ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Улица со смертельным движением


Как там у Юрия Антонова: «Есть улицы центральные, высокие и важные… А мне милей нешумные, милей одноэтажные, от их названий ласковых становится теплей».

Близ бывшего кожзавода и действующего «Дордоя» есть и Хвойная, и Крымская, и Свободная. А мы обратим внимание на улицу Хмельницкого, названную в честь боевого гетмана Украины Богдана Хмельницкого, руководителя освободительного движения украинского народа против польско-шляхетского гнёта (1648-1654 гг.), на Переяславской раде провозгласившего воссоединение Украины с Россией. В октябре 1943 года был учреждён орден Богдана Хмельницкого 1-й, 2-й и 3-й степеней. Вот такое боевое название улицы на 70 домов (а ещё переулки) с полутысячью жителей и смертельно опасной для проживания.

 

УЖЕ НЕКУДА

 

Когда в конце 50-х кожзавод нарезал участки для своих работников, мало заботились о ширине проезжей части. Тогда проезжать было особенно некому и не на чем. Но и при поздней советской власти, а потом и при рыночных отношениях, когда стали появляться супер-пупер торговые площади типа «Дордой», ни разу не вспомнили, как там с подъездными путями из центра города и обратно. Где был «Зеленстрой» с его саженцами, клумбами, делянками, появились 30 лет назад первые контейнеры «Дордоя», затем двадцатые, тридцатые, тысячные.

 

«Дордой» — краса и гордость отечественной торговли: экспорт, реэкспорт, движение товаров во все стороны. И всё больше стало появляться транспорта. В этом месте загруженными оказались улицы Советская и Аул. И грузовики, маршрутки, такси, частные легковушки (мне на «Дордой» по делу надо) стали просачиваться сквозь улочки, никак не предназначенные для интенсивного дорожного движения и просто движения.

 

Для примера представим дачные улочки-проезды. Узко, двум машинам не разъехаться. Так дачные посёлки при Союзе и планировали разве что для велосипедистов и редких-редких «жигулей» и «москвичей». Одна машина едет, другая — к забору притуляется. Ровно то же и на перечисленных выше улочках. Палисадник, говорите, перед домом? Какой палисадник — только глухой забор от гари и пыли, гама и шума такого, что окна дребезжат.

 

Когда стало совсем невмоготу, а именно летом 2010 года, жители улиц Хвойной, Свободной, Хмельницкого обратились в ГУВД Бишкека, Управление безопасности дорожного движения. Так, мол, и так, сделайте что-нибудь, что избавит нас и наши улицы от транспортной напасти. Ответы были, скорее, положительные. Начальник управления Ы. Саркулов пишет: «Факты, указанные в заявлении, имеют место. Нами проведено обследование вышеуказанных улиц. И действительно, проезжая часть не соответствует нормам по ширине, две водопроводные магистрали и колодцы посередине дороги находятся в раздавленном состоянии (так в тексте. — Прим. авт.), разбит асфальт после временного здесь пуска движения из-за ремонта улицы Советской.

 

По Хмельницкого расположена средняя школа №16, где обучаются не только дети окрестных улиц, но и с новостройки «Дордой» и жилмассива «Келечек». Здесь находится и турецкий лицей. При этом школьникам и студентам приходится ходить по проезжей части, так как нет пешеходных тротуаров (если бы были — а их ширина должна составлять не менее полутора метров, — то осталась бы узкая полоска дороги, что и дворовые машины не протиснулись бы. — Прим. авт.). Дети с этих улиц из-за отсутствия игровых площадок выбегают на дорогу, подвергая себя опасности.

 

Согласно нормам, передвижение пассажирского общественного транспорта допускается при ширине не менее семи метров. Поэтому УБДД не разрешит здесь движение маршрута №232″, — завершил свой ответ Ы. Саркулов.

