ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Хан — хранитель, хан — изгнанник


В прошлом году исполнилось 110 лет со дня рождения Рахманкул хана. О личности этого человека и его вкладе в историю Кыргызстана споры не утихают до сих пор. Не приняв советскую власть, он не стал подвергать опасности репрессий свой народ, а отправился с ним на далёкий Памир, чтобы сохранить род, его историю и самобытную культуру. Как сложилась судьба последнего хана кыргызов и какова была его предсмертная воля?

 

 

ОТМЕЧЕННЫЙ ВСЕВЫШНИМ

 

В один из августовских вечеров 1913 года в горном селе Памиро-Алая рожала любимая жена главы большого кыргызского рода тейит Джапаркула — Абида. Схватки не прекращались третьи сутки, и у повивальных бабок уже опустились руки. Готовились к худшему, как вдруг одна из повитух вспомнила, что существует древняя примета: если выстрелить в воздух, то роды ускорятся.

 

Кто-то пальнул из охотничьего ружья, и уже через 15 минут на пороге юрты появилась молодая женщина, потребовавшая от Джапаркула суюнчу за добрую весть, — Абида разрешилась мальчиком.

 

Отец нарёк долгожданного сына Рахманкулом. Этому ребёнку суждено было прожить долгую, полную драматизма жизнь, стать во главе рода и сохранить наследие предков. Его имя и сегодня окружено легендами и домыслами. Историки продолжают спорить о его миссии. Одни называют её разрушительной, другие утверждают, что он был ханом-хранителем и созидателем.

 

В 1917 году, когда на Памир пришла советская власть, для местных жителей всё стало меняться.

 

Происходившие события пугали людей. Объявленная коллективизация, раскулачивание и антирелигиозная пропаганда окончательно убедили Джапаркула увести свой род за пределы Советского Союза. Их путь лежал на афганский Памир через Ваханский коридор — узкую полоску земли в Восточном Афганистане, в районе Вахан провинции Бадахшан.

 

На Памире к тому времени уже жили кыргызы. Они-то и помогли соотечественникам-беженцам с обустройством на новом месте. Однако тоска по родным, что остались на родине, а также суровый климат давали о себе знать.

 

В начале 30-х годов 19-летний Рахманкул с товарищами решились навестить родственников. Однако кто-то донёс об этом чекистам, и его арестовали. Сидя в тюрьме, он понял, что прежней страны нет, как и надежд на возвращение.

 

Продержав Рахманкула и его товарищей под арестом около года, советские власти приняли решение отпустить их. Они уезжали на рассвете, и каждый захватил с собой на память горстку земли, так как знали, что обратной дороги больше не будет.

 

Теперь Памир стал для них второй родиной, где они будут возрождать свой род, обустраивать дома, выращивать скот.

 

 

ПО ВОЛЕ НАРОДА

 

В 1938 году Джапаркул скончался, и 25-летний Рахманкул стал руководителем всех переселившихся на афганский Памир кыргызов. Ханом его выбрал народ. Этот титул он получил не по принадлежности к аристократической фамилии, а за личные заслуги. Люди ценили в нём сильные качества, волевой характер и незаурядный ум. Ещё одна черта характера, которая выделялась у него особенно, — политическая мудрость.

 

Именно она пригодилась ему, когда пришлось выстраивать отношения с властями Афганистана.

 

— Первое, что удалось Рахманкул хану, — он добился определённых налоговых льгот, а также отмены воинской повинности, — рассказал «СК» младший сын Рахманкул хана Мусаддык Кутлу. — В обмен на это памирские кыргызы стали охранять границу на афгано-советском и афгано-китайском участках. В 1948 году он неожиданно для всех отрёкся от власти и в сопровождении 48 семей своего рода перебрался в Восточный Туркестан. Там они прожили около двух лет, но неприятие коммунистической идеологии подтолкнуло их к решению вернуться в Афганистан. В 1950 году Рахманкул хан возвратился на Памир, и люди во второй раз провозгласили его ханом.

 

Как свидетельствуют исторические источники, у него сложились очень хорошие отношения с Мухаммедом Захир шахом, который в то время правил Афганистаном.

 

По трагическому совпадению эти два человека были первыми лицами и в то же время стали последними, каждый для своего народа. Один — шахом, второй — ханом.

 

За трудолюбие, скромность и стремление сохранить род, его культуру и самобытность, а также за большой вклад в развитие Афганистана Мухаммед Захир шах даже приказал на одной из денежных купюр, ходивших тогда в обращении, изобразить Рахманкул хана.

 

В 1964 году он стал почётным членом Всеафганского совета старейшин Лойя-джирга, в котором представлял интересы кыргызского меньшинства, а также получил должность шахского наместника. Обучал грамоте детей своих подданных, лично написав для этого специальный учебник. Старался передать то истинное наследие, которое он получил от своих предков. Несмотря на то, что ислам запрещает изображение животных и людей, он учил ребятишек рисовать, скульптуре, а тех, что постарше, точным наукам и иностранным языкам.

