Яндекс.Метрика });

ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Всё начинается с белого листа, или Территория графики


Выставка «Графика» в столичной галерее «Дубовый парк» впервые представила в своей экспозиции работы выпускников и студентов отделения графики Кыргызского государственного художественного училища имени С. Чуйкова (куратор Керимбек Акматов).

 

Любая выставка — это хорошая площадка для приобретения профессиональных знаний и навыков, время поисков и размышлений. В экспозиции представлены работы более 20 молодых графиков, выполненные в рамках учебного процесса и в свободном творческом поиске. Они обладают всеми необходимыми составляющими художественного произведения: идейный замысел, композиция, авторское своеобразие и профессиональное исполнение. Более того, графические листы, выполненные недавними и нынешними студентами КГХУ имени С. Чуйкова, убеждают в том, что язык графики, кажущийся на первый взгляд скупым и немногословным, можно наполнить и предметно-пространственной осязаемостью, и широкой гаммой чувств. Экспозицию составили свыше 60 работ станковой графики (рисунки, эскизы), линогравюры, сюжетные композиции.

 

Да, графика более сложна для восприятия, она хрупка и элитарна, но красива и разнообразна. Во все времена она считалась полем для экспериментов, где художник мог бы позволить себе немного больше, но и, несомненно, — это колоссальный труд молодых авторов.

 

Искусство не имеет фиксированного пути, каждая работа — это личное выражение художника, результат его восприятия и исследования реальной жизни. Рядовому зрителю трудно представить, как с помощью обычной ручки и угольного карандаша можно создавать великолепные рисунки, странные, порой непонятные и загадочные. Погрузившись в свои мысли и пробыв в выставочном зале более часа, проникаешься выставленными работами. Контрасты белого и чёрного, света и тьмы на языке графики завораживают. В большинстве работ, выставленных в экспозиции, присутствует какая-то непостижимая загадка, поэтому хотелось всё больше понять, в чём же секрет очарования произведений, выполненных с помощью гелевой ручки и каллиграфического маркера.

 

Выставка показывает путь каждого молодого автора, который избегает фактора «так принято» и старается нарушить как можно больше канонов и правил. Это понятное желание молодых добиться в творчестве результата вне навязанных рамок и шаблонов. Это свобода искусства и это искусство без правил. Путь такого художника идёт через исследование, наблюдение страхов и ограничивающих творческих убеждений. Работы противопоставляются академическому подходу, пропагандируя свободу мыслей и быстротечность моментов. Каждая работа старается фиксировать великолепие пойманного художником момента, очищенного от лишнего. В экспозиции представлены графические работы (рисунки, эскизы, линогравюры), выполненные с первого раза и в основном без последующей корректировки. И каждая работа — это поиск, где-то преодоление, где-то смысл, который иногда важнее самого изображения. Всё, как говорится, начинается с белого листа. Выставку можно также назвать «от простого к сложному». Здесь присутствует такой подтекст, что авторы не просто начали делать что-то простое, а закончить решили сложным.

 

В графике само понятие формы всегда сложное и чем проще форма, тем сложнее это изобразит: как бы упростить своё видение до такой степени, чтобы оно оказалось лаконично. Это в определённой мере авторам экспозиции удалось сделать: и с технической стороны, и со стороны внутреннего восприятия. В экспозиционных работах мы такой лаконизм увидели. Понравились «разговоры» художников с маленькими предметами (домашняя утварь, телефоны, посуда, старые вещи). Такой диалог с маленькой вещью метафоричен. Даже если работа не совсем удачная, но бережное обращение автора с такой маленькой вещью создаёт авторскую мифологему. Выставка получилась тонкой, светлой и достаточно эстетичной, но в ней есть что-то от живописи. Несмотря на то, что работы чёрные и белые, среди предметных форм узнаёшь живописные. Конечно, они интерпретированы, но это всё та же предметная среда, где авторы чувствуют себя комфортно. И, несмотря на то, что здесь нет цвета, видна удивительная гармоничность и графики, и живописи. Точка, линия, пятно. Это начало, но это и основа всего в картине. Эта концентрация на кажущейся простоте и лаконичности погружает публику в мир графики. Наступил период, когда следовало переключиться на иное видение и отображение, возникающие художественные образы.

 

Чёрно-белая гамма настраивает на немногословный разговор художника со зрителем (графические серии Вероники Яковлевой, Нуржамал Исраиловой, Арианы Рахимжановой, Виктории Гудимовой, Анны Галустьян, Алии Исенбаевой, Денизы Бирикеевой, Полины Кисленко). Графика подобна короткому, ёмкому рассказу. Каждое слово — предложение, дающее толчок к размышлению и рождающее ассоциации (точка, линия, пятно, чувство). Графическая экспозиция в «Дубовом парке» не стала скучной. Наряду с множеством характерных натурных набросков здесь есть и самостоятельные композиции (Султана Умарова, Айдан Турумбековой, Камиллы Шаршембаевой, Анастасии Нам, Айканыш Урустемовой, Элизы Атагеровой, Акыл Акматовой), посвящённые архитектурному и природному пейзажу, портреты, натюрморты, сюжетные композиции. Молодые графики продемонстрировали разнообразие творческих манер и подхода в выборе образного языка. Достойно представили себя именно станковисты. В выставленных листах заявлены серьёзные темы, есть настроение, в наличии событийный слой и художественная образность.

 

Завершая, хотелось бы сказать, что выставка «Графика» получилась любопытной по ряду причин. Обрадовало, что молодые и будущие художники, работая в определённом виде изоискусства, не изменили особенностям, присущим именно этому виду изоискусства. В выставленных работах виден выстроенный автором художественный мир чувств и настроений. Работы индивидуальны, в чём-то автобиографичны с исследованием собственного опыта и наблюдений. В то же время в них есть как «вечные» общечеловеческие, так и актуальные сегодня темы. Выставка, изначально заключающая в себе идею некой профессиональной игры, конкурса, тем не менее показала, что искусство молодых по темам и образам, к которым они приходят, отнюдь не абстрагировано от реальной действительности. В профессиональном же плане работа над произведением к выставке стала в некотором роде откровением для самих художников. Они, стоит надеяться, серьёзно решили для себя определённые задачи, шли на эксперименты, пробовали себя в новых формах, обретали собственный творческий голос, своё видение и свой стиль.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Автор:

Дата публикации: 15:51, 13-02-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШириноваЮрий Кузьминых