 

 

ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ

 

Поскольку это и всё, на что было способно Управление безопасности дорожного движения, то есть ни на что не способно, жители собрались и порешили установить со стороны «Дордоя» бетонные тумбы. И вздохнули с облегчением: стало тихо и безопасно. Так продолжалось до 2019 года, когда дорожники под покровом ночи убрали не только тумбы, но и «лежачих полицейских». И словно открыли ящик Пандоры: кто на новенького? Ситуация не заставила себя ждать. Весной 2019 года на улице Хмельницкого был насмерть сбит мужчина. Преступник на авто скрылся. Реакции властей города тогда не последовало. И сейчас не следует, хотя в августе 2020 года на улице машиной был сбит мальчик. Ему сильно повредило ногу, так что он полгода не мог ходить. И до сих пор хромает. Водитель-преступник скрылся. Его поиски милицией, если они были, ни к чему не привели. Между тем эту машину можно было вычислить по камерам видеонаблюдения, коими натыкана территория внутри и вокруг «Дордоя».

 

В том же окрасившемся кровью 2019 году жители улицы Хмельницкого обратились в мэрию Бишкека и ГАИ: «Мы обращаемся к вам с просьбой ограничить движение транспорта по нашей улице. С утра и до позднего вечера автомобильный поток на рынок и с рынка «Дордой» переместился на нашу улицу (на Хвойной и Крымской «лежачих полицейских» не убрали. А по Хмельницкого для машин практически никаких препятствий. — Прим. авт.). Улица очень узкая, тротуаров нет, а наши дети и дети из новостроек ходят в школу №16. Уже зарегистрирован случай ДТП со смертельным исходом. По улице проходят две водопроводные линии. Трубы очень старые, мы постоянно их ремонтируем и устраняем порывы. Повреждены водопроводные и канализационные люки, потому что улица наша не предназначена для такого потока автотранспорта. Из домов мы сразу выходим на проезжую часть, особенно беспокоимся за своих детей. Убедительно просим помочь нам в решении этой дорожной проблемы».

 

Через месяц пришёл ответ из Свердловской райадминистрации за подписью замглавы Р. Касымбекова. Приведём его полностью как пример отписки, то есть бездушия, равнодушия и пофигизма к нуждам горожан: «В результате проведённых соответствующих обследований было установлено: ул. Хмельницкого — муниципальная улица местного значения и предназначена для общего пользования… Запрет, ограничение движения транспортных средств по дорогам общего пользования противоречит требованиям ГОСТов (таких-то и таких-то. — Прим. авт.). Согласно пункту 10.2 утверждённых постановлением правительства ПДД: «В населённых пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км в час».

 

И вообще, мол: «Решение данного вопроса находится в компетенции Управления по безопасности ГУВД по г. Бишкеку. Муниципальная администрация в случае нарушений ПДД рекомендует гражданам обращаться именно туда». Ну это же классика бюрократического жанра!

 

ИМ БОЛЬШЕ ВСЕХ НАДО

 

Почему жители улицы Хмельницкого опять сильно забеспокоились, вот в правительственную газету «Слово Кыргызстана» обратились? А чтобы сформировать общественное мнение: так, как поступают с их местом проживания, поступать нельзя. Начался новый учебный год. Когда утром дети, в том числе и из новостроек, идут по улице Хмельницкого в школу (а это самый короткий путь), им навстречу сплошным потоком следуют в сторону «Дордоя» авто — тоже по самому короткому пути. А после обеда, когда дети возвращаются из школы и турецкого лицея, им навстречу опять же едут автомашины, возвращаясь с рынка. И пока ведомства (Свердловская райадминистрация и УБДД) не сошлись во мнении — разрешить машинам ездить здесь со скоростью не более 60 км в час или установить «лежачих полицейских» — вот-вот ещё кого-нибудь собьют.
Уличный активист Игорь Петрович Мухин был весьма резок:

 

— Мы, наверное, ждём очередной смерти, чтобы все спохватились и закрыли нашу улицу для движения.
И с ностальгией:
— Вот раньше была ГАИ, а сейчас…
И машет рукой сверху вниз.
Так неужели ничего нельзя сделать?
…Мы стоим с жителями на улице, ближе к чьему-то забору. Мимо нас снуют автомашины, едва не проезжая по ногам. Мы им явно мешаем: собрались тут, понимаешь. Чужим мешают коренные. Такое ещё поискать. А как их остановишь? Хоть бы знак «кирпич» повесили, чтобы установить одностороннее движение, предлагает Нурсултан, переехавший сюда недавно. Об этом же рассуждает и старожил Вячеслав. Возможно, надо уложить побольше «лежачих полицейских», чтобы водители не хотели трястись здесь едучи — предлагает ещё один из местных.