 

— Рахманкул хан мечтал не только сохранить самобытность своего народа, но и дать ему возможность развиваться, — пояснил «СК» известный кыргызский историк и писатель Баяс Турал. — Он был поистине великим человеком и прекрасно понимал, что ни одна нация не сможет совершенствоваться в условиях конфликта, поэтому старался приложить максимум усилий, чтобы этого не было, проявляя благородство и чудеса дипломатии. Образованный и здоровый народ — вот главная сила всего рода. Период правления Рахманкул хана считается расцветом для всех памирских кыргызов. Они жили на обширной территории, оберегали от набегов караванные пути, у них было много скота.

 

Однако, по словам историка, в июне 1973 года произошли события, последствия которых негативно сказались на памирских кыргызах. Шаха Афганистана Мухаммеда Захира свергнул двоюродный брат Мухаммед Дауд, который провозгласил в стране республику, а себя объявил президентом. Причём сделал он это тогда, когда брат находился с государственным визитом в одной из европейских стран.

 

Правление Мухаммеда Дауда продлилось чуть более пяти лет. А 27 апреля 1978 года около 10 часов утра на улицах Кабула появились танки, которые окружили президентский дворец. К власти пришли коммунисты, и Рахманкул хан понял, что теперь и Афганистан перестал быть убежищем для его народа.

 

Последней каплей стали призывы новых властей ввести в страну советские войска. Рахманкул хан собрал людей и предложил перебраться в Пакистан. Последовать за ним согласились 1300 человек, остальные побоялись тяжёлого пути и решили остаться.

 

Пакистанские власти согласились принять беженцев. Однако летний период оказался не совсем удачным для такого длительного путешествия. В отличие от сухого климата горного Памира, здесь всё было пропитано влагой. Для людей это стало губительно. За несколько месяцев умерло около 300 человек.

 

Рахманкул хан стал искать выход из ситуации. Он обратился в ООН с письмом, в котором просил содействия в переселении в более подходящий регион. На просьбу откликнулись США, Канада и Турция. Выбор пал на
последнюю. Эта страна подходила больше из чисто религиозных соображений. Всё-таки мусульманская страна, да и языковой барьер не так сильно ощущался. Кроме того, самобытная культура турков чем-то напоминала родную кыргызскую.

 

Сегодня в Турции в небольшой провинции, которая находится вблизи живописного озера Ван, проживают несколько тысяч кыргызов. Это потомки тех, кто в далёком 1978 году ушёл со своим предводителем и разделил с ним все горести, чтобы сохранить культуру предков.

 

— Долгое время о личности Рахманкул хана было практически ничего не известно, — рассказал «СК» известный кинорежиссёр Замирбек Эралиев. — Недавно мне посчастливилось ознакомиться с подлинниками некоторых документов и писем, скреплённых личной ханской печатью. Я поразился тому, как много он сделал для своего рода. Например, вёл переписку со многими лидерами и видными политическими деятелями Европы, США, Китая и других. Причём это не просто переписка, а свидетельство того, как этот человек радел за людей и всеми силами старался, чтобы его народ развивался. Я также увидел, какое уважение испытывали к нему его собеседники. Такое не всем удаётся заслужить.

 

 

ДОРОГА ДОМОЙ

 

На тихой улочке в местечке «Арча-Бешик» в Бишкеке стоит самый обычный дом. Именно здесь в двух небольших комнатках расположен музей Рахманкул хана. Он небольшой, но хранящимся там экспонатам позавидовал бы даже Национальный исторический музей.

 

Едва переступив порог, оказываешься в настоящей ханской юрте. Выполненные руками искусных мастеров старинные ковры, седло для лошади, гобелены, гравюры, серебряная посуда и много других личных вещей хана. Среди них подарок последнего афганского шаха — халат из белой верблюжьей шерсти, расшитый золотой нитью, — знак высочайшего уважения, а также золотая и серебряная ханские печати.

 

— Это была воля Рахманкул хана, чтобы если не его останки, так хотя бы вещи хранились на родине, — рассказала «СК» хранитель Роза Кутлу. — Здесь много того, что передаётся в семье из поколения в поколение. Это часть наследия рода, и мы стараемся всё сохранить для потомков. Экспонаты собирали с большим трудом, часть вещей пришлось отдавать мастерам для реставрации. По имеющимся документам можно отследить жизнь Рахманкул хана и увидеть, каким он был человеком на самом деле. В чём он ошибался, а в чём был прав.

 

Сегодня имя Рахманкул хана в стране стоит в одном ряду с такими видными историческими деятелями, как Курманжан датка, Кудаяр хан, Кубат бий и другими, а в учебники по истории включена целая глава, полностью посвящённая жизненному пути последнего кыргызского хана.

 

Любовь БОРИСЕНКО.
Фото автора.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:48, 09-01-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова