Яндекс.Метрика });

ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Надежды иранского кинематографа


В столице проходит Неделя иранского кино. Её организаторы — культурное представительство при посольстве Ирана в Кыргызстане и Департамент кинематографии при Министерстве культуры, информации, спорта и молодёжной политики.

 

 

Сегодня иранский кинематограф популярен во всём мире. В чём же состоит формула его успеха? Любой фильм с пометкой «Снято в Иране» встречается с большим интересом. Уже четверть века за фильмами иранских режиссёров охотятся все мировые фестивали (спасает то, что ударение везде ставится одинаково, на последний слог). И уровень их картин довольно высок. Почему же иранское кино сегодня — один из флагманов международного кинопроцесса? Вот несколько черт, которыми отличается иранский кинематограф.

 

Это кино не стесняется быть сентиментальным. Там, где европейцы не будут обнародовать эмоции или не поверят в большие, высокие чувства, скупо покажут страдания и сострадания, иранцы пойдут до самого конца. Дальше начнутся вариации. Кипучие страсти могут быть выражены через красноречивое молчание героев и отразиться только в их глазах. Могут быть целиком озвучены в яростных, динамичных диалогах. Могут стать поводом для развёрнутых, неторопливых метафор. Грусть и радость здесь всегда глубоки и просты в одно и то же время.

 

Иранское кино остросоциально, политизировано, но при этом весьма универсально. Это не экзотические проблемы отдельно взятой страны, а конфликты, понятные любому человеку, живущему хоть к востоку, хоть к западу от Ирана. Философский взгляд на действительность, присущий мастерам иранского кино, переводит любые локальные проблемы в универсальные. Делается это во многом за счёт того, что это всегда истории локальные, портреты самых обычных, «маленьких» людей, которые стараются выжить в непростом мире. Все радости и страдания у обычных людей любой страны очень похожи, поэтому сюжеты иранских фильмов понятны в любой точке земли, хотя и здесь есть национальная специфика.

 

Например, это касается ограничения прав женщин в исламском обществе. Современный Иран, разумеется, значительно смягчил свои законы, и это ведёт к тому, что конфликты становятся более сложными, но опять же более универсальными, а женщина с покрытой головой во многих случаях ведёт себя практически так же, как и классическая американская блондинка.

 

Иранское кино сейчас сочетает в себе игровое и документальное начала. Оно переработало эстетику неореализма, поэтику французского, русского, японского кино. Это вообще кино людей, которые смотрели много хороших картин и серьёзно думали о них. Это кино, которому нужно дыхание настоящих лиц: реальные люди в выдуманных специально для них ситуациях ведут себя естественно и непринуждённо. Режиссёр открыто разговаривает с ними, они рассказывают о своей жизни, жалуются камере на несправедливость, делятся своими маленькими радостями. Иранские авторы твёрдо стоят на земле, помня, кто они и откуда. Они — подлинные патриоты, не раз доказывавшие готовность отдать жизни за свой народ. Но это не мешает им ценить то, что накопила мировая культура, в середине которой они находятся.

 

Наконец, иранское кино оптимистично, несмотря на то, что герои фильмов часто испытывают огромные трудности, гибнут, отчаиваются, их постигает тотальный крах, в самих мечтах всегда содержится надежда на то, что это всё пройдёт и победят жизнь, разум, глубокие чувства, справедливость. Не сейчас, в сию минуту, так потом, потому что иначе и быть не может. Этой надежды в иранском кино значительно больше, чем во многих западных фильмах с традиционным хэппи-эндом.

 

Программа в Бишкеке — это пять современных лент иранских кинорежиссёров, снятых в 2017-2022 годах. Программу представили на торжественной церемонии, прошедшей в кинотеатре «Манас». Все картины созданы в разных жанрах, в их числе и фильмы, получившие заметное признание на международных кинофорумах.

 

Открылся показ иранского кинематографа анимационным фильмом «Ангел надежды» режиссёра Аббаса Аскери. По жанру это приключенческая комедия. В показ также вошли картины: «Виллы» — драматический рассказ на военную тему режиссёра Монира Гейди и драма на тему семейных отношений «Сара и Аида» режиссёра Мазнира Мири; мелодрама «Романтическая история Эмады и Тубы» режиссёра Каве Сабагзаде. Жанр этого фильма — политическая комедия. Ещё одна лента — биографическая драма «Хенас», снятая режиссёром Хасейном Дараби.

 

Все фильмы на русском языке, вход — свободный.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Автор: -

Дата публикации: 15:46, 26-01-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШириноваЮрий Кузьминых