 

На наш же взгляд, поскольку, как утверждает Мухин, это не проезжая дорога, а проход между домами, так по нему и надо только ходить. Даже поставленная рядом с забором, а не загнанная в гараж машина какого-нибудь жителя улицы — это уже преграда для пешеходов.

 

А что квартальный комитет, квартальная Бурулча Байгажанова? О, к ней и на такой-то козе не подъедешь. На вывеске её дома написано, что для посещения этой особы при себе нужно иметь паспорт, свидетельство о рождении, техпаспорт, домовую книгу и квитанции об оплате вывоза мусора.
У нас, журналистов, ничего такого при себе, кроме удостоверений, не было. Пришлось долго звонить и договариваться о встрече. Сперва квартальная сказала, что может встретиться не раньше, чем через полтора часа. Мы стали просить, чтобы побыстрее. Тогда было озвучено другое время — через полчаса. А когда мы в промежутке решили съездить в МТУ, как на тебе — там у ворот встретили нашу Бурулчу Култашыровну. Почему, спрашиваем, власти не реагируют на чаяния жителей улицы Хмельницкого? Та, недолго думая, сказала, что «проблемы нет — по улице должен ходить транспорт, а вдруг, мол, потребуются скорая, пожарная, аварийная». Мы: «Так они сейчас живут, как на пороховой бочке, каждый день, каждый час». Подумав подольше, квартальная указала на двери МТУ: «Туда идите». И нечего типа прикрываться газетой. Это всё бузотёры уличные мутят воду.

 

В МТУ не оказалось ни начальника, ни заместителя. На наш вопрос, когда будут, секретарша развела руками. В сердцах подумалось: и зачем развели эти МТУ, квартальные комитеты, если от них толку никакого? К слову, Бурулчу Култашыровну недовольные её работой не раз хотели переизбрать. Но вот незадача: когда жители недовольные приходят по объявлению о собрании в одно место, собрание с несколькими довольными проходит в другом, и Байгажанова остаётся. А квартал — это несколько улиц, торговые точки, учреждения. Поговаривают, есть влияние и руководства «Дордоя» в свою пользу.

 

Когда отмечали 30-летие этого торгового комплекса (города в городе), зачинатель дела Аскар Салымбеков напомнил, что здесь был пустырь. А «Зеленстрой» с его ёлочками-сосенками не в счёт?!

 

Сейчас «Дордой» — головная боль, нервное напряжение, непроходящее чувство опасности и дискомфорта для всех прилегающих новостроек и улиц. Особенно, повторяем, достаётся Хмельницкого. И ни разу, повторяем, ни разу нуждами её жителей не озаботились дордоевские начальники. Видимо, минуя дорнадзор, райадминистрацию, напрямую договариваются с кем надо и где-то на Крымской, Хвойной «лежачих полицейских» устанавливают (и с избытком), а на улице Хмельницкого их демонтируют. И жители становятся заложниками в угоду… так и скажем: золотому тельцу.

 

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

 

Когда полтысячи жителей города пребывают в опасности, тогда власти должны в этом месте объявить чрезвычайное положение и устранить нависшую угрозу. Угроза нависла над улицей Хмельницкого ещё минимум четыре года назад со смертью пешехода. ЧП никто и не думал объявлять. А это уже саботаж со стороны местных властей. Потому что перекрой полтысячи жителей свою улицу в знак протеста — их сразу запишут в смутьяны. Граждане оттого и не идут на крайние меры, что законопослушные. А власти района и города плевать на них хотели, потому что жители не смутьяны, а законопослушные. И такое противостояние: беспокойство с одной стороны и равнодушие с другой — будет продолжаться до очередной трагедии на этой (имени Хмельницкого) дороге. Оставим шанс властям сохранить своё лицо — идите и наведите порядок, раз вы слуги народа.

 

Геннадий КУЗЬМИН.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 

 

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:58, 07-09-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова