расходную часть в том числе.

 

Напомним, согласно плановым показателям основного финансового документа страны, которые были утверждены законодателями в январе 2023 года, доходы республиканской казны в 2024 году должны превысить 389,2, а расходы составить 375, 8 миллиарда сомов.
Основным источником пополнения казны, как и в предыдущие годы, останутся налоговые платежи, доля которых в общем объёме доходов увеличится с 84 почти до 91 процента. Последний показатель Минфин надеется достичь в 2028 году.

 

По мнению экспертов, положительную роль здесь сыграло принятие в конце 2021 года новой редакции Налогового кодекса и наделение фискальных служб рядом дополнительных полномочий.

 

На первый взгляд можно предположить, что страна наконец-то дожила до того времени, когда доходы казны превысят её расходы. Однако эксперты считают, что радоваться пока рано. Судя по складывающейся ситуации в экономике, даже несмотря на принимаемые меры, маловероятно, что это произойдёт в нынешнем году. Хотя, как они утверждают, шансы сделать бюджет профицитным могут появиться в 2025-м. Правда, в случае, если не произойдёт каких-либо природных катаклизмов, что в силу глобального изменения климата вполне возможно, или других непредвиденных расходов, и если снова не увеличится внешний долг. Кстати, этот показатель уже превышает пять миллиардов долларов. Причём львиную долю Кыргызстан должен Китаю.

 

Правда, в мае 2023 года Президент Садыр Жапаров в одном из интервью заявил, что почти по всем кредитам для Кыргызстана предусмотрен льготный период от 20 до 40 лет, проценты от 0,75 до 2.

 

«При получении кредитов было условие, что в случае досрочного погашения предусмотрены дополнительные проценты. Поэтому закрывать кредиты досрочно нам невыгодно. Мы своевременно выплачиваем долги, у нас есть такая возможность. Так что бояться нечего», — заявил глава государства.

 

По его словам, в 2024 году на выплату внешнего долга планируется направить 64,7, а в 2025-м — 75,1 миллиарда сомов.

 

Фискальная перспектива

 

И всё же не столько бюджетный план — прогноз вызвал любопытство экономистов, а Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики на 2024-2028 годы. Здесь Минфин постарался не только учесть все резервы экономики страны, но и просчитать риски.

 

Итак, согласно плану, бюджетная политика Кыргызстана будет ориентирована на стимулирование роста и консолидацию ресурсов государственного бюджета.

 

«Налоговые доходы государственного бюджета на 2024-2028 годы прогнозируются с положительной динамикой роста. В среднесрочной перспективе ожидается повышение уровня бюджетной прозрачности, а также увеличение эффективности и результативности расходов. В приоритете государственные инвестиции будут направлены на развитие и поддержку экономики с последующим формированием новых принципов финансирования развития», — отмечено в документе.

 

Напомним, до настоящего времени бюджет страны был социально ориентированным, и только в последнее время власти заговорили о бюджете развития.

 

В 2024 году будет продолжена цифровизация налоговых и таможенных процедур, которые априори позволят добиться устойчивости бюджета и сокращения теневой экономики.

 

Расходы бюджета сохранят свою социальную ориентацию, при этом они будут распределяться на приоритетные направления. Какие конкретно, в Минфине пока не пояснили.

 

Если верить документу, разработанному главным финансовым ведомством, власти намерены долговую политику страны направить на увеличение внутренних займов, для чего планируется максимально развивать рынок долгосрочных государственных ценных бумаг (ГЦБ).

 

 

Где собака зарыта

 

Однако одно дело план, и совсем другое — его исполнение. Как отметили в Минфине, в среднем за последние восемь лет уточнённый бюджет исполняется в лучшем случае на 85, а утверждённый и того меньше — на 62,5 процента.

 

«Слабое освоение связано с тем, что при формировании бюджета государственных инвестиций исполнительные и реализующие агентства предоставляют нереалистичные, необоснованные данные, то есть относятся к формированию проекта бюджета несерьёзно.

 

Также наблюдается слабая заинтересованность исполнительных и реализующих агентств в оперативном и качественном завершении проектов государственных инвестиций», — говорится в пояснительной записке к Основным направлениям фискальной политики на 2024-2028 годы.

 

Оказалось, на слабое исполнение бюджета влияют как внутренние, так и внешние факторы. К первым относятся, во-первых, долгое проведение министерствами и ведомствами внутригосударственных процедур. Другими словами, банальная бюрократия. Во-вторых, — несвоевременная подготовка проектной и иной документации, а также предоставление заявок на снятие средств. В-третьих, — отклонение от планов работ подрядными и субподрядными организациями.

 

Среди внешних факторов, мешающих исполнению бюджета, можно выделить такие, как долгое согласование и одобрение заявок со стороны международных финансовых институтов и стран — доноров. Сюда же можно отнести и задержку рассмотрения результатов, проведённых исполнительными агентствами закупок, ну и, конечно же, напряжённую геополитическую ситуацию в мире.

 

Существуют также и риски, связанные с государственным долгом. Прежде всего это отклонения фактических показателей от прогнозных. Расхождения в обменных курсах могут также вызвать существенные изменения в соотношении уровня госдолга к ВВП.

 

Кроме этого, специалисты утверждают, что значительная разница в процентных ставках по банковским кредитам может вызвать существенные изменения в издержках по обслуживанию государственного долга, предусмотренных в бюджете.

 

Любовь БОРИСЕНКО.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:49, 20-09-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова